СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе «Как я использую ФГОСы в своей работе».
Дошкольный возраст интересен своей открытостью и непосредственностью, в этот период жизни формируется характер ребёнка, его установка на жизнь. В годы дошкольного детства происходят изменения в развитии личности, в общении с окружающем миром, углубляются познания детей. Зная достоинства и способности каждого ребёнка и создавая условия для их проявления, способствую раскрытию личностного потенциала воспитанников.
В Федеральных Государственных Требованиях выделяют виды деятельности, которые можно считать приемлемыми формами практики для ребёнка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы Основной тезис построения образовательного процесса – я считаю, что «обучение ведёт за собой развитие».
Одним из самых важных условий воспитательно – образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Поэтому, создавая предметно – пространственную среду, я стараюсь оборудовать и оформить групповое помещение, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего, возраст, особенности развития и здоровья, интересы, склонности, способности и гендерная принадлежность. У ребёнка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Я стараемся организовать среду так, чтобы у ребёнка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть.
Роль предметно – пространственной среды в образовании дошкольника очень велика, и требования к ней являются одним из компонентов ФГОС дошкольного образования.
В нормативных документах и Федерально Государственных Требованиях определены и названы основные формы организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность ребёнка. Самостоятельная деятельность – это свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом предметно - пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребёнком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Предметно – пространственная среда сегодня является общеизвестным и общепризнанным: любому педагогу, очевидно, что без современной предметно – пространственной среды невозможна полноценная организация образовательного процесса, что эта среда является важным и мощным фактором воспитания и развития ребёнка. Для успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе созданы оптимальные условия: среда – это источник развития, отвечающая потребностям детей, содержание соответствующее реальным запросам воспитанников, сотрудничество с детьми в решении разнообразных познавательных задач, желание. Здесь дети удовлетворяют собственное любопытство, развивают своё воображение, творческие способности.
Я соблюдаю принципы построения предметно – пространственной среды: дистанции, активности, самостоятельности, творчества; стабильности и динамичности. Насыщенность и разнообразие элементов развивающей среды обеспечивает занятость каждого ребёнка. Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как дети сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место и партнёров. Инновационность подхода к организации предметно – пространственной среды развития ребёнка определяется не только ФГОС ДО, но и необходимостью учёта принципов развития ребёнка – дошкольника в процессе организации центров активности.
Центры активности: центр искусства, центр книги, центр математики, центр грамоты, центр природы, центр игры, центр строительства, центр для ролевых игр, центр настольно-печатных игр, спортивный центр, центр для игр с природным материалом, центры для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, музыкальной и др.
Обогащение и содержательность центров активности предметно – пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом для развития ребёнка, способствует активному включению его в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в образовательную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию и самореализации.
Предметно – пространственная среда представляет собой систему предметных средств, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации творческой деятельности. Но при этом исходное требование к предметно – пространственной среде – её развивающий характер, а также вариативность.
К оформлению содержания предметно – пространственной среды я активно привлекаю детей, создаём с ними (изделия детского художественного творчества, конструирование, картонные модули и др.), что способствует формированию осознанного отношения ребёнка к тому месту, где он находится в течение дня, понимая взаимозависимости всех её компонентов, необходимости комфортности для всех детей и взрослых группы, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими.
Использую игровые технологии, так как мир детей невозможно представить без игр. В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности для детей. Игровая деятельность является существенной составляющей в жизни детей. Необходимо обеспечивать условия для свободной самостоятельной игры детей, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка. Игра выступает в качестве формы организации образовательной работы с детьми.
Развитию ребёнка в игре способствуют, с одной стороны, компетентное руководство взрослого, а с другой – грамотная организация игровой среды. Игровые технологии удовлетворяют потребности детей в игре, дают возможность со сверстниками, способствуют развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимание, мышление, воображение, речи (в этом успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребёнка).
Литература
© 2015, Уварова Елена Юрьевна 3538