СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

В настоящее время овладению учеником универсальными учебными действиями (УУД) уделяется большое внимание. УУД условно разделяют на четыре блока:

1) личностные;

2) регулятивные;

3) познавательные;

4) коммуникативные.

Все перечисленные блоки реализуются во внеурочной деятельности.

В результате реализации ФГОС НОО внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Разнообразие направлений внеурочной деятельности(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), позволяет учащимся начальных классов выбирать, то направление, которое будет интересно самому ребенку

Виды внеурочной деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- досугово- развлекательная;

- художественное творчество;

- социальное творчество.

Работа в группах, парах, расширение пространства живого и неформального общения между детьми и взрослыми, добровольность выбора ребенком сферы деятельности, удовлетворение его личностных потребностей, интересов, стремление установить доверительные отношения, взаимопонимания, формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способов работы с информацией с помощью компьютера, наполнение занятий разнообразными играми, проектами, совершенствование коммуникативной культуры – все это реализуется во внеурочной деятельности.

Все вышеперечисленное я использую на практике через программы внеурочной деятельности, такие как: «История Донского края», «Планета загадок», «Занимательная математика».

В тематическое планирование программы «История Донского края» включены следующие разделы:

  • С чего начинается Родина;
  • Символы Ростовской области;
  • Жизнь на Дону;
  • Казаки – люди вольные.

Методическим сопровождением к данной программе является книга для чтения в начальной школе «Природа и история родного края», авторов М.П. Астапенко, Е.Ю. Сухаревской[1].

Благодаря данной программе, учащиеся узнают об истории своей малой Родины, обычаях и быте предков – казаков. Немаловажна и воспитательная роль данного направления. Привитие любви к Родине, к старшему поколению, воспитание патриота своей страны –это основополагающий стержень, на котором основывается эта программа.

Программа «Планета загадок» (автор Г.Н.Лазарева) основана на книге для учащихся начальных классов А.А.Плешакова «Зеленые страницы». Данная программа разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1-4 класса[3].

В результате занятий у детей формируются следующие УУД:

  • Познавательные (знаково-символические,умение осознано строить речевое высказывание в устной форме, выделение познавательной цели,выбор наиболее эффективного способа решения и др.);
  • Регулятивные (целеполагание,волевая саморегуляция, прогнозирование уровня усвоения, оценка, коррекция и др.);
  • Коммуникативные (постановка вопросов, умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение конфликтов, управление действиями партнера,разрешение конфликтов и др.);
  • Личностные (смыслополагание, самоопределение).

Название программы «Занимательная математика» говорит само за себя.

Автором данной программы является учитель начальных классов города Белоярский Е.Н.Гурова[2].

Основные виды деятельности учащихся на занятиях:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • участие в математической олимпиаде;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • экскурсия.

В основу программы легли учебники таких педагогов, как :Н.В. Агаркова(Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика), И.Н.Агафонова (Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет), О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова(Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы) и др.

Учащиеся охотно посещают занятия данного направления и одним из результатов совместно проделанной работы можно считать успешное участие некоторых ребят во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике проекта «Фавурок» (дипломы II и III степени).

Занятия по программе «Занимательная математика» способствуют преодолению неуспеваемости и развитию одаренности детей.

Овладение универсальными учебными действиями, в том числе и через внеурочную деятельность, напрямую связано с социализацией младшего школьника.

Л.В. Мардахаевымсоциализация рассматривается,как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности[4,43].

Становление личности, её формирование и гармоническое развитие существенно зависит от процесса воспитания и обучения, в т.ч. и овладения универсальными учебными действиями.

Таким образом, внеурочная деятельность помогает реализовать цель современного образования - формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Литература:

1.Астапенко М.П.,Сухаревская Е.Ю.Природа и история родного края. «Баро-пресс», г. Ростов – на- Дону, 2009.—320 с.

2. Гурова Е.Н. Программа кружка «Занимательная математика»[Электронный ресурс].URL:http://do.gendocs.ru/docs/index-145675.html

3. Лазарева Г.Н. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению. Планета загадок[Электронный ресурс].URL:http://www.proshkolu.ru/user/barsik33/file/1738791/

4.Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

11.06.2015 16:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП