СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу, выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»). Взрослый, который занимается с ребёнком, должен самостоятельно ознакомиться и усвоить комплекс универсальных упражнений для губ и языка: «Лягушка» («Заборчик»), «Трубочка» («Хоботок»), «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Чистим зубки», «Маляр», «Грибок». При выполнении упражнений можно использовать игрушки, для которых язычёк показывает упражнения и различные сказки о язычке.
Для формирования правильного произношения необходимо также развитие дыхания. Существует речевое дыхание, которое формируется в процессе речи человека. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной гимнастики выполнить 1-2 упражнения. Все эти упражнения помогут достичь плавного выхода и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Важно соблюдать параметры речевого дыхания:
v выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
v выдох происходит плавно, а не толчками;
v во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
v во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
v выдыхать следует, пока не закончится воздух;
v во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным можно предложить ему подуть на вертушку, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, на ватные шарики. На бумажные кораблики, плавающие по воде, сдувать листочки и снежинки с ладошки.
Но главное, не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению.
Без голоса нет звука. Необходимо развивать голосовой аппарат ребёнка. Хорошим помощником в этом вопросе может стать фонетическая ритмика – сочетание дыхания, звука и движения. Например, можно проделать такое упражнение: Исходное положение – произвольное. Руки вытянуты перед грудью вперёд. Глубоко вдохнём и на выдохе громко и протяжно произнесём звук «а-а-а…». Тянем как можно дольше. Руки при этом «рисуют» круг вокруг талии. Произнесение звука «а» стимулирует работу лёгких, трахеи и гортани.
Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы. Произнесение звука «о» стимулирует работу, способствует профилактике вегетативно – сосудистой дистонии, а также заболеваний центрального происхождения, связанных с головокружениями и нарушениями походки. Произнесение звука «у» усиливает функцию дыхательных и речевых центров мозга, способствует профилактике мышечной слабости и заболеваний органов слуха. Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма: снимает усталость, повышает работоспособность.
Ежедневные упражнения на развитие артикуляционного аппарата помогут сформировать у ребёнка правильное, чёткое произношение. Терпения Вам и успехов в увлекательных занятиях с ребёнком!
Для того чтобы сформировать правильное звукопроизношение у детей, необходимо развивать артикуляционный аппарат.
Артикуляционный аппарат состоит из 3–х основных разделов: ротового, носового и голосообразующего. Все они являются частями дыхательной системы. Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, находящиеся в ротовом отделе артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Большое значение в развити органов артикуляции играет артикуляционная гимнастика.
Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9-12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Вашим детям артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка, выработать полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата.
© 2023, Юрченко Лариса Михайловна 171