СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация изучения навыков самообслуживания детей с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал что, умение детей обслуживать самого себя является важнейшим аспектом в формировании здоровой личности, умеющей культурно вести себя в обществе и выглядеть опрятно.

К сожалению не все дети, имеющие интеллектуальные нарушения различной степени тяжести в состоянии понять необходимость формирования у себя этих умений, а более того научиться пользоваться всеми вещами необходимыми для самообслуживания.

В данном исследовании приняли участие обучающиеся младшего школьного возраста (9-10 лет) в количестве 10 человек. Все обучающиеся имеют диагноз –умственная отсталость выраженной степени. Классный коллектив состоит из 6 мальчиков и 4 девочек.

В целом можно охарактеризовать 2 класс, как дружный коллектив. У детей редко случаются конфликты. В коллективе отмечаются дети, которые имеют сопутствующие нарушения (зрения, тяжелые нарушения речи (ТНР)). Данным обучающимся оказывалась посильная помощь в ходе экспериментального исследования.

Все дети направлены на обучение в данное образовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы (далее АООП по 2 варианту) образования детей с интеллектуальными нарушениями по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

В коррекционно-педагогическом курсе, отраженном в примерной рабочей программе по учебным предметам и коррекционным курсам образования обучающихся с умственной отсталостью по второму варианту мы видим основные требования к работе с детьми изучаемой нами категории, которые заключаются в:

–развитие умения манипулировать с предметами;

–уметь пользоваться предметами для личной необходимости.

Исходя из анализа нормативных документов и литературных источников касающихся темы нашего исследования, мы определились с этапами констатирующего эксперимента.

Данное исследование состояло из трех этапов:

I этап состоял из анкетирования педагогов-практиков.

Анкетирование предполагало ряд вопросов о том, насколько сформированы навыки самообслуживания у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями.

1. Знают ли обучающиеся что означает слово «самообслуживание»?

2. Умеют ли дети обслуживать себя, или им необходима помощь?

3. Дети выполняют самостоятельно действия самообслуживания или педагог постоянно напоминает им об этом?

4 Оцените сформированность навыков самообслуживания классного коллектива с которым Вы непосредственно работаете

5 Как вы считаете какие методы и формы работы наиболее положительно влияют на развитие навыков самообслуживания у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

II этап подразумевал беседу с участниками эксперимента, направленную на уточнение знаний о правилах самообслуживания.

Для проведения целенаправленного исследования мы подготовили следующие вопросы для беседы детьми:

  1. Как вы думаете, что такое самообслуживание?
  2. Когда нужно умываться?
  3. Умеешь ли ты самостоятельно мыть руки?
  4. Знаешь ли ты правило, как нужно чистить зубы?
  5. Вы убираете за собой после еды?
  6. Складываешь ли ты за собой игрушки, или тебе помогают?
  7. Умеете ли вы завязывать шнурки?
  8. Когда ты на занятии тебе помогают одеваться или ты одеваешься сама?
  9. Если вы испачкались, что вы будете делать?

Все вопросы к беседе были разработаны с учетом характеристики о классном коллективе.

Нами также были разработаны критерии оценивания ответов на вопросы беседы, которые представлены в таблице 2.1:

Таблица 2.1 –Критерии оценки результатов беседы с обучающимися

Уровни

Характеристика

Высокий уровень

Ребенок ответил, что умеет выполнять основные гигиенические навыки, складывает за собой одежду, умеет вести себя в нестандартной ситуации.

Средний уровень

Ребенок может выполнять основные гигиенические навыки, лишь в незнакомой ситуации ему необходима помощь взрослых.

Низкий уровень

Дети не могли ответить ни на один вопрос полно. Исходя из ответов, мы можем сказать, что у детей слабо сформированы навыки самообслуживания.

III этап экспериментального исследования представлял набор проблемных ситуаций, при участии детей в которых, экспериментатор мог выявить, какие навыки самообслуживания сформированы достаточно, а какие находятся на низком уровне.

Нами были разработаны следующие проблемные ситуации под контингент класса.

Проблемная ситуация «Водичка, водичка!»

Цель: уточнить знания обучающихся о том, как нужно умываться и мыть руки, проверить на практике сформированность умений и навыков

Оборудование: умывальники, мыло, полотенца.

Ход ситуации:детям было предложено совместно выполнять основные действия по самообслуживанию с водой (помыть руки, умыться). Для активизации детей к действию включалось музыкальное сопровождение.

Проблемная ситуация «Делаем причёску»

Цель: выявить сформированность умения ребёнка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Оборудование: стулья, различные расчески, резинки, заколки, бантики.

Ход проблемной ситуации: обучающимся предложено разделиться на пары и сделать друг другу праздничные прически.

Результаты выполнения требований экспериментатора оценивались активностью их участников, качество выполнения задания, умением респондентов общаться между собой, убирать после окончания игры, вести себя дружелюбно, помогать одноклассникам.

Проблемная ситуация «Почистим зубки»

Цель: уточнить умение ребенка чистить зубы.

Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

Ход ситуации: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить.

Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

Ротик, ротик! Где ты ротик?

Зубки, зубки! Где вы зубки?

Щечка, щечка! Где ты щечка?

Будет чистенькая дочка!

В конце игры взрослый вместе с ребёнком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Проблемная ситуация «Оденемся на прогулку»

Цель:выявить умения ребёнка как нужно одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

Оборудование: одежда ребёнка.

Ход ситуации: взрослый предлагает ребёнку одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребёнок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки. Важно, чтобы респондент как можно самостоятельнее выполнял действия с одеждой, сам выбирал ее, надевал, или же снимал.

Данные проблемные ситуация разработаны с учетом психофизических возможностей обучающихся, они могут быть адаптированы под любой классный коллектив.

С целью дальнейшего анализа решения респондентами проблемных ситуаций мы разработали критерии их оценивания, представленные в таблице 2.2

Таблица 2.1 – Критерии оценивания результатов участия в проблемных ситуациях обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Уровни

Характеристика

Высокий уровень

Обучающийся активно включался в работу, выполнял инструкцию проблемной ситуации, давал комментарии по ходу ее решения. У ребенка отмечается умение выполнять действия самообслуживания.

Продолжение таблицы 2.1 – Критерии оценивания результатов участия в проблемных ситуациях обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Средний уровень

Активность ребёнка в период участия в проблемной ситуации не высока, обучающийся старался выполнять инструкцию. Отмечается неумение выполнять элементарные действия по самообслуживанию.

Низкий уровень

Обучающийся отказывался от участия в проблемной ситуации или выполнял задания неохотно, не смог ответить на вопросы учителя. Сформированность элементарных навыков самообслуживания не отмечается

Итак, нами разработаны этапы опытно-экспериментального исследования направленного на выявление уровня сформированности навыков самообслуживания у детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

05.01.2023 20:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!