СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
При обучении детей с выраженным интеллектуальным недоразвитием процессы чтения и письма понимаются более абстрактно.
«Чтение» рассматривается как процесс считывания информации, зашифрованной в различных знаках, символах (не только в буквах, но и в картинках, звуках, жестах, мимике, рисунке губ), доступных восприятию данного ребенка. Глобальное чтение - узнавание слов «в лицо».
Для «неговорящих» детей глобальное восприятие является одним из важнейших средств альтернативной коммуникации устной и письменной речи. В первую очередь для глобального чтения отбираются слова, представляющие жизненно важные объекты окружающей действительности («Аптека», «Полиция», «Магазин», «Туалет» и тому подобное). Параллельно с этим, по возможности, дети учатся писать знакомые слова пишущим предметом или печатать их на клавиатуре.
«Письмо» рассматривается как графическое обозначение смысловой единицы (выкладывание соответствующего изображения, рисование доступных символов).
Для обозначения объектов изучаются знаки-пиктограммы (напр., знак «остановка транспорта», «аптека», «метро»). В качестве «рабочей» пиктограммы выбираются любые общепринятые знаки, интуитивно понятные детям (смайлы из соцсетей, иконки интерфейсов компьютера, телефона и так далее).
Условными символами «записываются» неречевые звуки. Например, прерывистые звуки, стук – точками или штрихами; протяжные звуки линиями: прямыми, круговыми или ломаными.
Слово можно «записать» условным цветным пятном: зима — голубое пятно, вечер — серое и так далее.
Кроме информационной функции все эти методы и приемы несут в себе коррекционное значение для развития высших психических функций ребенка.
© 2024, Котова Ольга Викторовна 46