СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личностно-ориентированное обучение-это обучение, выявляющее особенности обучающегося - субъекта, признающее самобытность и самоценность субъективного опыта обучающегося. Одним из двух главных компонентов целостного педагогического процесса является процесс обучения (учебный процесс) - сложный, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития. Дать полное и всестороннее определение его сущности очень трудно, ибо он включает большое число разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и разной природы.
В сочинениях древних и средневековых мыслителей понятие «обучение», «процесс обучения» рассматривались главным образом как «преподавание, цель которого - учение»
Преподавание рассматривается как «деятельность учителей, обеспечивающих усвоение учебного материала, а учение - как деятельность обучающихся по усвоению предлагаемых им знаний». Несколько позже, в понятии «обучение» нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у обучающихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и обучающегося.
Следовательно, сущность процесса обучения как совместной деятельности учителя и обучающихся составляет единство преподавания и учения.
В обучении осуществляется развитие учащегося. Основными структурными элементами обучения как системы, по мнению ученых, являются: «цели; принципы; содержание; методы; организационные формы; результаты»
Данные структурные элементы характерны для всех дидактических систем. Под дидактической системой понимается «выделенное по определенным критериям целостное образование. Системы отличаются не второстепенными деталями, а принципиальными особенностями. Они характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения».
Для понимания сущности личностно-ориентированного обучения обратимся к анализу концепций, разработанных отечественными учеными. Так, например, Ш.А.Амонашвили условно делит модели образования на авторитарно - императивные и гуманные. Авторитарно-императивный подход базируется, по его мнению, на:
- подчинении обучающихся целям и воле взрослого в процессе воспитания и обучения;
- отчуждение обучающегося от участия в процессе организации собственного образования;
- превращении вопроса дисциплины в главную педагогическую проблему;
- порождении насилия по отношению к обучающимся.
По мнению ученого, гуманный подход (личностно-ориентированный) отличается:
- максимально возможным учетом и культивированием индивидуальности обучающихся;
- стремлением превратить обучающегося в полноправного сотворца собственного развития;
- ориентацией на «истинную» природу каждого обучающегося;
- отсутствием всякого рода насилия по отношению к обучающимся
Ш.А. Амонашвили взаимоисключает описанные выше стили обучения и не допускает их смешение. Сущность педагогической системы Ш.А. Амонашвили, как показывает анализ, заключается в стремлении педагога созидать из каждого обучающегося личность, «высшее творение природы, обладающее «страстью» к развитию, взрослению и свободе» Личность, по мнению ученого, рождается в борьбе с самим собою, в процессе самопознания и самоопределения; воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить обучающегося на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе
Среди главных условий реализации личностно-ориентированного обучения Е.В.Бондаревская выделяет: самореализацию, жизнетворчество, культурную идентификацию, индивидуализацию, личностно-смысловую направленность, культурологическое содержание обучения и воспитания, диалогичность и творческий характер учебной деятельности. По мнению автора, этот тип обучения «рефлексирует природные особенности человека (способность мыслить, чувствовать, действовать), его свойства как субъекта культуры. Развитие этих свойств в единстве и составляет результат личностно-ориентированного обучения
В основу личностно-ориентированного подхода к обучению В.В.Сериков положил теорию личности, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.
Обучение, ориентированное на личность, достигает своей цели только тогда, когда создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов обучения. Главным условием проявления личностных способностей в процессе В.В.Сериков считает создание личностно- ориентированной ситуации (учебной, познавательной, жизненной), в которой востребуется проявление личностных функций учащихся
Методологической основой проектирования личностно - ориентированного обучения в концепции И.С. Якиманской является принцип субъектности в соответствие, с которым автор указывает на возможность возникновения внутренних механизмов развития личности, создаваемых самим учеником в процессе учения и самостоятельной познавательной деятельности.
Личностно-ориентированное обучение, по мнению И.С. Якиманской, должно обеспечить своеобразную встречу субъектного опыта, сложившегося у обучающегося, с общественно значимым опытом в виде обмена и согласования ценностей, смыслов, значений. И.С. Якиманская обращает внимание на то, чтобы направленность обучения на индивидуально-личностное развитие учащихся нашли отражение в учебных программах, которые бы инициировали субъектный опыт учащихся, ориентировали на использование разных способов учебной работы, изменили вектор движений не от педагогических воздействий к ученику, а от ученика - к условиям его обучения
Наиболее важными для нашего исследования мы считаем следующие положения концепции И.С. Якиманской:
- направленность учителя на учебные возможности каждого ученика, составление индивидуальной карты его личностного развития, индивидуальной программы обучения с опорой, прежде всего, на успех в достижении положительных учебных результатов;
- построение урока, направленного на создание условий для самореализации, самостоятельности каждого ученика, на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта обучающегося, на стимулирование учеников к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, на применение активных форм общения (не только монолога, но и диалога)
Анализ названных концепций личностно-ориентированного обучения свидетельствует, что данная система противостоит ранее существовавшей традиционной модели обучения и воспитания учащихся.
Во-первых, личностно-ориентированное обучение направлено на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере обучающегося, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.
Во-вторых, при использовании данного обучения педагог прилагает основные усилия не для формирования у обучающихся социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.
В-третьих, применение этого обучения предполагает перераспределение субъектных полномочий в образовательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и их воспитанниками.
К основным ключевым элементам построения личностно-ориентированного обучения, по мнению ученых, можно отнести следующее:
- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение - процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я - концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
В основе построения личностно-ориентированного обучения лежат следующие принципы.
Принцип самоактуализации. В каждом обучающемся существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.
Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь обучающемуся стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей обучающегося.
Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
Принцип доверия и поддержки. Такая атмосфера раскрепощает учащихся, содействует раскрытию их собственного потенциала, развитию сильных сторон их личности, достижению максимально возможных результатов в выполняемой на уроке деятельности.
© 2017, Карпова Анастасия Михайловна 1933