СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по русскому языку в начальной школе предусматривает обязательное изучение слов с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и удвоенными согласными. За годы обучения в начальной школе ученику предстоит запомнить написание около 200 таких слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками. Механическое запоминание путем многократного повторения не всегда дает нужный результат. Необходим эффективный метод, который позволит детям быстро сориентироваться и вспомнить безошибочное написание слов.
Особые трудности при запоминании написания слов с непроверяемыми гласными и согласными звуками младшие школьники испытывают потому, что у них нет слуховой и зрительной опоры, которая помогла бы им запомнить написание непроверяемого безударного гласного или непроизносимого согласного звука.
Четверостишия, в которых называется слово с непроверяемой орфограммой, не всегда достигают своей цели, так как ученик, называя слово, не вызывает тем самым у себя в памяти его зрительный образ. Среди различных факторов, влияющих на формирование грамотности учащихся, особенно важным является фактор одновременного взаимодействия зрительной и слуховой памяти. Написанные автором четверостишия содержат именно такие слуховые и зрительные опоры.
Буква, написание которой необходимо запомнить, повторяется в других словах четверостишия так, что на нее при произношении падает ударение, и как бы подсказывает ученику, какую именно букву необходимо писать в том или ином слове, содержащем орфограмму. Иногда такой заключительной строки нет, но подсказками являются другие слова во всех строчках стихотворения. В этих словах повторяется в качестве ударного тот слог, написание которого необходимо запомнить в словарном слове.
Если необходимо запомнить написание удвоенной согласной буквы, рекомендуем также использовать стихотворные рифмовки.
Такие четверостишия можно записывать в рабочие тетради. При этом ученикам дается задание найти слова с повторяющейся буквой, слогом или парами слогов и обратить внимание на то, что именно такую букву или такой слог нужно писать в слове. При этом очень важно обратить внимание детей на тот факт, что «вспомогательные» слова не являются однокоренными по отношению к слову с непроверяемой орфограммой и служат только зрительным и слуховым ориентирами.
При записи в тетрадях особый эффект дает выделение нужной буквы или слога другим цветом или их написание более крупным шрифтом.
Стихотворная форма подачи написания слова с непроверяемой орфограммой более результативна, так как ритм и рифмы способствуют более прочному запоминанию его написания, чем обычное предложение, построенное по тем же принципам.
Помимо предложенных заданий учитель может добавлять другие в соответствии с изучаемой темой. Можно указать спряжение глагола, род, число, время. У имён существительных можно указать склонение, род, число, падеж. Выполнение самостоятельно таких заданий будет способствовать формированию вариативного мышления у учеников начальной школы.
Успехов вам в учебе!
© 2018, Чеботарева Елена Николаевна 461