СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тьюторское сопровождение

индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

 

Тьютор – (анг. tutor) – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор – это функциональная единица, со своими целями и функциями работы, направленной на создание такой образовательной среды, в которой учащийся сможет:

  • сориентироваться в категориях будущего в профессиональном плане;
  • осознать свои способности и возможности;
  • построить индивидуальный способ социализации.

Индивидуальная образовательная траектория (план), индивидуальный образовательный маршрут – последовательность образов проекта, которые замысливает и реализует вместе со своим педагогом. Реализуется через собственный заказ ребенка на процесс обучения и воспитания. И дает ему возможность формирования той или иной стратегии продолжения его образования.

Цель тьюторского сопровождения

1.Разработать индивидуальный образовательный план (маршрут) ребенка.

2.Обеспечить реализацию индивидуального образовательного маршрута, который в процессе реализации преобразовывается в индивидуальную образовательную траекторию.

3.Проанализировать итоги реализации индивидуального образовательного маршрута, откорректировать, с дальнейшим построением временных перспектив.

Функции тьютора

1.Определяет индивидуальные образовательные запросы ребенка и его родителей.

2.Координирует индивидуальные запросы и общественные ожидания (требования общества к уровню образования).

3.Формирует, совместно с ребенком, индивидуальные образовательные цели.

4.Определяет средства достижения этих целей.

5.Сопровождает процесс разработки индивидуального образовательного маршрута и составление примерного графика образовательной деятельности.

6.Определяет критерии оценивания эффективности (успешности) реализации образовательного маршрута.

7.Обсуждает итоги, в том числе и промежуточные, реализации индивидуального образовательного маршрута, их соответствие поставленным целям.

8.Формирует образовательные перспективы учащегося в соответствие с уточненными образовательными запросами.

Содержание работы тьютора

-установление партнерских отношений;

-подготовка необходимого и достаточного информационного поля об устройстве образовательного пространства (курсы, кружки……);

- поддержка процессов самоопределения и самореализации учащихся;

-корректировка неадекватного самоопределения школьников;

- повышение образовательной мотивации;

-активизация творческой инициативы педагогов и учащихся.

Школьник + родители

1.Определяет свои интересы, желания.

2.Делает выбор.

3.Формирует индивидуальный заказ.

Школьник + тьютор

1.Ориентирует  учебную и внеурочную деятельность на будущую профессиональную деятельность.

2.Формирует индивидуальную образовательную деятельность.

Рекомендации по введению тьюторства в школе

1.Не все дети должны быть «охвачены» тьюторской поддержкой, а только желающие и готовые что-то узнать сами, сопровождать можно только идущего.

2.Тьютором может быть тот, кто не просто готов поддерживать школьников в разрешении интересующих его вопросов, но и вместе с ним включиться в поиск ответов.

3.Минимальное количество тьюторов в школе – три, хотя бы для того, чтобы у них была возможность обсуждать свой опыт, это должны быть люди, увлеченные этой идеей и готовые её развивать на практике.

 

Возможно ли построение индивидуального образовательного маршрута в массовой школе?

Мы считаем,  что да. Механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута не требует изменения учебного плана  и происходит за счет занятий в кружках, участия в проектной деятельности, конкурсах, олимпиадах при сохранении классно урочной системы. Исследуя проблему самореализации учащихся, мы пришли к выводу, что ребенку необходимо сопровождение в ситуации, когда он может сказать: хочу, но не знаю, как это сделать.

    Индивидуальный образовательный маршрут   обучающегося  выстраивается через внеклассную работу, проектную деятельность и профориентационную работу. Учащихся могут, например, сопровождать три тьютора : тьютор проектной деятельности в области гуманитарного и технического направлений (в зависимости от профессиализации школы,  лицея, гимназии…), тьютор дополнительного образования и тьютор  профориентационной деятельности.  Прежде всего работа педагога – тьютора  начинается  с предоставления ориентационного поля выбора проектной,  внеучебной деятельности  учащимся. Практика показывает, что значимые ориентиры для учащихся 5-6 классов – это успешность во внеурочной деятельности. Их индивидуальный образовательный маршрут выстраивается из участия в различных телекоммуникационных проектах, творческих конкурсах. Учащиеся  7- 8 классов значимый ориентир видят  в учебной деятельности.

 

 

Тьютором  ведется журнал  консультаций, обратившихся учащихся,  который состоит из следующих граф: № , ФИО, рекомендации,  достигнутый   результат.

 

Внеурочная деятельность учащихся выстраивается через дополнительное образование – это кружки, клубы, коллективы (танцевальный), студии (театральная), проектная деятельность,  профориентационная работа.

 

Выбрать профиль обучения подростку предстоит в 9 классе  и это очень сложно из-за неустойчивости, неопределенности, изменчивости его профессиональных предпочтений. Можно провести анкетирование для выяснения нужна помощь при выборе профиля обучения (тьютор профильного обучения), но инициатива должна исходить от ученика, а не от педагога.

Ориентационное поле для учащихся 9 классов – это поступление в выбранный ВУЗ или СУЗ. Значимые ориентиры – это конкретное учебное заведение и выбранная специальность.

 Построение индивидуальной образовательной истории возможно только при умелом сопровождении проектирования индивидуального образовательного маршрута.

Тьюторское сопровождение по построению индивидуального образовательного маршрута не только возможно, но и необходимо.

      

Помогая обучающему  в процессе самоопределения мы способствуем  развитию у учащегося  познавательного интереса,   навыков  постановки цели образовательной деятельности  и   поиска ресурсов для ее достижения,  формированию навыков  управления своей образовательной   историей  и профильным самоопределением.

    Социальные изменения ставят личность в сложные психологические условия, связанные с процессом изменения общественного сознания. Это влияет на картину мотивации труда, оценку человеком собственного  образования, поэтому нужны дополнительные педагогические средства, направленные на то, чтобы на основании знаний и умений, полученных через различные виды деятельности в школе, учащиеся могли приобрести навыки самостоятельного действия и принятия решений в условиях выбора ряда альтернативных вариантов.

 

Пример.

 

Учащийся имеет оценку «3» по химии, желает поступить в медицинский Вуз. Преподаватель по химии предлагает оценить свои способности, участвуя в школьной олимпиаде по химии. Участие заканчивается провалом. Учащийся замыкается и не знает,  что делать дальше.

 

Позиция тьютора «Хочешь, но не знаешь как?». Выстраиваем индивидуальный образовательный план (маршрут) достижения данной цели.

Тьютор готов обсуждать, «какие используемые тобой средства познания эффективны» и проблемы «что и как надо менять в твоей деятельности».

 

Но тьютор не советует, не формирует, не наставляет.

В предварительной беседе (этап диагностики образовательной ситуации; фиксация первичного познавательного интереса). Потом работа совместного поиска (проектирование ИОМ, способ работы с материалом).

 

Категория: Всем учителям
09.01.2015 18:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!