СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методические рекомендации
«Биологические экскурсии»
Введение
Преподавание биологии немыслимо без проведения экскурсий. Непосредственные наблюдения за природными явлениями под руководством учителя способствуют формированию первых представлений о материальности мира, о взаимосвязях и развитии компонентов любого природного комплекса, о природных богатствах.
Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.
В своей работе я систематически провожу экскурсии. Позволяет мне это сделать очень удобное расположение и нашего посёлка и нашей школы. Берёзовый лес сразу за стенами школы, река Чулым – в 8 минутах ходьбы, река Берла ещё ближе, в центре села - пруд, в 10 минутах ходьбы – луг. Прекрасным объектом экскурсий является пришкольный участок. Так как экскурсии я провожу систематически, то у меня есть постоянные участки, которые стали базой для проведения не только осенних, но и всех сезонных экскурсий.
Систематические экскурсии дают хороший материал для воспитания эстетических чувств, материалистического мировоззрения, диалектического понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.
Методические рекомендации по проведению экскурсий
«Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы»,— говорил Б. Е. Райков, определяя место экскурсии в обучении учащихся.
Для того, чтобы экскурсия прошла успешно необходимо соблюдаться следующие этапы:
1. подготовка к экскурсии
2. проведение экскурсии.
Подготовка к экскурсии.
Подготовиться к экскурсии вам помогут следующие рекомендации:
1. Помните, что экскурсия не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
2. Определите тему экскурсии, изучите место проведения ее, составьте план экскурсии.
3. Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекаясь на случайные вопросы.
4. Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегите длинных объяснений.
6. Не оставляйте экскурсантов только слушателями, привлекайте их к активной работе.
7. Не перегружайте экскурсантов новыми названиями; они их забудут.
8. Умейте сконцентрировать внимание экскурсантов на нужном объекте.
9. Умейте вовремя прекратить экскурсию, не утомляя излишне учащихся.
10. Закрепите материал экскурсии в памяти учеников на наследующих уроках.
Каждая экскурсия органически входит в систему уроков темы, занимая определенное место в этой системе. Уроки подготавливают учащихся к экскурсии, а экскурсия расширяет и конкретизирует их знания. Нельзя забывать, что только правильно организованные и строго продуманные экскурсии могут успешно решать учебно-воспитательные задачи.
Подготовка к экскурсии включает в себя
· Подготовка учителя к экскурсии
· Подготовка учащихся к экскурсии
Подготовка учителя к экскурсии.
За несколько дней до экскурсии учитель выбирает маршрут в том или ином ландшафте и проходит по нему, подбирая нужные объекты для изучения, места остановок для демонстрации этих объектов, для самостоятельных наблюдений учеников, обобщающей беседы. Эта работа учителя завершается составлением плана экскурсии, в котором должны найти отражение следующие основные разделы: задачи экскурсии по этапам, основные вопросы содержания и методы проведения экскурсии, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для вводной и обобщающей бесед. Учитель продумывает структуру экскурсии. В структуре, как внешнем проявлении логики учебного процесса, должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения учителя, обобщающая беседа.
Подготовка учащихся к экскурсии.
Большое значение имеет подготовка учащихся к экскурсии. Они должны знать, что нужно увидеть в природе, на что обратить особое внимание, как наблюдать. Предварительно учитель может показать схему маршрута экскурсии с целью ориентировки на местности и познакомить с требованиями к подготовке и поведению учащихся на экскурсии. Желательно каждому ученику (если в классе мало учеников) иметь блокноты, простые карандаши, лупу, метр. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь и одежду. Перед экскурсией необходимо убедить учащихся не шуметь, не бегать, не лазать без нужды по деревьям, не причинять вреда растениям, животным и экологической системе в целом.
Исходя из этой воспитательной позиции, учитель формирует у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать наиболее типичные растения, но не собирать их, наблюдать за бабочками, жуками, земноводными, но не ловить их. Птичьи гнезда не фотографировать, чтобы не подвести к ним пернатого или наземного хищника, и, конечно, не брать их с собой. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20—30 лет тому назад были вполне обычными, сейчас стали редкими или исчезающими.
Проведение экскурсии.
Экскурсия начинается с определения природного ландшафта, в котором находятся учащиеся. Учитель дает краткую характеристику ландшафта— его основные черты. Внимание учащихся привлекают к типичным признакам данного сезона года. Тот или иной биоценоз и ландшафт в целом рассматривают в развитии, в процессе непрерывного изменения.
Не рекомендуется показывать школьникам каждое растение и встреченное животное. Достаточно обратить внимание на 10—15 видов фоновых растений и столько же характерных для данного ландшафта животных. Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, обратите внимание
учащихся на общую структуру всего биоценоза, на взаимные связи растений, животных, почвы. Это очень важно!
Во время экскурсии обратите внимание учащихся на своеобразие и красоту тех или иных участков природы в разные сезоны года, воспользуйтесь художественными образами из литературы и живописи. Русские писатели и художники любили природу, умели ее наблюдать, увлекательно писали о ней и оставили прекрасные картины сезонной жизни различных ландшафтов. Конечно, при этом нужно соблюдать известную меру, чтобы не нарушить хода биологической экскурсии.
Не превращайте экскурсию в урок с опросом учащихся по данной теме с комментариями учителя: экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику.
Непременная часть экскурсии — самостоятельные наблюдения каждого школьника. Учитель, составляя план экскурсии, определяет задания для самостоятельной работы (в виде нескольких вопросов, несложных табличек или карточек для записи конкретных наблюдений). Цель заданий— научить учащихся видеть происходящие в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов.
Задания должны быть доступны ученикам и предусматривать сочетание репродуктивной и творческой познавательной деятельности. В задание включаются описание биотопа, в котором находится группа, определение живых объектов, их зарисовка, фотографирование. Во время самостоятельных наблюдений учитель контролирует работу детей. В установленное время ученики собираются вместе на итоговую беседу, во время которой рассказывают о наблюдениях и находках, показывают собранный материал. Учитель обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения учеников.
После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал и составляют коллекции опавших листьев, семян, плодов, иллюстрирующих изменчивость различных признаков, приспособленность к определенным условиям жизни и т.п. Результаты экскурсии оформляются в форме отчета или отчетной таблицы.
Методика проведения экскурсий
ОСЕННИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ
Задачи.
Образовательные: развивать у учащихся понятия о древесных, кустарниковых и травянистых растениях, продолжительности их жизни, приспособленности растений к условиям окружающей среды: осенняя окраска листьев, листопад, осеннее цветение растений, распространение плодов и семян, особенности внешнего строения цветковых растений разных мест обитания; отработать приемы фиксации наблюдений; формировать общеучебное умение по оформлению письменного отчета об экскурсии.
Воспитательные: развивать научное мировоззрение, раскрывая причины наступления осенних явлений в жизни растений путем установления связей между ними и изменениями в окружающей среде (температура, влажность, долгота дня, облачность и др.); формировать у учащихся эстетическое восприятие природы и навыки поведения в естественных ландшафтах, ознакомить учащихся с плодами и семенами растений — кормом для зимующих птиц.
Оборудование: папка для гербаризации листьев; задания, отпечатанные и наклеенные на картоне; дидактический материал с изображением деревьев и кустарников; полиэтиленовые мешочки.
Ход проведения экскурсии.
Первая карточка. В течение 15 мин обследуйте отведенный участок леса. Выполните задания.
( Для работы отводятся разные участки леса. Это позволяет наиболее полно выявить видовой состав растений)
1. Выясните, какие древесные цветковые растения растут в данной местности. Соберите плоды, а также листья разной окраски, демонстрирующие постепенный переход от зеленой окраски к полному осеннему расцвечиванию. Листья и плоды деревьев одного наименования помещайте в один пакет.
2. Понаблюдайте за изменением окраски листьев у разных деревьев. Установите, где больше окрашенных листьев — в верхней части кроны или в нижней, в наружной или внутренней? Результаты наблюдений оформите в виде таблицы, пользуясь терминами «больше», «меньше», «много», «мало».
|
Части кроны |
|||
Название древесного растения |
верхняя |
нижняя |
наружная |
внутренняя |
|
|
|
|
|
3. Понаблюдайте за листопадом. Попытайтесь потянуть зеленый лист; лист, начавший менять окраску; лист, полностью изменивший окраску. Сделайте записи об особенностях отделения зеленых листьев, начавших менять окраску и полностью изменивших ее.
4. Выясните, как влияют на внешний вид дерева(форма, размеры) разные условия его жизни. Найдите деревья одного вида, выросшие на открытом месте, на опушке и в лесу; сделайте схематический рисунок этих деревьев и соответствующие записи.
5. Обсуждение результатов. Дискуссия по вопросу: «Наступит ли осеннее явление в жизни березы, если она растет в теплице?». Вывод по выполненной работе.
6. Самостоятельное выполнение заданий.
Вторая карточка. В течение 10 мин обследуйте отведенный участок леса. Выполните задания.
1. Выясните, какие кустарники растут в данной мести. Соберите плоды, сравните их с плодами деревьев. Почему у кустарников преобладают сочные плоды. Как распространяются плоды и семена кустарников?
2. Понаблюдайте, за изменением окраски листьев. Данные внесите в таблицу (неизвестное название спросите у учителя).
Название кустарника |
Окраска листьев |
|
|
3. Определите, у кустарников или у деревьев раньше полностью расцвечиваются листья. С этой целью сравните степень расцвечивания листьев на одном участке деревьев и кустарников. Данные оформите в таблице; степень расцвечивания листьев обозначьте словами « больше», «меньше»
Формы растений |
Степень расцвечивания листьев |
Деревья Кустарники |
|
7. Обсуждение результатов. Вопросы для беседы: чем кустарник отличается от дерева? Какие осенние явления наблюдаются в жизни кустарников? Как окрашены и как опадают листья у кустарников? Кустарники живут под кронами деревьев. Как это влияет на ход осенних явлений? Что общего в подготовке к зиме у кустарников и деревьев?
8. Совместная работа учителя и учащихся.
Вопрос «Как изменяется жизнь травянистых растений осенью».
( Выясняются отличительные особенностях внешнего строения травянистых растений, их многообразии, продолжительности жизни, способах распространения семян, разных сроках цветения, о подготовке к зиме. Рассказ чередуется с самостоятельными наблюдениями учащихся за способами распространения семян).
Итои экскурсии. Итоги экскурсии оформляются в виде письменного отчета. На оформление отводится 5-7 дней. Такой срок позволяет красочно и аккуратно оформить коллекцию плодов, гербарный лист и текст отчета.
ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ВЕСНОЙ
Задачи.
Образовательные: развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, о наступивших изменениях в мире растений с приходом весны — цветении древесных и кустарниковых растений, цветении эфемеров, прорастании семян древесных растений; научить определять раннецветущие растения; развивать общеучебные умения по оформлению письменного отчета об экскурсии.
Воспитательные: развивать научный взгляд на природу, показав причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений; способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства; убедить учащихся бережно относиться к весенним эфемероидам, особенно страдающим от воздействия человека вблизи поселений человека; организовать рейд «Подснежник»; учить не только пользоваться природой, но и восстанавливать ее богатства.
Ход проведения экскурсии.
1.Беседа по технике безопасности при проведении экскурсии и правилах поведения в природе.
2. Постановка цели экскурсии: познакомить учащихся с различными периодами весны, ее погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны.
3. Беседа о красоте окружающей природы и характерных приметах весны
4. Самостоятельное выполнение заданий.
Первое задание. Отыскать в течение 10 минут заданное число видов ( а не экземпляров) цветущих травянистых растений; определить их, не срывая. Оформить записи в блокноте в виде таблицы.
Название растения |
Особенности внешнего строения |
|
цветка |
листьев |
|
|
|
|
( Если дети затрудняются с названием растения, то им предлагаются карточки с изображением и названием первоцветов. Они находят интересующее их растение и правильно записывают название).
Вопросы для обсуждения после выполнения задания.
Второе задание. В течение 5 минут понаблюдайте за цветками раннецветущих растений, проследите за посещением их насекомыми и выясните, как происходит опыление.
Третье задание. Рассмотрите цветущие деревья и кустарники. Оформите записи в виде таблицы.
Название деревьев и кустарников |
Внешний вид соцветий ( схематические рисунки) |
Растения однодомные или двудомные |
|
Пестичных цветков |
Тычиночных цветков |
||
|
|
|
|
5. Подведение итогов. Учитель просматривает блокноты, находит красиво и правильно оформленные таблицы и демонстрирует их. Учащиеся вносят изменения в свои записи. Обсуждаются вопросы, возникшие у детей по ходу экскурсии, по выполняемым заданиям.
Об экскурсии учащиеся отчитываются письменно по плану: красота леса; значение леса в природе, народном хозяйстве, жизни человека; ботаническое название местного леса и его местонахождение; ярусное расположение растений в лесу; схема, списки растений каждого яруса; описание условий жизни в каждом ярусе; характеристика приспособительных особенностей растений каждого яруса; примеры доказательств, что лес — это взаимосвязанная и взаимообусловленная жизнь исторически сложившегося сочетания растений, животных и микроорганизмов, влияющих на среду (почву, температуру, влажность); положительные и отрицательные примеры поведения человека в данном лесу; предложения по охране местного леса.
Учитель объявляет конкурс на лучший письменный отчет об экскурсии.
© 2015, Еловская Неля Анатольевна 11220