СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рекомендации по развитию учебных действий (УД) ученика (учителю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зона ближайшего развития УД

Что нужно знать и делать учителю

1 → 2 Целесообразно включение учащегося в работу по решению типовых задач по алгоритму в сотрудничестве с учителем на:

подготовительном этапе урока (ПЭУ) в работу по припоминанию какого-либо интересного факта (примера) из собственного опыта по теме урока;

I этапе занятия при последнем ученическом повторе главной мысли, определения, вывода;

II этапе занятия при совместном с учителем первичном разборе (подробном объяснении у доски) способа решения новой (самой простой) типовой задачи, то есть в ходе выдачи образца (эталона) УД для всего класса;

при последнем ученическом повторе вывода по II этапу урока;

III этапе занятия при закреплении навыков УД в ходе индивидуальной работы ученика с учителем, озвучивающим алгоритм УД, который ученик обязательно должен видеть перед собой. Необходимо терпеливо, шаг за шагом подробно объяснять учащемуся какой алгоритм необходимо выбрать и почему, что именно нужно делать сейчас и почему так, а не иначе. Например: «Давай будем вместе с тобой решать эту интересную задачу. Итак, представь себе.». «Так, ты правильно выбрал нужный алгоритм, теперь нужно решить, с чего начинать решение задачи по этому алгоритму». «Да, ты верно выполнил первое действие, то есть точно по алгоритму. Теперь давай уточним, что же ты при этом нашел?»;

заключительном этапе урока (ЗЭУ) при формулировке выводов о практической пользе нового учебного (фактического) материала

2 → 3 Необходимо включение учащегося в работу по самостоятельному решению типовых задач, глядя на алгоритм (образец) УД, на:

подготовительном этапе урока (ПЭУ) при воспроизведении по памяти знания каких-либо фактов из собственного опыта, а также из вновь пройденного и связанного с предыдущим учебного материала;

I этапе занятия в ходе объяснения нового материала и в ответах на вопросы учителя, требующих выполнения простых алгоритмических действий по образцу учителя; при повторении вывода по этапу вслед за более сильным учеником (уровень УД= 4 – 6);

II этапе занятия после того, как учителем или более сильным учеником был наглядно (на доске) задан образец (эталон) правильных УД или алгоритм УД при решении новой типовой задачи; при повторе вывода по этапу вслед за более сильным учеником;

III этапе занятия при закреплении навыков выполнения УД, глядя на алгоритм, в парах, группах или индивидуально в ходе самостоятельной работы и при наличии текста алгоритма УД на парте, правильный выбор которого должен быть обеспечен (подсказан в случае необходимости) учителем; при повторном выводе по этапу вслед за более сильным учеником. При выполнении учеником самостоятельной работы целесообразно подбадривание словами, например: «Внимательно действуй точно по алгоритму (образцу) решения задачи, который лежит у тебя на парте (записан на доске) и тогда ты увидишь, что все решается легко и быстро и у тебя все получится»;

заключительном этапе урока (ЗЭУ) при повторении любого вывода вслед за более сильным учеником, а также при определении практической ценности работы

4 → 5 Целесообразно включать учащегося в решение нетиповых задач, нацеливая его на модификацию известных ему типовых способов решения (алгоритмов), использование, наряду с алгоритмами УД, эвристик, планов и других предписаний. Важно вовлекать ученика на:

подготовительном этапе урока (ПЭУ) в процесс актуализации знаний о путях изменения алгоритмов решения типовых задач (известных приемах изменения способов решений) в конструирование (создание) необычных учебных ситуаций (ситуаций затруднения);

I этапе занятия в попытки самостоятельного анализа и выделения существенных признаков (абстрагирование) новых понятий, объектов и явлений, обобщение найденных закономерностей совместно с учителем;

II этапе занятия в поиск (исследование) причинно-следственных связей явлений, «открытие» нового алгоритма УД в ходе квазиисследовательской деятельности путем перестройки (модификации) известного; в процесс демонстрации эталона правильных УД (образца) для учеников с более низким уровнем УД, попытки самостоятельного определения нового вида учебных задач, первичной формулировки вывода по этапу урока путем построения индуктивных умозаключений;

III этапе урока в совершенствование самостоятельных навыков распознавания нетиповых задач и навыков поиска их решений путем перестройки известного алгоритма УД, попытки первичных обобщений, высказывание суждений и выводов с доказательством их истинности с опорой на собственные знания и практический опыт, пример, эксперимент и т.п.; попытки самостоятельно сформулировать вывод по этапу урока; в выполнение домашних заданий с элементами творчества;

заключительном этапе урока (ЗЭУ) при формулировке выводов о путях перестройки алгоритма УД и по уроку в целом

5 → 6 Целесообразно привлекать учащегося к решению наиболее сложных учебных задач. Возможно включение ученика на: подготовительном этапе урока (ПЭУ) в процесс формулировки ситуаций затруднения, попытки найти выход из сложившегося положения; I этапе занятия в самостоятельное построение индуктивных умозаключений; II этапе занятия в самостоятельное построение дедуктивных умозаключений в ходе анализа путей применения общих схем (положений, правил, понятий и т.п.) для решения частных задач, составление алгоритмов и эвристик, планов, заданий для всего класса по новой теме, в том числе и творческих; доказательство истинности суждений; III этапе занятия в самостоятельное формулирование значения, роли и места изучаемого нового учебного материала в системе научных знаний (в науке, технике, искусстве, культуре, жизни вообще); заключительном этапе урока (ЗЭУ) при самостоятельной формулировке общих выводов урока

19.12.2016 07:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП