СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический мониторинг

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основу классификации педагогического мониторинга могут быть положены разные основания. Это зависит, прежде всего, от цели, которую ставят исследователи. Если они хотят получить данные о качестве образования, это один вариант классификации. Если же речь идет об изучении личности школьника – другой. Но есть обобщенные основания, по которым можно классифицировать педагогический мониторинг. Это – цели проведения исследования; основные функции педагогического мониторинга; область использования полученных данных; технология проведения мониторинга; Самая распространенная – классификация по функциям. Можно выделить четыре функции педагогического мониторинга: информационную; диагностическую; сравнительную и прогностическую (9, С.205-208). Охарактеризуем кратко каждую из названных функций:

Информационная функция. Основной целью мониторинга является сбор, накопление, анализ, структурирование и интерпретация полученных данных. Отличительной четой информационного мониторинга является отсутствие сопоставительных данных анализа разных уровней, что очень снижает его ценность, особенно в мониторинге качества образования. Поскольку такая «плоская» модель не дает возможности выявить тенденции, сопутствующие или препятствующие развитию образовательного процесса.

Диагностическая функция. Здесь мониторинг предназначен в основе своей для измерения достижения отдельных школьников или групп. Главная его цель состоит в идентификации сильных и слабых сторон в учебных достижениях и образовательной деятельности. Это значительно ослабляет целостное восприятие личности ребенка, так как в диагностическом мониторинге не учитываются входные характеристики учащихся. Специфика диагностической функции понижает ее потенциал в использовании измерения качества образования.

Сравнительная функция. Она отличается от информационной и диагностической тем, что собранные данные направлены на сопоставление количественных оценок по совокупности показателей. Здесь важны причинно-следственные связи, устанавливаемые с помощью мониторинга. Наибольший эффект получается при сравнении данных больший, значимых систем: школ, районов, классов, групп. По результатам сравнительного мониторинга, как правило, принимаются управленческие решения. В сравнительном мониторинге используются количественные шкалы, стандартизованные тесты учебных достижений, профессионально разработанные анкеты для сбора данных о факторах, влияющих на образовательный процесс и пр. В сравнительном мониторинге используют нормативно-ориентированные тесты учебных достижений, используя выборку по всему региону (или стране). Трудности представляет сбор дополнительных данных по ряду факторов, не входящих непосредственно в образовательное пространство школы, но значительно влияющее на его качество.

Прогностическая функция. Прежде всего, она реализуется в выявлении позитивных или негативных тенденций в исследовании качества образовательных систем. Это придает функции управленческое звучание. Принятие жизненно важных для образовательных систем решений связано с получением правдивой и своевременной информации. Система образования во многом зависит от социального заказа и любое изменение в обществе влияет на ее качество. Стратегические решения, направленные на развитие системы образования должны основываться на вероятностной оценке тенденций развития, которые можно получить с помощью прогностической функции.

Представленные виды мониторинга - звенья одной цепи – системы исследования тенденций в развитии образования и личности. Они редко могут быть представлены в «чистом» виде. Это рассуждение позволило нам определить два вида педагогического мониторинга: диагностический и прогностический. Мы основывали свой выбор на том, что основой педагогического мониторинга является сбор информации посредством педагогической диагностики, его обработка, анализ и распространение, обеспечивающие слежение за состоянием учебно-воспитательного процесса и его прогнозирование.

Проведение педагогического мониторинга требует наличия особых умений исследователя. Можно обратиться к материалу, изложенному в первой главе учебного пособия, где детально проанализирована исследовательская деятельность. В качестве дополнения хотелось бы несколько слов сказать непосредственно о технологии проведения мониторинга в образовании. Важным элементом представляется этапность действий исследователя. Самый простой – четырехуровневый подход. Мониторинг проводится в четыре этапа: подготовка исследования; сбор информации; обработка полученных данных; количественный и качественный анализ информации.

Первый этап – подготовка исследования. От него во многом зависят и остальные три этапа. Поскольку подготовка включает широкий круг вопросов, определяющих успешность исследования. Это, прежде всего постановка целей исследования; выбор методов; разработка критериев; подбор технологического инструментария и пр.

Второй этап – сбор информации. Успешность этого этапа во многом зависит от субъектов исследования. Много ли помощников. Привлекает ли исследователь «компетентных судей»? Если да, то с какой целью. Важно как именно организована процедура исследования. Необходимо обеспечивать достоверность полученных данных.

Третий этап - обработка полученных данных. Первичный сбор данных, их обработка. На этом этапе важно подтвердить валидность полученных данных. Сравнение их и коррекция для более тщательной сопоставимости. Полученные данные можно отразить в шкалах или диаграммах.

Четвертый этап - количественный и качественный анализ информации. Этап посвящен интерпретации данных. Важно отметить, что для результативности мониторинга важны не только количественные показатели, но и качественные. Установление причинно-следственных связей придают проведенному мониторингу «прочность» и основательность.

Технология проведения педагогического мониторинга предусматривает использование определенной системы или модели проведения мониторинга, которая предписывает детальный алгоритм проведения исследования. Можно использовать распространенные в научных исследованиях модели:

· измерение на входе (процесс или результат образовательной деятельности) - сопоставление с существующими нормами;

· измерение на входе (начальные, стартовые возможности или способности) – оценка полученных достижений;

· измерение на входе (констатация данных, которые следует изменить) – проведение формирующих мероприятий – измерение после формирования;

· измерение на входе – анализ динамики (выявление позитивного и негативного) – влияние на происходящие процессы.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что в использовании педагогического мониторинга проявляется некоторый динамизм процессов, связанных с изменением педагогических условий и их влияния на учебные достижения каждого школьника. Совокупность полученных в ходе педагогического мониторинга показателей, указывает на тенденции развития как образовательной системы в целом, так и отдельных ее компонентов. Постоянный сбор данных необходим каждому участнику образовательного процесса. Будь то учитель, воспитатель, директор, школьный психолог. Данные мониторинга освещают такие важные вопросы как потребность в образовательных ресурсах на том или ином этапе развития общества. Диагностика позволяет выявить слабые места в системе образования, а прогноз придает всем процессам позитивный характер надежды на их исправление.

http://studopedia.su/15_36768_sushchnost-pedagogicheskogo-monitoringa.html

30.10.2016 11:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!