Изучение нового материала | Учащиеся отвечают на вопрос: «Жизнь на Земле». Предполагают, что человек относится к царству животных и имеет черты сходства с обезьянами. Называют черты сходства: развитый головной мозг, мимика, эмоции, рассудочная деятельность. Называют: прямохождение, большой объём мозга, развитую кисть руки. Учащиеся предполагают, что человек мог произойти от древних обезьяноподобных существ. Учащиеся формулируют задачи урока: -какими были предки человека; -чем они отличались друг от друга; Учащиеся называют увеличение черепа и мозга. Учащиеся работают в группах. По ходу сообщений заполняют в тетради кластер, отражающий ступени происхождения человека от низших форм к высшим. Выделяют особенности. Учащиеся приходят к выводу, что все люди на Земле принадлежат к одному виду Человек разумный. Отмечают, что люди имеют внешние отличия, но по своему биологическому развитию они равны. Все они должны иметь равные возможности для жизни. | Сообщает, что начинается изучение нового раздела «Человек на планете Земля». Проводит беседу по актуализации знаний. Показывает фрагмент фильма «Происхождение человека», ставит вопросы. Показывает объёмный плакат обезьяна и человек. Задаёт проблемный вопрос. Просит учащихся сформулировать задачи урока. Показывает муляжи предков человека от австралопитека до кроманьонца. Организует работу в группах. Каждая группа изучает информацию об одном предке человека На эту работу дается 5 минут и по 2 минуты на защиту ваших выступлений. Итак, откройте, пожалуйста, учебники, посмотрите дополнительный материал и приступайте к выполнению задания. Физминутка Ставит проблемный вопрос: кто он, современный человек? При помощи мультимедийного банка интерактивной доски показывает людей разных рас, национальностей, возрастов, профессий. | Вопрос: что мы изучали в предыдущем разделе? Является ли человек частью живой природы? Есть ли у человека черты сходства с животными, если есть – с какими? Обратите внимание на черты сходства человека и обезьян. Чем человек отличается от обезьяны. Можно ли говорить о том, что человек произошёл от обезьяны? Что изменялось у предков человека? Задания для групп. 1 группа: Австралопитеки - Образ жизни. - Использовали они предметы природы в качестве орудий труда? 2 группа: Человек умелый - это - Когда появились на Земле? - Важнейшее достижение? 3 группа: Человек разумный Неандерталец - Опишите внешнее строение. - Важнейшее достижение? 4 группа: Человек разумный Кроманьонец - Опишите внешнее строение- - Важнейшее достижение? Посмотрите на всё многообразие людей на нашей планете. Сколько видов рода человек здесь представлено? Чем люди отличаются между собой? В чём все они схожи. | Знать этапы становления человека, предков и сородичей современного человека, их биологические особенности. Владеть терминами: австралопитек, человек умелый, неандерталец, кроманьонец. Определять место человека в органическом мире. Уметь: называть основные направления развития человека, давать характеристику видов человека, выделять биологические особенности современного человека, называть признаки отличия между древним и современным человеком | Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; работая по плану, сверять свои действия с целью. Познавательные УУД: умение классифицировать- определить принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе; применение методов информационного поиска; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; умение структурировать знания Личностные: формировать познавательные интересы и мотивацию на изучение живой природы Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; участие в обсуждении. |
Контроль | Отвечают на вопросы. Каждая группа озвучивает один ответ. Другие группы исправляют возможные ошибки. | Предлагает ответить на вопросы. | Ответьте на вопросы: Кто был предком человека и человекообразных обезьян? Какой вид человека первым появился на Земле? К какому виду принадлежат все люди на Земле? Расставьте представителей древних предков человека в хронологическом порядке? | Выявить степень усвоения биологических понятий | Познавательные: извлечение необходимой информации; умение структурировать знания. Регулятивные: оценка: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Коммуникативные коррекция, оценка действий партнера |