СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настало время выбрать для Кодзи лучшего учителя
Способности растут по мере тренировки.
После того как мальчики уехали на радио, я вновь подумал: «Ведь я только вчера дал им ноты концерта. Они его не знали, но сыграли сегодня по памяти, не испытывая ни неуверенности, ни страха». Мой эксперимент удался.
Передача по радио прошла прекрасно. Мы слушали ее всей семьей и радовались за ребят. Сегодня оба они — известные музыканты. Интересно, помнят ли они еще об этом эпизоде?
Разумеется, их приняли в школу воспитания талантов без всяких экзаменов, и всю подготовку они получили в ее стенах. Как уже говорилось, я не считаю большой талант исключительным даром. Каждый человек, получивший подобную подготовку, может проявить талант и располагает для этого всем необходимым потенциалом. Кодзи и Кендзи — это всего лишь два примера из многих.
Тем временем Кодзи, воспитывавшемуся в нашей семье на правах ее полноправного члена, исполнилось девятнадцать лет. Настало время подобрать для него хорошего учителя. Я остановил свой выбор на румынском музыканте Джордже Энеску (1881-1955), одном из самых видных дирижеров и скрипачей двадцатого века.
«У меня нет слов.»
Энеску был уже в преклонном возрасте, но я знал, что он по-прежнему в Париже. Мне очень хотелось, чтобы Кодзи поехал в Париж и учился там под руководством этой выдающейся личности и замечательного музыканта. В ноябре 1952 года, за три года до смерти Энеску, я получил от Кодзи следующее известие: «Я сдал вступительные экзамены в Парижскую консерваторию. Теперь мой учитель — профессор Бене-детти. От одного знакомого я узнал, что профессор Энеску болен и не берет учеников».
«У меня нет слов, — написал я ему в ответном письме. — Я просто не знаю, что сказать. Ведь я тебя отправил в Париж, чтобы ты учился под руководством Энеску. Неужели ты услышал от какого-то знакомого, что профессор Энеску болен, и не убедился сам, что с ним? Ты уехал из Японии только для того, чтобы заниматься с этим педагогом. Если ты уважаешь своего учи-
Взращенные с любовью |
60 |
61 |
Взращенные с любовью |
теля, то не должен пользоваться слухами, а обязан сам разузнать все обстоятельства независимо от того, будешь ли ты у него заниматься. Это же совсем другое дело».
Через некоторое время от Кодзи пришло радостное и трогательное послание: «Я получил ваше письмо и многое понял, читая его. Я узнал адрес профессора Энеску и сразу же отправился к нему. Он принял меня. Это великий и чудесный человек. Несмотря на преклонный возраст и некоторую слабость, он предложил мне сыграть для него. Я исполнил для него чакону Баха. Когда я закончил, маэстро сказал: "Я был бы рад позаниматься с вами. Но в данный момент вы — ученик Бенедетти, и я считаю, что было бы бестактно переманивать у него учеников. Когда закончите Парижскую консерваторию, я с радостью приму вас". Профессор, я приложу все силы, чтобы закончить консерваторию как можно быстрее».
Я послал Кодзи ответ: «Дорогой Кодзи, спасибо тебе за письмо. Видишь, как полезно было навестить профессора Энеску? Когда-нибудь ты поймешь, что самое высокое благословение человек получает в жизни от встреч с людьми, наделенными высоким гуманизмом и чистой благородной душой. Ценность твоей собственной личности будет определяться той степенью их
величия и красоты их характера, которые тебе удастся впитать. Однако для усвоения этих качеств от тебя потребуются смирение и рассудительность, которые возникают только на основе честности, любви и знаний. То, что ты будешь находиться рядом с профессором Энеску, добавляет мне уверенности и радости. Возможно, я желаю слишком многого, но мне хотелось бы, чтобы рядом с тобой был еще один человек — доктор Швейцер. Это было бы вообще прекрасно. Но какой бы высокой оценки ни заслуживали окружающие тебя люди, лишь от тебя зависит, научишься ли ты от них чему-либо. Только добившись в этом успеха, ты сможешь полностью реализовать преимущества подобного знакомства. Будь всегда скромен, ибо гордость мешает восприятию истины и величия. Пожалуйста, никогда не забывай этого».
Кодзи заканчивает курс
Парижской консерватории за полгода
Спустя полгода состоялись выпускные экзамены в Парижской консерватории. Кодзи сумел одолеть курс обучения в невероятно короткий срок — всего за шесть месяцев. Любого другого порадовал бы сам факт окончания такого знаменитого учебного заведения, но для Кодзи радость заключалась не столько в получении диплома,
62 |
Взращенные с любовью |
63 |
Взращенные с любовью |
сколько в возможности стать учеником профессора Энеску. Эта учеба продолжалась на протяжении двух последующих лет, вплоть до самой смерти великого мастера.
Кодзи был уже взрослым, когда умер профессор Энеску, и поэтому был в состоянии сам выбрать себе наставника. Его выбор пал на Артура Грумьо, преподавателя Королевской музыкальной школы в Брюсселе, который, кроме того, давал сольные концерты, много записывался и был в то время, пожалуй, самым сильным скрипачом в Европе. Услышав игру Грумьо на концерте, Кодзи решил, что должен стать его учеником.
И Кодзи стал для Грумьо учеником номер один. У него были два любимых ученика, к которым он особенно привязался, и оба были японцами. Оба учились у меня с детства. Излишне говорить, что одним из них был Кодзи Тойода. Второй ученицей Грумьо стала Томико Сида, завоевавшая в 1963 году высший приз Международного музыкального конкурса в Мюнхене.
В 1964 году, когда Грумьо вместе с женой посетил Японию по приглашению международного фестиваля, проводившегося в Осаке, он приехал в Мацумото, и там я впервые встретился с иностранным наставником моих бывших учеников.
Какое счастье познакомиться с таким добрым и отзывчивым человеком, чья личность
отмечена благородным духом, человечностью и естественностью! Я был очень рад за Кодзи и Томико, зная, что они находятся теперь в хороших руках. Томико Сида и до отъезда за границу играла прекрасно, и я был счастлив, что она нашла учителя, который сможет до совершенства отшлифовать ее способности.
Чтобы достичь высот искусства и обрести музыкальное чутье, абсолютно необходима чистота духа. В 1960 году с Томико Сида произошел следующий случай.
Играй для Шоссона
На занятия в летнюю школу воспитания талантов в Мацумото со всех концов Японии приезжают около тысячи человек — учеников и их родителей. Каждый вечер даются концерты.
Прежде чем отправиться в Европу, Томико в соответствии с программой нужно было сыграть «Поэму» Шоссона*. Незадолго до выступления она вдруг сказала мне: «Профессор, эта вещь такая трудная, я боюсь».
Я ответил ей: «Чего ты боишься? Эту чудную пьесу ты будешь играть не для публики. Тебе не потребуется демонстрировать перед ней
* Эрнест Шоссон (1855-1899), французский композитор, ученик Ж. Массне и С. Франка. — Прим. пврев.
Взращенные с любовью |
64 |
Взращенные с любовью |
65 |
свое умение. Прекрати и думать об этом. Если ты сделаешь ошибку, просто еще раз повтори этот пассаж. Сегодня ты будешь играть для духа самого Шоссона. В этой пьесе есть поэзия, сердце, вдохновение. Соедини их со своими — и играй, ничего не боясь. Думай только о том, что в мире нет никого, кроме тебя и Шоссона».
В тот вечер она играла поистине превосходно. Я даже прослезился, выйдя на сцену, чтобы пожать ей руку. Позднее она стала одной из лучших учениц Грумьо.
Глупо жаловаться
на отсутствие таланта
Когда мне исполнилось двадцать лет, я отправился на учебу в Берлин и провел там немало лет. Я хотел найти самого лучшего преподавателя игры на скрипке и нашел его в лице профессора Карла Клинглера. Профессор задавал мне на дом трудные музыкальные пьесы. Я упражнялся каждый день по пять часов, но, как ни старался, никакого прогресса не наблюдалось. Я будто уперся лбом в стену. Во мне поднималось отчаяние: «Все бесполезно, у меня нет таланта».
Попутно я ходил на концерты великих музыкантов, которые приносили мне еще большее разочарование. Когда я слушал знаменитый Берлинский филармонический оркестр, составлен-
ный из множества блестящих исполнителей, то чувствовал себя совершенно несчастным и беспомощным. Я говорил себе: «При отсутствии таланта даже ежедневная упорная работа ничего не стоит». Мне хотелось умереть. Такие чувства в большей или меньшей степени посещают каждого молодого человека, особенно тех, кто близко соприкасается с искусством. Видя талант предшественников и сравнивая его со своими способностями, слыша на каждом шагу, что талант дается от рождения, молодой человек легко впадает в меланхолию и отчаяние.
Как бы низко вы ни оценивали свой талант, надо хотя бы попытаться
Многие молодые люди, сомневающиеся в своем таланте, порой подумывают о самоубийстве. Однако вместо того, чтобы предаваться унынию, надо сказать себе: «С талантом не рождаются, его можно воспитать». Когда вы поймете это, надежда всегда поддержит вас, даже если путь каменист и крут. Затраты сил всегда оправдаются, если человек поставил перед собой цель.
Уехав из Японии, я никогда не ставил перед собой задачу стать концертным исполнителем. Меня просто влекла музыка, я хотел познать секрет искусства, сотворенного человеческими руками. Что такое искусство? Мне хотелось узнать
3 Зак. 476
66 |
Взращенные с любовью |
Взращенные с любовью |
67 |
это. Да, я разочаровался и лишился иллюзий относительно своего исполнительского мастерства, но честолюбие пришпоривало меня в поисках открытия секрета искусства. И это помогло мне справиться с отчаянием. Пусть даже у меня нет таланта, пусть мои успехи не столь значительны, но я должен идти шаг за шагом по пути к своей цели, чтобы стать гармонически развитой личностью. Я не торопил события, но и не останавливался на полпути. Я без устали пытался чего-то достичь. И это вернуло покой в мои мысли. Я понял, что мне есть ради чего жить.
Я избавился от жалоб на отсутствие таланта
Любовь к искусству помогла мне развить в себе мои собственные способности. «У меня нет таланта» — сколько горя и отчаяния приносит порой это ложное убеждение! Люди годами упорно цепляются за эти мысли, которые в действительности служат только предлогом для того, чтобы не трудиться. После долгих размышлений я в конце концов понял, что человек — это продукт окружающей его среды. Если бы я знал об этом раньше, то мог бы значительно раньше вступить на правильный путь.
В каждом ребенке можно найти способности. Все дело только в методике обучения и в воспи-
тании. Каждый может воспитать в себе талант. Это зависит лишь от должных усилий, приложенных в нужном направлении.
Сдаются только трусы
Чем меньше человек работает над собой, тем меньше проявляются его способности. Как бы ни было трудно, люди должны прилагать усилия, чтобы накопить и развить в себе выдающиеся способности. Я хочу, чтобы вы как следует усвоили эту мысль.
Какие же усилия можно считать правильными и достаточными? Этот вопрос мы обсудим ниже. Сейчас же я хочу напомнить вам о необходимости повторения. После того как вы усвоили какое-то действие, его надо повторять вновь и вновь, чтобы добиться совершенства.
Наука не в состоянии объяснить то, чего она не понимает. Поэтому люди, хоть сколько-нибудь разбирающиеся в науке, не вправе говорить о «врожденном таланте». Что известно науке о человеческом потенциале в момент рождения? Необходимо развенчать предрассудки, сложившиеся в этой области. Бесполезно рассуждать о том, есть ли у человека какие-то задатки или они отсутствуют. Избавьтесь от этих мыслей и сами воспитывайте в себе талант.
68 |
Взращенные с любовью |
Взращенные с любовью |
69 |
Посмотрите правде в глаза: неуклюжесть — это результат плохой тренировки
Когда я преподавал в Императорской музыкальной школе, как-то раз ко мне подошла одна из учениц:
— Профессор, я такая неуклюжая. Пальцы меня не слушаются.
— Неуклюжая? Кто это тебе сказал?
— Мне так кажется.
— Ты просто недооцениваешь себя. Называя себя неуклюжей, ты допускаешь большую ошибку. Получается, что ты давишь на педаль тормоза и жалуешься, что машина не едет.
— Но пальцы двигаются слишком медленно.
— У тебя были какие-то ушибы или травмы пальцев?
— Нет.
— Положи-ка руку на стол. Вот так. А теперь вместе со мной двигай первым пальцем, как будто играешь на пианино. Чей палец двигается быстрее? Вот видишь, с твоими пальцами все в порядке. Просто твоя голова и пальцы работают с разной скоростью. Если не привести их в соответствие, то ничего хорошего не будет. Ты неправильно упражнялась.
— А что же мне делать?
— В твоем возрасте я тоже делал непра-
вильные упражнения. Мне просто некому было подсказать. Попробуй сделать так: начиная с сегодняшнего дня медленно ставь пальцы в то положение, которое тебе нужно. Постоянно повторяй это упражнение в течение трех дней. На четвертый день постарайся проделать это упражнение немного быстрее и повторяй его на протяжении еще двух дней. На шестой день ты сможешь делать его с той скоростью, которая тебе необходима.
Она последовала моему совету, и уже к следующему уроку ее пальцы двигались быстро и точно, как будто и не было никогда никаких трудностей.
История с тридцатью рабочими
Однажды меня пригласили выступить перед рабочими одной фабрики. После лекции директор в ходе непринужденной беседы сказал: «У нас на производстве заняты тридцать рабочих, которые выполняют ручные операции. Как бы они ни старались, работа идет очень медленно. Похоже, что такими уж они уродились. Мы уже работаем с убытком. Может ли ваша методика воспитания талантов помочь в чем-нибудь?»
Я тут же вспомнил про девочку, которая жаловалась, что у нее медленные пальцы.
— Вы говорите, что у них медленные руки.
Взращенные с любовью |
70 |
Взращенные с любовью |
71 |
Руки тут ни при чем. Это их головы работают медленно.
— Головы?
Я посоветовал директору нанять хорошего тренера и позволить рабочим каждый день в рабочее время в течение часа играть в настольный теннис.
— Таким образом у них наладится координация головы и тела, и я уверен, что их производительность труда увеличится.
— Интересное предложение, — сказал директор.
Он последовал моему совету, и через полгода я получил от него восторженное письмо: «Благодаря вам рабочие стали трудиться значительно лучше, как вы и предсказывали. Я просто в восторге. Помимо того, что работа пошла намного лучше, у них теперь есть еще и настольный теннис для отдыха. Мне хотелось бы лично продемонстрировать вам, как эффективен был ваш совет».
Хироко-тян — девочка,
которая все делала очень медленно
Я начал учиться играть на скрипке, когда мне уже исполнилось семнадцать лет, и столкнулся с тем, что мизинец меня не слушался. Ничего удивительного, ведь на протяжении семнадцати лет он не упражнялся для игры на скрипке. Я делал все возможное, но эффект был незначительный.
Когда я брал ноту мизинцем, вибрато было невыразительным, и этот недостаток исполнения был очевидным для всех. Я изо всех сил старался, чтобы мизинец функционировал не хуже остальных пальцев, и практиковался ежедневно на протяжении многих лет. Но даже сейчас, по прошествии сорока лет, он все еще не достиг нужного уровня. Если мы не тренируем какой-то навык в детстве, когда организм еще растет, то впоследствии достижение этого навыка будет связано с потом и болью. Для меня это стало особенно ясно, когда я начал учить музыке детей в возрасте четырех-пяти лет. Их мизинцы тренируются наравне с другими пальцами, и я с завистью наблюдаю, с какой легкостью и точностью они используются. Восприятие, чувства и способности точно так же поддаются тренировке. Для этого требуются только время и труд.
Хироко было шесть лет. Она родилась и выросла в отдаленном районе Маньчжурии и после войны вместе с семьей была репатриирована в Японию. Ее бабушка побывала на одной из моих лекций и привела ее в музыкальную школу Ма-цумото. Эта Хироко была страшно медлительной. Что бы она ни делала, все получалось намного медленнее, чем у остальных детей. Меня это начало серьезно беспокоить, и я решил проделать следующий опыт.
Взращенные с любовью |
72 |
Взращенные с любовью |
73 |
На втором этаже школы я построил детей в шеренгу. Хироко была среди них. Потом, встав перед ними, я скомандовал: «Внимание всем. Когда я досчитаю до трех, быстро положите правую руку себе на голову. Но только на счет "три" — не раньше и не позже». Это упражнение необходимо для игры на скрипке. Маленьким детям оно очень нравится. Я провожу его перед общей репетицией, чтобы они расслабились. Все без исключения с удовольствием и смехом выполняют эту команду. Одна только Хироко была на удивление медлительной. Она никуда не торопилась, как будто время для нее вообще не существовало. Мне хотелось не столько научить ее играть на скрипке, сколько изменить характер ее движений, и я продолжал это упражнение раз за разом. В конце концов Хироко научилась и хорошо играть на скрипке, и быстро двигаться. За последующие двенадцать-тринадцать лет в ней произошли разительные перемены. Она стала энергичной и активной девушкой и освоила богатый музыкальный репертуар. В настоящее время Хироко Ямада — единственная японка, которая играет в оркестре Берлинского радио.
© 2017, Седых Ирина Николаевна 698