СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

А. С. Пушкин. Текст № 4

Нажмите, чтобы узнать подробности

Напишите изложение по данному тексту, предварительно доработав фрагменты, обозначенные цифрами (1–4):

1) приведите доказательства тезиса, сформулированного в выделенном предложении;

2) приведите свои примеры проявления случайности в сюжете «Капи­танской дочки»;

3) заполните пропуски, выбрав необходимое:

а) своего собственного страха и своей душевной подлости;

б) той стихии, что привёл в движение;

в) своей осторожности;

4) приведите примеры тех поступков Гринёва, которые «подчинены за­конам дворянской чести» и совершены «по велению сердца».

На семнадцатом году недоросль Гринёв, ещё до рождения записан­ный в гвардию сержантом, отправляется служить – причём не в элит­ный Семёновский полк, а в провинцию. С этой минуты жизнь провин­циального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повто­ряющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике Валь­тера Скотта, так и о законах построения русской волшебной сказки (1). В открытом поле гринёвскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на неё натыкается чернобородый казак, который и выводит заблудившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается будущим Пугачёвым.

Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринёва и поворотов его судьбы (2).

Но в том-то и дело, что все «случайности» сюжета подчинены высшей закономерности – закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачёв, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от ____________________; оренбургский генерал, отказывающийся послать Гринёва на бой за Белогорскую крепость, не свободен от ____________________; Швабрин не свободен от ____________________; (3) Гринёв свободен до конца и во всём. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга (4).

Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь делает дворянина Гринёва до конца свободным. Точно так же, как его крепостного слугу Савельича до конца (хотя и в иных формах) свободным делает личная преданность Гринёву.

Источник: Тренировочные тексты по литературе (XVIII – начало XIX века) / С. В. Волков, Р. А. Храмцова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература»). Вып. 6 (12)). – С. 17–18.

*

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

«Капитанская дочка»

https://multiurok.ru/blog/kapitanskaia-dochka.html

Категория: Литература
14.07.2017 21:15


© 2017 400

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!