СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Открытый урок по обучению грамоте (чтение)
Класс: 1
Тема урока: «Буква Ц. Звук [ц]»
(УМК «Школа России»)
Используемые технологии: технология создания проблемных ситуаций
элементы исследовательской технологии
здоровьесберегающая технология
ИКТ, проблемно-диалоговое обучение
Оборудование: картинный словарь (демонстрационный), магнитная азбука подвижная, магнитная касса слогов (демонстрационная), модель-аппликация «Набор звуковых схем», набор звуковых схем (раздаточный), электронное приложение к «Азбуке», ноутбук, мультимедийный проектор.
Учитель начальных классов МОУ Ярашъюская ООШ Мингалева Вера Вениаминовна
2015/2016 учебный год
Цели: образовательные: -познакомить обучающихся с буквами «Ц, ц» и твёрдым звуком [ц]; -совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом; -способствовать развитию связной речи, произвольного внимания, наглядно-образного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.
Формировать УУД: - личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; - коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; - познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Планируемый результат
Предметные: знать название и начертание буквы Ц; знать звук, который обозначает буква «ц»; уметь работать с текстом; уметь читать слова, предложения с изученной буквой.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД); уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (познавательные УУД).
Основные понятия: Буква «Ц». Звук [ц].
Межпредметные связи: литературное чтение, технология.
Ресурсы: «Азбука», «лента букв», отгадки к загадкам (цапля, цыплёнок, цифры), музыкальное сопровождение для физкультминутки, буквы «Ц, ц», звуковые схемы, листочки с написанными словами для анализа, рисунки к стихам про букву «ц», слайд «Работа в кузнице- старый мастер».
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
1.Организационный момент.
(дети)
На уроке не до шуток Целых 45 минуток. Надо быть внимательным, Слушать обязательно
(учитель)
За работу нам пора, Сядьте тихо, детвора.
-Какой урок мы с вами начинаем? (Урок чтения). - Чему мы учимся на уроках чтения? (Мы знакомимся с новыми буквами, узнаём какие звуки они обозначают, учимся читать).
2. Актуализация знаний. - А сейчас проверим ваши полученные знания. 1) Чем отличаются буквы от звуков? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем). 2) На какие две группы можно разделить все буквы алфавита? (Все буквы русского алфавита делятся на гласные, согласные и буквы, которые не обозначают звука). 3) А, О, У, Ы- что вы знаете об этих гласных? (Эти гласные обозначают твёрдость предшествующего согласного звука). 4) Я, Е, Ё, И, Ю- что скажите об этих гласных? (Эти гласные обозначают мягкость предшествующего согласного звука). 5) Я. Е, Ё, Ю- чем интересны эти буквы? (Эти буквы обозначают два звука). 6) Ь- что знаете об этой букве? ( Показываю букву) (Эта буква не обозначает звука, служит для смягчения согласного звука).
3. Постановка проблемной ситуации. ( Тема и цели урока). - Хотите узнать, с какой буквой мы сегодня познакомимся? Я вам предложу сейчас несколько вариантов, как можно узнать, что это за буква, а вы послушайте и выберите какой-нибудь один.
1)Я вам просто назову эту букву. 2) Можно открыть азбуку и там найти эту букву. 3) Я буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать, а потом мы вместе узнаем, что за буква пришла на урок.
Загадки: ( Слова - отгадки вывешиваются на доску.)
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат. (Цапля).
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выскочило чудо. ( Цыплёнок).
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры).
- Что заметили общего в словах-отгадках? ( Во всех отгадках есть звук «ц»). - Кто может назвать тему нашего урока? (Буква «Ц»). - Давайте поставим перед собой цели. Чему мы должны научиться на уроке?
- Познакомиться…. с новой буквой. - Узнать какие звуки…. она обозначает. - Научиться читать…… слова и слоги с этой буквой.
4. Работа по теме урока.
1) Итак, предлагаю исследовать звуки. Составим звуковые схемы слов.
Дайте характеристику звуку [ц]. (Он согласный, глухой, твердый, непарный) 2) Знакомство с буквой «ц»
- А кто уже знает букву, которой обозначается наш звук? Вылепите ее из пластилина. (работа в парах) Сравните ее с образцом. (Показываю буквы «ц»). Как называется буква? Почему их четыре? А на что она похожа? (Ответы детей).
(Учитель читает стихи о букве «ц») 1) Стул чинил сегодня мастер. Клеил он его и красил. Мастер стул перевернул - Стал на «Ц» похожим стул. (Демонстрирую превращение стула в букву «ц»).
2)Вот какая буква «Ц» С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка. ( Рисунок кошки).
4) Физминутка ( Встали на правую ногу, левую ногу согнули, руки на поясе) Ох, и трудно так стоять, Ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, За соседа не держаться. ( Тоже самое на левой ноге).
5. Первичное закрепление. 1) Работа с ноутбуком и электронным приложением к «Азбуке». ( Буква «Ц» Просмотр м/ф на диске). - Посмотрите м/ф, прослушайте внимательно текст и постарайтесь запомнить слова, в которых есть звук «ц». - Придумайте свои слова со звуком [ц], где в слове стоит этот звук?
2).Чтение слогов ( Магнитная касса слогов и слов). Ребята, на странице 51 «Азбуки» прочитайте про себя слоги.
- А теперь прочитайте вслух слоги, но не все, а только те, в которых гласный звук в слогах с буквой «ц» произносится не так, как пишется.
- Выделяем слоги цы-, ци-, це;
(помещаем их на доску).
-Такое написание, когда на слух нельзя определить, какая буква пишется, называется орфограммой.
3). Чтение слов. Работа по учебнику ( с.51). - Прочитайте слова, написанные в учебнике. - Кто такой кузнец? (Кузнец - это человек, который работает в кузнице.) А есть ли другое значение у этого слова? (Это такое насекомое). - Что такое кузница? (Кузница – это то место, где работает кузнец). Чем отличаются пары слов? Чем они похожи?(обозначают предметы) - А какую работу выполняют кузнецы? (Они выковывают из металла различные изделия.)
4). Работа с картинкой «Работа в кузнице - старый мастер».
-А раньше ещё кузнецы подковывали лошадей. Давайте прочитаем об этом в стихотворении.
5). Первичное чтение стихотворения по строчкам со слабочитающими. (остальным самостоятельное чтение с заданием: найти слова, в которых количество букв и звуков не совпадает) - С какой просьбой автор обратился к кузнецу? (Подковать жеребца). - Что случилось с жеребцом? Подтвердите свой ответ строчками стихотворения. (Захромал мой жеребец) - А почему это могло произойти? (Свободное высказывание детей).
Домашние лошади выполняют тяжелую физическую работу - возят людей, тащат за собой грузы, бегают на время. Кроме того, они вынуждены постоянно бегать по твердому грунту и асфальту. Все это приводит к износу копыт: они истираются быстрее, чем отрастают. Износ копыта может привести к травме. Лошади с травмированным копытом больно ступать на больную ногу, она начинает хромать.Подковы защищают копыта от изнашивания и от травмирующего действия твердого грунта. Лошадям, работающим на хорошем грунте круглый год без перенагрузок, подковы не нужны.Зимой используют специальные подковы с шипами, чтобы лошадь не поскальзывалась.Подковы делают из металла (стали, алюминия) и прибивают к копыту специальными подковными гвоздями.
С наступлением зимы опасно стало ходить по скользким дорогам. Что бы вы посоветовали нашим гостям, всем пешеходам? Кто автор стихотворения? Какие произведения автора мы читали?
6). Ребята, как можно назвать такой текст? (диалог) Повторное чтение стихотворения «по ролям»
Физминутка ( «Цветы») «Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит. лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают.
7) Работа со звуковыми схемами (работа с электронным приложение к «Азбуке»)
- Распределите слоги по группам (твёрдые и мягкие согласные звуки).
-Слова для анализа: 3,4,6 сердце, цветы, ножницы
6. Оценочно-рефлексивный этап - Мы с вами хорошо потрудились сегодня. - Давайте вернемся к учебным задачам, которые ставили в начале урока. - Что вы сегодня нового узнали на уроке? - Чему научились? – Какие задания вы выполняли с удовольствием? – А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
7. Рефлексия деятельности (итог урока.) - Теперь поделитесь своим настроением с окружающими. Как вы поработали на уроке?
Зеленый - мне было интересно на уроке и я доволен своей работой. Красный – мне не понравился урок. - Объясните свой выбор. - Благодарю вас за урок.
(Дети гостям) Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали, Хорошо ли мы умеем И читать, и отвечать. Не судите очень строго Ведь учились мы немного.
© 2016, Мингалева Вера Вениаминовна 1942