СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа с видеофильмами на уроках иностранного языка
Актуальность данной проблемы заключается в увеличивающемся влиянии современных информационных ресурсов на образовательный процесс, в том числе, на изучение иностранных языков. Вряд ли сейчас возможно представить изучение иностранного языка без аудиокассет и CD-дисков. И сейчас этим уже никого не удивишь! Поэтому наибольший интерес в настоящее время проявляется к применению учебных видеофильмов на иностранном языке.
Цель использования видеофильмов на уроках видится в погружении учащихся в иноязычную среду, несмотря на то, что она создана искусственно. Данная искусственная иноязычная среда помогает учащимся сломать невидимый психологический барьер между адресатом и адресантом.
Видеофильмы играют огромную роль в расширении лексического запаса и к тому же способствуют повышению мотивации, интереса к изучению иностранного языка.
Но видеозанятие предполагает не просто просмотр фильма. Видеоурок - это урок с использованием видеоматериалов, интегрирующий в себе и просмотр фильма, и выполнение упражнений к фильму.
Дети очень любят видеоуроки, хотя они и сопровождаются большим количеством заданий и упражнений. Данный вид урок обладает рядом преимуществ. В отличие от аудиозаписи видео предлагает изображение, что и облегчает задачи учащихся. Если прослушав аудиозапись, учащийся что-то не понял, он не может выстроить такую же логическую цепочку событий, как при просмотре видео.
Видео может использоваться на различных этапах и ступенях обучения. Но эффективнее всего использовать его на уроках в старшей школе, так как ребята уже обладают достаточным словарным запасом.
К достоинствам просмотра видео относятся следующие:
Ø "с помощью видео успешно создается искусственная иноязычная среда, благодаря чему полнее реализуется принцип наглядности в обучении;
Ø в учебных фильмах звучит английская речь в достаточно быстром темпе (представлены диалоги, монологи, полилоги), таким образом, достигается одна из основных задач обучения устной речи – совершенствование навыков аудирования;
Ø в видеозаписи не только представлены разные диапазоны голосов – мужские, женские, детские – причем звучит живой разговорный язык (этим характеризуются и аудиозаписи), здесь также отражено поведение в той или иной ситуации носителей языка разного возраста и разной социальной среды. Причем мимика и жестикуляция в дополнение к интонации (которая опять же есть и в звукозаписи) часто помогают понять отношения между героями сюжета;;
Ø в видеофрагменте зачастую речь накладывается на естественные помехи – шум городского транспорта, дождь, телефонный звонок, стук в дверь, работает параллельно ТВ или радио, играет музыка, пение птиц, шум воды – т. е. максимальное приближение учебного видео к реальной жизни. Музыкальное сопровождение, световые и шумовые эффекты помогают, с одной стороны, выразить режиссерский замысел видеосюжета или фильма. С другой стороны, создание помех способствует выработке так называемой "помехоустойчивости” восприятия, столь необходимого в реальном общении;
Ø видеопросмотр оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, мы развиваем их внимание и объем долговременной памяти. Учащиеся описывают не только события видеофрагмента, но и чувства, настроение героев, собственные впечатления от увиденного, т. е. предмет, данный в зрительном восприятии, раскрывается глубже, широко используется эмоционально - оценочная лексика" [1].
Работу с видеофильмами можно разбить на три этапа:
1) до просмотра фильма;
2) во время просмотра фильма;
3) после просмотра фильма.
В соответствии с этапами просмотра видеозаписи можно разделить на три этапа и упражнения к фильму.
Нужно знать, что фильм детям показывается не из развлекательных целей, но из учебных. Поэтому тема фильма должна быть связана с темой программы. Например, если Вы изучаете тему "Праздники" ("Holidays and festivals", английский язык - 9 класс), то сюжет вашего видеофильма - это праздники.
Итак, первый этап просмотра фильма может включать в себя следующие виды упражнений - упражнения на прогнозирование того, о чем речь пойдет в фильме:
· по заголовку, ключевым словам;
· ассоциограммы;
· наводящие вопросы.
Затем вводится новая лексика, необходимая для понимания фильма.
Второй этап, то есть просмотр фильма, в свою очередь может быть разделен тоже на два этапа: пошаговый (просмотр и обсуждение поочередно следующих друг за другом фрагментов) и целостный (сначала просмотр всего фильма, а затем его обсуждение).
Данный этап включает следующие типы упражнений:
1) ответы на вопросы учителя по содержанию;
2) тестирование: задания типа "выбери правильный ответ", "правильно или неправильно";
3) нарушение логической цепочки событий: упражнения на восстановление хронологической цепочки событий;
4) ролевая игра: диалог или полилог с проигрывание фильма, но без звука;
5) пересказ сюжета;
6) характеристика главных и действующих персонажей;
7) на определение принадлежности реплик к героям.
Третий этап - это заключение и подведение итогов. Поэтому сюда можно отнести упражнения:
на высказывание собственного мнения,
выражения оценки фильма и его героев,
написание краткого резюме,
пересказ сюжета фильма,
история-продолжение фильма,
высказывание основной идеи, проблемы фильма и его героев.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, мы приходим к выводу, что использование видео на уроках иностранного языка сегодня является неотъемлемой частью процесса обучения и настоящим подспорьем в работе учителя, если использовать его в правильном направлении. Его применение способствует не только повышению интереса к изучению языка, но и расширяет кругозор учащихся, улучшает процесс запоминания учащимися незнакомого лексического материала и закрепляет полученные по теме ЗУН.
Литература
1. Павлова, Е.А. Возможности видео и методика работы с видеофильмом на уроке иностранного языка / Е.А. Павлова // [Электронный ресурс] - Режим доступа:
© 2015, Сафонова Марина Львовна 2131