Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР М.Н.Некрасова Руководитель МО__________________ Протокол Методического совета № __ от ___ | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» _______________Н.Ф. Байкова __________________ (дата) |
Адаптированная образовательная программа
индивидуального обучения
ученика 5 класса
2019/2020
учебный год
Русский язык
Чтение
Математика
Природоведение
Изобразительное искусство
Домоводство
Корнилова Мария Владимировна, учитель начальных классов |
СОДЕРЖАНИЕ
Русский язык ……………………………………………………………….. | 3 |
Чтение……………………………………………………………………….. | 9 |
Математика…………………………………………………………………. | 13 |
Природоведение……………………………………………………………. | 19 |
Изобразительное искусство………………………………………………... | 23 |
Домоводство………………………………………………………………... | 28 |
Русский язык
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.
Основная цель обучения заключается в овладении детьми навыками коммуникации и дальнейшая подготовка обучающихся к жизни.
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения русского языка состоят в следующем:
развитие у обучающихся устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков;
коррекция активного(пассивного) словаря на основе чтения и выполнения упражнений, составления предложений, ответов на вопросы, объяснения действий;
коррекция слухового восприятия на основе упражнений запоминания;
коррекция вербальной памяти на основе выполнения упражнений, заучивания правил;
коррекция наглядно – образного мышления на основе демонстрации учебных таблиц, иллюстраций, словарной работы.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование составлено в соответствии с Учебным планом и программой по русскому языку, исходя из недельной нагрузки 3 часа в неделю (102 часа в год).
Учебники:
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник. 5 класс. (VIII вид)
Рабочие тетради:
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 1. Состав слова. Пособие для учащихся 5-9 кл. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 2. Имя существительное. Пособие для учащихся 5-9 кл. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь 3. Имя прилагательное. Пособие для учащихся 5-9 кл. (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. (VIII вид)
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы
Уровни | Предметные результаты |
1-й уровень (Достаточный) | Списывать текст целыми словами, структурно сложные слова- по слогам; писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (35-40 слов); объяснять исправленную орфографическую ошибку; пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя; различать части речи (существительное, прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу; составлять пересказ текста по вопросам и записывать его под руководством учителя (до 45 слов); |
2-й уровень (минимальный) | Списывать слова, словосочетания и короткие предложения по слогам; с предварительным разбором изученных орфограмм; участвовать в обсуждении темы текста; правильно записывать свой домашний адрес. |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
102 часа, 3 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 27 часов |
| Предложение. Связь слов в предложении | 02.09 | |
| Главные члены предложения | 03.09 | |
| Второстепенные члены предложения | 05.09 | |
| Различение предложений по интонации | 09.09 | |
| Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 10.09 | |
| Звуки гласные и согласные | 12.09 | |
| Согласные твёрдые и мягкие | 16.09 | |
| Парные звонкие и глухие согласные | 17.09 | |
| Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова и после гласных | 19.09 | |
| Гласные ударные и безударные | 23.09 | |
| Правила проверки написания безударных гласных | 24.09 | |
| Корень и однокоренные слова | 26.09 | |
| Упражнение в подборе однокоренных слов | 30.09 | |
| Окончание. Изменение по смыслу окончаний в словах | 01.10 | |
| Приставка. Образование слов при помощи приставок | 03.10 | |
| Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов | 07.10 | |
| Разбор слов по составу | 08.10 | |
| Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 10.10 | |
| Упражнение в правописании проверяемых безударных гласных в корне слова | 14.10 | |
| Написание слов с двумя безударными гласными в корне | 15.10 | |
| Непроверяемые безударные гласные в корне слова | 17.10 | |
| Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова | 21.10 | |
| Упражнение в правописании парных звонких и глухих согласных в корне слова | 22.10 | |
| Непроизносимые согласные | 24.10 | |
| Контрольный диктант №1 по теме "Состав слова" | 28.10 | |
| Приставка и предлог. Правописание предлогов и приставок | 29.10 | |
| Буква Ъ после приставок | 31.10 | |
II четверть – 21 час |
| Общее понятие о частях речи. Различение частей речи по вопросам и значению | 11.11 | |
| Упражнение в различии частей речи по вопросам и значению | 12.11 | |
| Понятие об имени существительном. | 14.11 | |
| Дифференциация имён существительных по значению. | 18.11 | |
| Имена существительные собственные и нарицательные. | 19.11 | |
| Разв. речи. Деловое письмо: адрес на конверте и открытке. | 21.11 | |
| Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | 25.11 | |
| Число имён существительных. | 26.11 | |
| Род имён существительных. Упражнение в определении рода имён существительных | 28.11 | |
| Правописание имён существительных женского рода с шипящей на конце | 02.12 | |
| Изменение имён существительных по падежам | 03.12 | |
| Именительный падеж | 05.12 | |
| Родительный падеж. Предлоги | 09.12 | |
| Дательный падеж. Предлоги | 10.12 | |
| Винительный падеж. Предлоги | 12.12 | |
| Творительный падеж. Предлоги. | 16.12 | |
| Предложный падеж. Предлоги. | 17.12 | |
| Упражнение в определении падежей имён существительных. | 19.12 | |
| Контрольный диктант №2 по теме "Имя существительное" | 23.12 | |
| Упражнение в определении падежей имён существительных | 24.12 | |
| Повторение ранее изученного | 26.12 | |
III четверть – 28 часов |
| Три склонения имён существительных | 13.01 | |
| I склонение имён существительных | 14.01 | |
| II склонение имён существительных | 16.01 | |
| III склонение имён существительных | 20.01 | |
| Упражнение в определении склонение имён существительных | 21.01 | |
| I склонение имён существительных в единственном числе | 23.01 | |
| Имена существительные I-го склонения в именительном падеже | 27.01 | |
| Имена существительные I-го склонения в родительном падеже | 28.01 | |
| Имена существительные I-го склонения в дательном падеже | 30.01 | |
| Имена существительные I-го склонения в винительном падеже | 03.02 | |
| Имена существительные I-го склонения в творительном падеже | 04.02 | |
| Имена существительные I-го склонения в предложном падеже | 06.02 | |
| II склонение имён существительных в единственном числе | 10.02 | |
| Имена существительные II-го склонения в именительном и винительном падежах | 11.02 | |
| Имена существительные II-го склонения в родительном падеже | 13.02 | |
| Имена существительные II-го склонения в дательном падеже | 17.02 | |
| Имена существительные II-го склонения в творительном падеже | 18.02 | |
| Имена существительные II-го склонения в предложном падеже | 20.02 | |
| III склонение имён существительных в единственном числе. | 25.02 | |
| Имена существительные III-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах | 27.02 | |
| Неодушевлённые имена существительные III-го склонения в именительном и винительном падежах | 02.03 | |
| Имена существительные III склонения в творительном падеже | 03.03 | |
| Упражнение в правописании окончаний существительных в I, II, III склонениях | 05.03 | |
| Контрольный диктант № 3 по теме «I, II и III склонение имён существительных» | 10.03 | |
| Падежи имён существительных | 12.03 | |
| Упражнения в определении падежей имён существительных | 16.03 | |
| Падежи и падежные окончания имён существительных | 17.03 | |
| Повторение ранее изученного | 19.03 | |
IV четверть – 26 часов |
| Предложение | 30.03 | |
| Обобщение понятия главных и второстепенных членов предложения | 31.03 | |
| Главные члены предложения | 02.04 | |
| Второстепенные члены предложения | 06.04 | |
| Упражнения в разграничении главных и второстепенных членов предложения | 07.04 | |
| Нераспространённые и распространённые предложения | 09.04 | |
| Упражнения в определении нераспространённых и распространённых предложений. | 13.04 | |
| Однородные члены предложения | 14.04 | |
| Упражнения в нахождении однородных членов предложения | 16.04 | |
| Знаки препинания при однородных членах | 20.04 | |
| Обобщение понятия однородных членов предложения | 21.04 | |
| Правописание безударных гласных в корне слова | 23.04 | |
| Правописание звонких и глухих согласных | 27.04 | |
| Правописание непроизносимых согласных | 28.04 | |
| Состав слова. Предлоги и приставки | 30.04 | |
| Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | 04.05 | |
| Склонение имён существительных | 05.05 | |
| I склонение имён существительных | 07.05 | |
| II склонение имён существительных | 12.05 | |
| III склонение имён существительных | 14.05 | |
| Падежи имён существительных | 18.05 | |
| Правописание падежных окончаний имён существительных | 19.05 | |
| Простое предложение с однородными членами | 21.05 | |
| Итоговый диктант №4 | 25.05 | |
| Повторение ранее изученного | 26.05 | |
| Повторение ранее изученного | 28.05 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения чтения состоят в следующем:
формирование и дальнейшее совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
развитие и коррекция недостатков психического, в том числе речевого, развития, формирование речи как средства общения;
воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование составлено в соответствии с Учебным планом и программой по чтению, исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю (68 часов в год).
Учебники:
«Чтение»: Учебник для 5 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. И.М.Бгажнокова, Г.В.Савельева
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы
Уровни | Предметные результаты |
1-й уровень (Достаточный) | Правильно читать вслух доступный текст целым словом, в трудных случаях по слогам; читать про себя отрывки из проанализированного текста с целью выполнения заданий учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать несложные по содержанию тексты, используя картинный план; выражать свое отношение к поступкам героев (хорошо - плохо, правильно - неправильно, почему); знать наизусть 6-8 стихотворений (объемом в 8 строк). |
2-й уровень (минимальный) | Правильно читать вслух доступный текст по слогам; отвечать на вопросы по предметному содержанию произведения; давать элементарную оценку поступкам героев (хорошо-плохо); заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося). |
Календарно-тематическое планирование
Чтение
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть –18 часов |
| «Листья падают с кленов» В.Песков «Наша родина» С. Соловейчик | 02.09 | |
| Народное творчество: заклички, песенки, считалочки, загадки, пословицы. «Егорьевская песня» | 03.09 | |
| Считалки. Пословицы и поговорки. Загадки «Одолень-трава» С.Романовский | 09.09 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Август. Сентябрь | 10.09 | |
| «Барсучий нос». К.Паустовский «Лесные бусы». М.Садовский | 16.09 | |
| Во славу Отечества С.Романовский «Не посрамим землю Русскую!», «Куликовская битва» | 17.09 | |
| Твардовский «Лес осенью» «Танины дела». Л.Воронкова | 23.09 | |
| «Счастливые часы». Е.Пермяк «Бревно». С.Баруздин | 24.09 | |
| «Упрямый Козлёнок». С.Михалков | 30.09 | |
| «Кем быть и кем не быть» Я.Пинясов «Над рекой над Окой» О.Высотская | 01.10 | |
| «Цветик-семицветик» В.Катаев | 07.10 | |
| «Что красивей всего?» Б.Заходер Внеклассное чтение по теме «Природа нашей Родины» | 08.10 | |
| «Осеннее утро». О.Высотская Праздники и приметы народного календаря. Октябрь-ноябрь | 14.10 | |
| Во славу Отечества. Былина «Освобождение Чернигова», «Илья Муромец и Идолище» | 15.10 | |
| «Солнечный луч в ноябре». З.Топелиус | 21.10 | |
| «Два приятеля» Е.Бехлерова «Не умею быть один.» В.Коркин | 22.10 | |
| «Друг детства». В.Драгунский «Три очка за старичка» А.Барто | 28.10 | |
| «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах…» В.Драгунский | 29.10 | |
II четверть – 14 часов |
| «Клякса». Н.Носов Внеклассное чтение. Н.Носов. Рассказы | 11.11 | |
| «Заяц Коська и Родничок» Н.Грибачев | 12.11 | |
| Русская сказка «Морозко» | 18.11 | |
| «Проказы старухи зимы» К.Ушинский «Старик Годовик» В.Даль | 19.11 | |
| «Волк» С.Чёрный | 25.11 | |
| «Юркины друзья» И.Снегова | 26.11 | |
| «Как обманули хитрую лису» Г.Харлампьев | 02.12 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Декабрь | 03.12 | |
| «Лиса и дрозд» Русская сказка | 09.12 | |
| «Мороз» Е.Благинина | 10.12 | |
| «Зимний праздник» Н.Саконская | 16.12 | |
| Рождество. Новый год | 17.12 | |
| «Зимний дуб» Ю.Нагибин | 23.12 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Январь. Коляда. | 24.12 | |
III четверть – 18 часов |
| «Госпожа Метелица». Братья Гримм | 13.01 | |
| Внеклассное чтение. Бажов «Малахитовая шкатулка». | 14.01 | |
| Во славу Отечества. «Измаил». С.Алексеев, В. Лосин «Штык». С.Алексеев | 20.01 | |
| «Домик с трубой» Ю.Мориц | 21.01 | |
| «Теплый хлеб» К.Паустовский | 27.01 | |
| «Снеговик» Х.-К.Андерсен | 28.01 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Февраль | 03.02 | |
| «Ночь и день» П.Соловьева | 04.02 | |
| «Варька» Н.Сладков «Скворец» В.Лифшиц | 10.02 | |
| «Чужое яичко» К.Ушинский «Лети!»В.Берестов | 11.02 | |
| «Ржаной колос» Русская сказка «Золотые руки». Башкирская сказка | 17.02 | |
| «Дорогая гостья Масленица» Н. Колпакова Масленица. (Народные припевки) | 18.02 | |
| «У тебя у самого свой ум» В.Даль «Очки» А.Барто «Необычные похождения Севы Котлова» | 25.02 | |
| «Весной». А.Чехов | 02.03 | |
| «Мамин праздник» В.Орлов «Если был бы я девчонкой» Э.Успенский | 03.03 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Март | 10.03 | |
| Во славу Отечества С.Алексеев «Наташка», «Злая фамилия» | 16.03 | |
| «Почтальон и поросенок» | 17.03 | |
IV четверть – 16 часов |
| «Ромашка» Х.-К. Андерсен | 30.03 | |
| «Крестьянские дети» Н.Некрасов | 31.03 | |
| «Ягодные адреса» Н.Надеждина «Ворчливые мухоморы» «Воинственный Жако» | 06.04 | |
| «Апрель». Я.Аким «Счастливый жучок». Г.Скребицкий | 07.04 | |
| «Телефон» Н.Носов «Тайное становится явным» В.Драгунский | 13.04 | |
| «Волшебное слово» В.Осеева «А что у вас?» С.Михалков | 14.04 | |
| «Песенка в лесу» Я.Аким «Поспешишь -людей насмешишь». Польская сказка | 20.04 | |
| «Бременские музыканты» | 21.04 | |
| «Три поросенка». Английская сказка | 27.04 | |
| «Златовласка» Чешская сказка | 28.04 | |
| «Золушка». Французская сказка | 30.04 | |
| «Федорино горе» К.Чуковский | 04.05 | |
| «Черемуха» Е.Благинина | 05.05 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Май Поговорки. Приметы. Загадки. | 12.05 | |
| «Не надо врать» М.Зощенко | 18.05 | |
| «Как я ловил человечков» Б.Житков «Ученый Петя» А.Введенский | 19.05 | |
| На пороге лета «Золотой луг» М.Пришвин «Лето» В.Степанов | 25.05 | |
| Праздники и приметы народного календаря. Июнь. Июль. | 26.05 | |
Математика
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.
Основная цель обучения заключается в
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения русского языка состоят в следующем:
формирование доступных учащимся математических знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
максимальное общее развитие учащихся, коррекцию недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение,
устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование составлено в соответствии с Учебным планом и программой по математике, исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю (64 часа в год).
Учебники:
Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник. 5 класс. (VIII вид)
Рабочие тетради:
Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс. (VIII вид)
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы
Уровни | Предметные результаты |
1-й уровень (Достаточный) | Считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 и равными группами в прямой и обратной последовательности; читать, записывать, откладывать на калькуляторе, счетах, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах 1 000; пользоваться знаком округления; выделять и называть разрядные единицы; читать и записывать римские цифры и числа I-XII; определять температуру воздуха с помощью термометра (шкала положительных значений); устно складывать и вычитать круглые сотни, сотни и десятки в пределах 1000; делить О и делить на 1; умножать 100, а также на 10 и 100; делить на 10 и 100; письменно выполнять сложение и вычитание, умножение и деление на однозначное число, выполнять проверку всех действий; измерять длину в миллиметрах, сантиметрах, дециметрах, метрах; измерять массу в граммах, килограммах; записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения длины, стоимости, массы; представлять числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в более мелких или более крупных мерах; сравнивать числа, полученные при измерении; выполнять устно сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы; получать, записывать, читать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель, сравнивать дроби с одинаковыми числителями и знаменателями; складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями (без преобразования результата); решать простые текстовые задачи на разностное и кратное сравнение, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого по известной разности и вычитаемому, на нахождение неизвестного вычитаемого по известному уменьшаемому и разности; задачи в 2-3 арифметических действия, составленные из ранее решаемых простых задач; сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон; строить треугольники по заданным длинам сторон; строить диагонали прямоугольника (квадрата); строить взаимно перпендикулярные и взаимно параллельные прямые, использовать знаки ; строить точки, отрезки, симметричные относительно оси симметрии; называть элементы куба, прямоугольного параллелепипеда (бруса); узнавать и называть цилиндр, конус; пользоваться некоторыми буквами латинского алфавита для обозначения геометрических фигур. |
2-й уровень (минимальный) | Считать разрядными единицами (сотнями, десятками, единицами) до 1000 в прямой числовой последовательности, равными числовыми группами; читать, записывать, откладывать на калькуляторе, сравнивать числа в пределах 1 000; выделять и называть разрядные единицы; определять температуру воздуха с помощью термометра по шкале положительных значений (с помощью учителя); устно складывать и вычитать круглые сотни в пределах 1000; устно умножать и делить круглые сотни и десятки на однозначное число (80 х 2; 600:2); письменно складывать и вычитать, умножать и делить на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000 (можно пользоваться таблицей умножения, калькулятором); употреблять в речи название компонентов и результатов действий умножения и деления; измерять длину в сантиметрах, дециметрах, метрах; измерять массу в килограммах; записывать числа, выраженные одной и двумя единицами измерения стоимости, длины, массы; сравнивать числа, полученные при измерении; складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины без преобразований (45 см- 34 см; 45 см 14 мм- 24 см; 45см 14мм-24см 7мм); получать, записывать, читать обыкновенные дроби, различать числитель и знаменатель; решать простые текстовые задачи на разностное сравнение, нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания, составные в два действия (с помощью учителя); сравнивать треугольники по видам углов и длинам сторон; находить сходство и различие прямоугольников (квадратов); строить диагонали прямоугольника (квадрата); строить взаимно перпендикулярные прямые (с помощью учителя); узнавать и называть цилиндр, конус. |
Календарно-тематическое планирование
Математика
68 часов, 2 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 18 часов |
| Образование чтение и запись чисел в предела 100. Счет равными разрядными единицами. Таблица разрядов | 02.09 | |
| Нахождение неизвестного слагаемого | 05.09 | |
| Нахождение неизвестного уменьшаемого | 09.09 | |
| Нахождение неизвестного вычитаемого | 12.09 | |
| Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого | 16.09 | |
| Устное сложение и вычитание чисел с переходом через разряд | 19.09 | |
| Линия, отрезок, луч | 23.09 | |
| Углы | 26.09 | |
| Нумерация чисел в пределах 1000 | 30.09 | |
| Нумерация чисел в пределах 1000 | 03.10 | |
| Округление чисел до десятков и сотен | 07.10 | |
| Римская нумерация | 10.10 | |
| Меры стоимости | 14.10 | |
| Меры длины | 17.10 | |
| Меры массы | 21.10 | |
| Контрольная работа за I четверть | 24.10 | |
| Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины | 28.10 | |
| Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости | 31.10 | |
II четверть – 14 час |
| Периметр прямоугольника | 11.11 | |
| Треугольники | 14.11 | |
| Различение треугольников по видам углов | 18.11 | |
| Различение треугольников по длинам сторон | 21.11 | |
| Разностное сравнение чисел | 25.11 | |
| Кратное сравнение чисел | 28.11 | |
| Сложение в пределах 1000 с переходом через разряд | 02.12 | |
| Вычитание в пределах 1000с переходом через разряд | 05.12 | |
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 09.12 | |
| Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд | 12.12 | |
| Контрольная работа за ІІ четверть | 16.12 | |
| Нахождение одной доли предмета, числа | 19.12 | |
| Нахождение нескольких долей предмета, числа | 23.12 | |
| Повторение раннее изученного | 26.12 | |
III четверть – 18 часов |
| Образование дробей | 13.01 | |
| Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями | 16.01 | |
| Сравнение дробей с одинаковыми числителями | 20.01 | |
| Правильные и неправильные дроби | 23.01 | |
| Умножение и деление на 10, 100 | 27.01 | |
| Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы | 30.01 | |
| Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 03.02 | |
| Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число | 06.02 | |
| Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное числе без перехода через разряд | 10.02 | |
| Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное числе без перехода через разряд | 13.02 | |
| Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное числе без перехода через разряд | 17.02 | |
| Проверка умножения и деления | 20.02 | |
| Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное числе с переходом через разряд | 27.02 | |
| Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное числе с переходом через разряд | 02.03 | |
| Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное числе с переходом через разряд | 05.03 | |
| Контрольная работа за ІІІ четверть | 12.03 | |
| Замена крупных мер мелкими. Замена мелких мер крупными | 16.03 | |
| Меры времени. Год | 19.03 | |
IV четверть – 18 часов |
| Построение треугольников | 30.03 | |
| Круг, окружность | 02.04 | |
| Линии в круге | 06.04 | |
| Масштаб | 09.04 | |
| Сложение в пределах 1000 | 13.04 | |
| Вычитание в пределах 1000 | 16.04 | |
| Умножение в пределах 1000 | 20.04 | |
| Деление в пределах 1000 | 23.04 | |
| Все действия в пределах 1000 | 27.04 | |
| Все действия в пределах 1000 | 30.04 | |
| Все действия в пределах 1000 | 04.05 | |
| Контрольная работа за IV четверть | 07.05 | |
| Прямоугольник | 14.05 | |
| Квадрат | 18.05 | |
| Куб, брус, шар | 21.05 | |
| Итоговая контрольная работа | 25.05 | |
| Повторение раннее изученного | 27.05 | |
| Повторение раннее изученного | 28.05 | |
Природоведение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Природоведение» разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.
Основная цель обучения заключается в освоении знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических рекомендаций в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения природоведения состоят в следующем:
сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
воспитание патриотических чувств, эстетических чувств (умение видеть красоту природы), бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
воспитание социально значимых качеств личности;
применение полученных знаний в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений);
оказание первой доврачебной помощи, соблюдение правил здорового образа жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование составлено в соответствии с Учебным планом и программой по природоведению, исходя из недельной нагрузки 1 час в неделю (34 часа в год).
Учебники:
Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Природоведение. Учебник. 5 класс. (VIII вид)
Рабочие тетради:
Лифанова Т.М., Дубровина О.А. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс. (VIII вид)
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы
Учащиеся должны знать и понимать: что изучает природоведение; название нашей планеты и ее форму; значение Солнца для жизни на Земле; свойства воды, воздуха и почвы; основные формы поверхности Земли и виды водоемов; простейшие классификации растений (деревья, кустарники, травы) и животных (рыбы, насекомые, птицы, звери); среду обитания и разнообразие растительного и животного мира Земли; название своей страны и ее столицы, некоторых народов, ее населяющих; названия важнейших географических объектов; названия типичных представителей растительного и животного мира России и своего края; названия некоторых редких и занесенных в Красную книгу растений и животных своей местности; правила поведения в природе; название частей тела и основных органов, их назначение; факторы здорового образа жизни; основные санитарно-гигиенические нормы и правила оказания доврачебной помощи.
Учащиеся должны уметь: наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительными животным миром своей местности; заполнять дневники наблюдений; называть разнообразных представителей животного и растительного мира; ухаживать за домашними животными и культурными растениями; демонстрировать простейшие опыты; показывать на схемах и муляжах некоторые органы (сердце, легкие, желудок, органы чувств); демонстрировать образец правильной осанки; оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела; соблюдать правила элементарной гигиены; выполнять зарисовки и изготавливать простейшие макеты форм поверхности; составлять небольшие по объему рассказы о своем крае.
Календарно-тематическое планирование
Природоведение
34 часа, 1 час в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 9 часов |
| Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу | 05.09 | |
| Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Практическая работа «Зарисовки звездного неба, форма Земли, Луны, космического корабля.» | 12.09 | |
| Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. | 19.09 | |
| Планета Земля. Форма Земли. Оболочка Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера | 26.09 | |
| Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле | 03.10 | |
| Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги. Практическая работа «Зарисовки поверхности суши» | 10.10 | |
| Почва, свойства почвы. | 17.10 | |
| Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства, значение. Способы добычи. | 24.10 | |
| Вода. Свойства. Вода в природе. Вода суши. Практическая работа «Зарисовка форм поверхности своей местности» | 31.10 | |
II четверть – 7 часов |
| Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Практическая работа «Нахождение на карте морей и океанов» | 14.11 | |
| Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений | 21.11 | |
| Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Части растений. Практическая работа «Зарисовки деревьев, кустарников, трав.» | 28.11 | |
| Деревья лиственные. Деревья хвойные. Кустарники. | 05.12 | |
| Травы. Декоративные растения. Места произрастания. Практическая работа «Сезонные наблюдения за растениями.» | 12.12 | |
| Лекарственные растения. Комнатные растения. Практическая работа «Выделение составных частей растения» | 19.12 | |
| Береги растения. Практическая работа «Уход за комнатными растениями» | 26.12 | |
III четверть – 10 часов |
| Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов | 16.01 | |
| Понятие животные. Практическая работа «Зарисовки животных: насекомых, рыб, птиц, зверей.» | 23.01 | |
| Насекомые. Рыбы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана | 30.01 | |
| Птицы. Звери. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана | 06.02 | |
| Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и дома. Практическая работа «Составление рассказов о своих домашних животных» | 13.02 | |
| Охрана животных. Заповедники. Красная книга. Практическая работа «Изготовление кормушек» | 20.02 | |
| Как устроен наш организм. Строение. Как работает наш организм | 27.02 | |
| Здоровье человека. Осанка. Гигиена органов чувств. Практическая работа «Составление распорядка дня.» | 05.03 | |
| Здоровое питание. Вред курения. Правила гигиены. Практическая работа «Упражнения в оказании первой медицинской помощи» | 12.03 | |
| Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | 19.03 | |
IV четверть – 8 часов |
| Россия – Родина моя. Россия на земном шаре. Практическая работа«Нахождение России на карте» | 02.04 | |
| Население России. Народы России. Практическая работа «Зарисовки Государственного флага России.» | 09.04 | |
| Столица Москва | 16.04 | |
| Города России. Многообразие городов | 23.04 | |
| Разнообразие растительного мира. Практическая работа «Зарисовки растений и животных своей местности» | 30.04 | |
| Животный мир на территории нашей страны | 07.05 | |
| Заповедники. Заказники. Охрана природы | 14.05 | |
| Наше село. Растения и животные своей местности. Экскурсия по селу. | 21.05 | |
Изобразительное искусство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.
Основная цель обучения заключается в развитии у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, людям, самому себе.
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения природоведения состоят в следующем:
развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;
овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого развитие у детей возможности творческой художественно изобразительной деятельности через формирование структурных и операциональных компонентов процесса воображения;
воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти. по воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;
развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;
знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно- прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;
воспитание у учащихся умения работать коллективно;
развитие мыслительных операций (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов - умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);
развитие зрительно-двигательной памяти, восприятия пространственного расположения предметов;
совершенствование мелкой и крупной моторики руки;
развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность и функцию общения;
обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;
формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;
развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование составлено в соответствии с Учебным планом и программой по изобразительному искусству, исходя из недельной нагрузки 1 час в неделю (34 часа в год).
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы
Учащиеся должны знать: речевой материал 1-4 класса; теплые и холодные цвета, называть их; способы построения узора в квадрате, круге, прямоугольниках; способы передачи глубины пространства (загораживание, уменьшение величины удаленных от наблюдателя предметов).
Учащиеся должны уметь: изображать с натуры и по памяти предметы простой, слабо расчлененной формы, несложной конструкции; планировать изобразительную деятельность в процессе работы над аппликацией, рисунком; использовать величинный контраст в лепке и рисунке; светлостный контраст - при изображении фона в узоре, натюрморте, неба в сюжетном рисунке; сравнивать части в целой конструкции по величине; рисовать круг в условиях перспективы; использовать тень для передачи объемности предмета; рисовать узор, сочетая его с формой украшаемого предмета (узор на округлой форме и призматической форме предметов); изображать фон в рисунке гуашью способом тонирования кистью; получать и использовать в живописной работе смешанные краски, оттенки цветов (голубой, розовый и др.); работать акварелью «по-мокрому» и по сухой бумаге.
Учащиеся должны иметь представление: о видах изобразительного искусства, о работе художников-живописцев, скульпторов, графиков, народных художников-прикладников; знать фамилии некоторых художников, прославившихся в определенных видах искусства.
Календарно-тематическое планирование
Изобразительной искусство
34 часа, 1 час в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 9 часов |
| Беседа на тему «Народная скульптура (игрушка), её выразительность, красота» (дымковская, городецкая, богородская) | 02.09 | |
| Рисование узоров в полосе из повторяющихся элементов (ягоды, ветки, листья) | 09.09 | |
| Рисование с натуры «Осенние листья деревьев» (листья дуба, осины) | 16.09 | |
| Рисование на тему «Белые лебеди плавают в пруду зоопарка» | 23.09 | |
| Декоративное рисование геометрического орнамента в круге | 30.09 | |
| Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов | 07.10 | |
| Рисование натюрморта из овощей. | 14.10 | |
| Рисование на тему «Осенний лес» | 21.10 | |
| Рисование с натуры дорожных знаков треугольной формы | 28.10 | |
II четверть – 7 часов |
| Рисование на тему «Портрет мамы» | 11.11 | |
| Знакомство с загорской, семеновской, полхов-майданской матрешкой | 18.11 | |
| Рисование сказочного персонажа «Жар-птица» | 25.11 | |
| Рисование с натуры «Кувшин и яблоко» | 02.12 | |
| Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Богатыри» | 09.12 | |
| Рисование с натуры «Ветка елки с игрушками и свечами» | 16.12 | |
| Рисование на тему «Новогодний фейерверк» | 23.12 | |
III четверть – 8 часов |
| Рисование на тему «Зимние развлечения» | 13.01 | |
| Знакомство с картиной Ф. П. Решетникова «Опять двойка» | 20.01 | |
| Рисование с натуры цветочного горшка с растением | 27.01 | |
| Рисование предметов симметричной формы «Снежинка» | 03.02 | |
| Рисование с натуры «Кринка и стакан» | 10.02 | |
| Рисование на тему «Слава Армии родной» | 17.02 | |
| Рисование на тему «Дома в городе» | 02.03 | |
| Декоративное рисование плаката «8 Марта» | 16.03 | |
IV четверть – 10 часов |
| Рисование на тему «Первоцветы» | 30.03 | |
| Рассматривание репродукций картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | 06.04 | |
| Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев) | 13.04 | |
| Рисование с натуры предмета прямоугольной формы «Аквариум с рыбками» | 20.04 | |
| Декоративное рисование плаката «Птицы – наши друзья» | 27.04 | |
| Знакомство с иллюстрациями к сказке «Волк и семеро козлят» В. М. Васнецова | 04.05 | |
| Иллюстрирование сказки «Кот, лиса и петух» | 18.05 | |
| Рисование с натуры предметов, расположенных выше и ниже уровня зрения «Кружка и кастрюля» | 25.05 | |
| Рисование предметов сложной конструкции «Автомобиль» | 26.05 | |
| Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочка) | 28.05 | |
Домоводство
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Домоводство» разработана на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой.
Основная цель обучения заключается в формировании у учащихся знаний, которые помогут им в самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам.
Задачи образовательно-коррекционной работы в процессе изучения природоведения состоят в следующем:
научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи;
заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Планирование составлено в соответствии с Учебным планом и программой по домоводству, исходя из недельной нагрузки 1 час в неделю (34 часа в год).
Требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы
Уровни | Предметные результаты |
1-й уровень (Достаточный) | Учащиеся должны знать: • правила ухода за одеждой, обувью, бельем; • правила сушки одежды и обуви; • правила хранения и чистки кожаной, валяной, текстильной и другой обуви. Учащиеся должны уметь: • подбирать одежду и обувь по сезону; • чистить верхнее и легкое платье. |
2-й уровень (минимальный) | См. требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся |
Календарно-тематическое планирование
Домоводство
34 часа, 1 час в неделю
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
I четверть – 9 часов |
| Понятие о доме, семье, семейных обязанностях | 03.09 | |
| Семейные традиции | 10.09 | |
| Городское и сельское жилище. | 17.09 | |
| Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме | 24.09 | |
| История стекол и зеркал. Правила ухода за зеркалами, стеклами и светильниками | 01.10 | |
| Средства для чистки стекол, зеркал и светильников | 08.10 | |
| Практическая работа: Мытье стекол, зеркал и светильников | 15.10 | |
| Коммунальные удобства их назначение. | 22.10 | |
| Подъезд: правила пользования лифтом, почтовым ящиком, домофоном, мусоропроводом | 29.10 | |
II четверть – 7 часов |
| Пожар в доме. Правила пожарной безопасности | 12.11 | |
| Назначение жилых комнат | 19.11 | |
| Средства для уборки квартиры | 26.11 | |
| Правила повседневной уборки | 03.12 | |
| Газовая (электрическая) плита, микроволновая печь, электрочайник их назначение в хозяйстве | 10.12 | |
| Пылесос его назначение | 17.12 | |
| Холодильник, кондиционер их назначение в хозяйстве | 24.12 | |
III четверть – 10 часов |
| Утюг его назначение в хозяйстве | 14.01 | |
| Виды мебели | 21.01 | |
| Правила ухода за мебелью и ковровыми изделиями | 28.01 | |
| Мыши и крысы. Профилактика и борьба с грызунами в доме | 04.02 | |
| Насекомые: тараканы, домашние муравьи, кровососущие насекомые, моль и средства борьбы с ними | 11.02 | |
| Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами, являющимися профилактическими средствами | 18.02 | |
| Медицинская помощь при отравлениях | 25.02 | |
| Собака в городской квартире | 03.03 | |
| Кошка в городской квартире | 10.03 | |
| Декоративные птицы в городской квартире | 17.03 | |
IV четверть – 8 часов |
| Домашние животные | 31.03 | |
| Домашние птицы | 07.04 | |
| Виды одежды и ее назначение | 14.04 | |
| Профессии людей, создающих одежду | 21.04 | |
| Практическая работа: Уход за одеждой | 28.04 | |
| Приобретение и хранение одежды | 05.05 | |
| Белье его виды и назначение | 12.05 | |
| Стирка белья. Моющиеся средства для разных видов белья | 19.05 | |