СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект - план урока "Формирование текстовых умений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс заданий по формированию текстовых умений

Использование таких видов упражнений, как:

- самостоятельный анализ текста в указанном учителем направлении (определение стиля, жанра, композиции и т. п.);

- подбор и семантический анализ грамматических синонимов; замена использованных в тексте структур синонимичными;

- вставка в текст пропущенных элементов с обоснованием выбора; составление к текстам вступления (заключения);

- продолжение начатого текста;

- грамматический разбор;

- составление плана сообщения о каком-либо явлении;

- анализ материалов упражнений и соотнесение их с теоретической частью параграфа;

- самостоятельное составление фрагментов текста и текстов различного характера;

- редактирование текстов с учетом структурно-семантических и тексто-образующих возможностей синтаксических структур, свободные и творческие диктанты.

Задания на формирование умения озаглавить текст

  1. Прочитайте. Придумайте заголовок к тексту.

Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались, у корней не оступись, в густой чаще не запутайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, горькую кору жевать, сладкие листья рвать.

Е.Чарушин

  1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошел за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосенок. Антон стал выталкивать лосенка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слезы. Она стала облизывать своего кроху.

Из газеты «Комсомольская правда»

  1. Прочитай текст. Какие слова из этого текста можно выбрать в качестве его заглавия? Объясни почему?

Со всех сторон вьются с весёлой песнью хохлатые жаворонки; из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах берёзы, фиалки, прелого листа, черёмухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.

(Л. Толстой «Отрочество»)

Задания на формирование умения определить тему и основную мысль текста.

  1. Прочитай текст. Какая главная мысль у него?

В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверёк с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

  1. Прочитай. О чём этот текст?

Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим фотоаппаратом. Его снимки - иллюстрации к статьям.

Прочитай. Какова его главная мысль?

Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки - красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.

Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.

(По Л. Соболеву)

Задания на формирование умения составлять текст по плану и план текста

  1. Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». Подумай, о чём ты хочешь написать.

Примерный план

Как эта игрушка попала ко мне.

Какая она (описание).

Как и с кем я в неё играю.

Почему это самая любимая моя игрушка.

Определите тему и главную мысль текста.

Составьте план текста.

  1. Прочитайте. «Зайчонок»

С этих пор лесник еще долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.

Лесник принес зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.

Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.

Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

В.Степанов

Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ

Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.

  1. Запишите заголовок и план текста.

Подготовься рассказать об интересном случае, который произошел с тобой. Составь рассказ, опираясь на план.

Сформулируй тему своего рассказа.

Определи основную мысль своего рассказа?

Подбери заголовок к тексту?

Подумай, с чего ты начнешь свой рассказ.

Из чего будет состоять основная часть текста?

Чем можно закончить рассказ?

Предложение заданий подобного рода возможно и вполне осуществимо один-два раза в неделю. Следует предлагать учащимся определить тему и главную мысль любого текста, с которым проходит работа на уроке, а также предложить составить план текста. Перед устным ответом школьника целесообразно предложить ему план и рекомендовать опираться на него, отвечая на поставленный вопрос.

Категория: Логопедия
15.04.2022 04:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!