СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зона ближайшего развития УД
Что нужно знать и делать учителю
1 → 2 Целесообразно включение учащегося в работу по решению типовых задач по алгоритму в сотрудничестве с учителем на:
подготовительном этапе урока (ПЭУ) в работу по припоминанию какого-либо интересного факта (примера) из собственного опыта по теме урока;
I этапе занятия при последнем ученическом повторе главной мысли, определения, вывода;
II этапе занятия при совместном с учителем первичном разборе (подробном объяснении у доски) способа решения новой (самой простой) типовой задачи, то есть в ходе выдачи образца (эталона) УД для всего класса;
при последнем ученическом повторе вывода по II этапу урока;
III этапе занятия при закреплении навыков УД в ходе индивидуальной работы ученика с учителем, озвучивающим алгоритм УД, который ученик обязательно должен видеть перед собой. Необходимо терпеливо, шаг за шагом подробно объяснять учащемуся какой алгоритм необходимо выбрать и почему, что именно нужно делать сейчас и почему так, а не иначе. Например: «Давай будем вместе с тобой решать эту интересную задачу. Итак, представь себе.». «Так, ты правильно выбрал нужный алгоритм, теперь нужно решить, с чего начинать решение задачи по этому алгоритму». «Да, ты верно выполнил первое действие, то есть точно по алгоритму. Теперь давай уточним, что же ты при этом нашел?»;
заключительном этапе урока (ЗЭУ) при формулировке выводов о практической пользе нового учебного (фактического) материала
2 → 3 Необходимо включение учащегося в работу по самостоятельному решению типовых задач, глядя на алгоритм (образец) УД, на:
подготовительном этапе урока (ПЭУ) при воспроизведении по памяти знания каких-либо фактов из собственного опыта, а также из вновь пройденного и связанного с предыдущим учебного материала;
I этапе занятия в ходе объяснения нового материала и в ответах на вопросы учителя, требующих выполнения простых алгоритмических действий по образцу учителя; при повторении вывода по этапу вслед за более сильным учеником (уровень УД= 4 – 6);
II этапе занятия после того, как учителем или более сильным учеником был наглядно (на доске) задан образец (эталон) правильных УД или алгоритм УД при решении новой типовой задачи; при повторе вывода по этапу вслед за более сильным учеником;
III этапе занятия при закреплении навыков выполнения УД, глядя на алгоритм, в парах, группах или индивидуально в ходе самостоятельной работы и при наличии текста алгоритма УД на парте, правильный выбор которого должен быть обеспечен (подсказан в случае необходимости) учителем; при повторном выводе по этапу вслед за более сильным учеником. При выполнении учеником самостоятельной работы целесообразно подбадривание словами, например: «Внимательно действуй точно по алгоритму (образцу) решения задачи, который лежит у тебя на парте (записан на доске) и тогда ты увидишь, что все решается легко и быстро и у тебя все получится»;
заключительном этапе урока (ЗЭУ) при повторении любого вывода вслед за более сильным учеником, а также при определении практической ценности работы
4 → 5 Целесообразно включать учащегося в решение нетиповых задач, нацеливая его на модификацию известных ему типовых способов решения (алгоритмов), использование, наряду с алгоритмами УД, эвристик, планов и других предписаний. Важно вовлекать ученика на:
подготовительном этапе урока (ПЭУ) в процесс актуализации знаний о путях изменения алгоритмов решения типовых задач (известных приемах изменения способов решений) в конструирование (создание) необычных учебных ситуаций (ситуаций затруднения);
I этапе занятия в попытки самостоятельного анализа и выделения существенных признаков (абстрагирование) новых понятий, объектов и явлений, обобщение найденных закономерностей совместно с учителем;
II этапе занятия в поиск (исследование) причинно-следственных связей явлений, «открытие» нового алгоритма УД в ходе квазиисследовательской деятельности путем перестройки (модификации) известного; в процесс демонстрации эталона правильных УД (образца) для учеников с более низким уровнем УД, попытки самостоятельного определения нового вида учебных задач, первичной формулировки вывода по этапу урока путем построения индуктивных умозаключений;
III этапе урока в совершенствование самостоятельных навыков распознавания нетиповых задач и навыков поиска их решений путем перестройки известного алгоритма УД, попытки первичных обобщений, высказывание суждений и выводов с доказательством их истинности с опорой на собственные знания и практический опыт, пример, эксперимент и т.п.; попытки самостоятельно сформулировать вывод по этапу урока; в выполнение домашних заданий с элементами творчества;
заключительном этапе урока (ЗЭУ) при формулировке выводов о путях перестройки алгоритма УД и по уроку в целом
5 → 6 Целесообразно привлекать учащегося к решению наиболее сложных учебных задач. Возможно включение ученика на: подготовительном этапе урока (ПЭУ) в процесс формулировки ситуаций затруднения, попытки найти выход из сложившегося положения; I этапе занятия в самостоятельное построение индуктивных умозаключений; II этапе занятия в самостоятельное построение дедуктивных умозаключений в ходе анализа путей применения общих схем (положений, правил, понятий и т.п.) для решения частных задач, составление алгоритмов и эвристик, планов, заданий для всего класса по новой теме, в том числе и творческих; доказательство истинности суждений; III этапе занятия в самостоятельное формулирование значения, роли и места изучаемого нового учебного материала в системе научных знаний (в науке, технике, искусстве, культуре, жизни вообще); заключительном этапе урока (ЗЭУ) при самостоятельной формулировке общих выводов урока
© 2016, Котельникова Светлана Юрьевна 253