МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ Исетского района Тюменской области
Рассмотрено на педсовете: _____________ «_______» ______________ | Согласовано: Замдиректора по УВР _________________ С.Н. Васильева «_______» ______________ | Утверждаю: Директор школы _____________ Т.П. Габрусь «_______» ______________
|
Адаптированная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью
по чтению и развитию речи
8 класс
на 2018-2019 учебный год
Лымарева Надежда Петровна
учитель высшей квалификационной категории
2018г
1.Пояснительная записка
Данная программа составлена на основании следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой издательство «Владос» 2011г.
Адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ
Учебного плана МАОУ Слобода-Бешкильская СОШ на 2018-2019 учебный год
Учебника «Чтение» для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. З. Ф. Малышева Э.В. – М.: «Просвещение» , 2006
Данная программа учитывает психофизические особенности развития учащихся 8-го класса, уровень их знаний и умений и предусматривает обязательный личностно-ориентированный и дифференцированный подход исходя из возможности школьников. На уроках чтения в 8-ом классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала, дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация. Работа над текстом предполагает:
совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).
На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению
Цели:
- совершенствовать технику чтения и понимание прочитанного;
- учить правильно и последовательно излагать свои мысли;
- формировать нравственно – эстетические и гражданские качества;
- усвоить принципы нравственного поведения в обществе.
Задачи:
- формирование и совершенствование навыков полноценного чтения как основы понимания художественного текста;
- развитие и коррекция недостатков психического развития;
- воспитание нравственных качеств личности, усвоение нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий.
В 8-м классе программа рассчитана на 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
2.Требования к уровню подготовки учащихся
1-й уровень
• читать вслух правильно, бегло, выразительно;
• читать про себя доступные по содержанию тексты;
• выделять тему и определять идею произведения (последнее задание — с помощью учителя);
• определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним (с помощью учителя);
• самостоятельно делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям текста;
• отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе;
• пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова;
• ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
• выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя);
• заучить наизусть 10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.
2-й уровень
• читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
• читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;
• пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
• выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
• находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.
Должен знать:
- 3- 5 стихотворений, объёмом не менее 10 строк.
3.Содержание программного материала
Устное народное творчество
Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки: добро должно побеждать зло; хочешь счастья — учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 8 класса.)
Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.
Русская литература XX века
(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 8 класса.)
Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычева, Ф. А. Искандера.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Устное народное творчество. | 8 часов |
2 | Произведения русских писателей XIX века. | 26 часов |
3 | Произведения русских писателей 1 половины XX века. | 15 часов |
4. | Произведения русских писателей 2 половины XX века. | 15 часов |
5. | Повторение и систематизация знаний | 4 часа |
| Итого: | 68 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема | Словарь | Наглядность | Основное содержание урока |
План | Факт |
| Устное народное творчество. | |
1 | 1 | | | Устное народное творчество. Типология сказок (волшебные, бытовые, о животных). | | | Определение жанровых особенностей. |
2 | 1 | | | Сказка «Волшебное кольцо». Признаки волшебной сказки Народная точка зрения на добро и зло.
| | Иллюстрации к сказке М/ф «Волшебное кольцо», 1979г., реж. Л.Носырев. | Определение жанровых особенностей. Деление на части, озаглавливание. Пересказ по плану. |
3 | 1 | | | Пословицы и поговорки. Смысловое содержание | | | Нахождение образных слов и выражений. |
4 | 1 | | | Баллады. Определение баллады | | | Определение жанровых особенностей. |
5 | 1 | | | Жуковский В.А. Перчатка. Характеристика поведения главного героя. | | Иллюстрации к произведению. | Интонационно выразительное чтение баллады. |
6 | 1 | | | Суриков И.З. Нашла коса на камень. Смысл названия баллады. Герои баллады | | | Чтение по ролям. Подбор пословиц и поговорок, подходящих к героям баллады. |
7 | 1 | | | Былины. Определение былины. Былинные богатыри | Былины Зачин Исход | Репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри» Звукозаписи отрывков из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова. | Чтение с сокращением текста. Подго-товка к сжатому пересказу. |
8 | 1 | | | Добрыня и Змей. Основное содержание былины. | Пучай-река Полоны русские Змеище Горынище Колпак земли греческой Питьё медвяное Пшено белоярово | Иллюстрации к произведению. | Нахождение и чтение старинных слов и выражений. |
Произведения русских писателей XIX века. | |
9 | 1 | | | А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. | | Презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» | Чтение, ответы на вопросы. |
10 | 1 | | | Басина М. Публичное испытание. Составление рассказа по заданному плану | Конторки Почили Сень Вотще | Картина И.Е. Репина «Пушкин в Лицее» | Пересказ по данному плану. |
11 | 1 | | | Пущин И. И. Записки о Пушкине. (отрывок). Дружба Пушкина с Пущиным | | Картина Н.Н. Ге «Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина)» | Чтение, ответы на вопросы. |
12 | 1 | | | Пушкин А. «Во глубине сибирских руд…» Тема борьбы с царским самодержавием | | | Выразительное чтение стихотворений, расстановка пауз. |
13 | 1 | | | Пушкин А. Зимнее утро. Человек и природа в стихотворении | Нега Аврора Вечор | Иллюстрация к произведению. | Выразительное чтение стихотворения |
14 | 1 | | | Пушкин А. Избранные стихи. Основные темы стихотворений | | | Выразительное чтение стихотворений |
15 | 1 | | | Пушкин А. Сказка о попе и работнике его Балде. Смысл сказки. Общие черты с народной сказкой | Варёная полба | Портрет поэта Иллюстрации к произведению | Составление характеристики персонажа. Интонационная выразительность текста. |
16 | 1 | | | Лермонтов М.Ю. Очерк жизни и творчества. Лермонтов М. Смерть поэта. Основная идея стихотворения | | Портрет писателя Выставка книг | |
17 | 1 | | | Лермонтов М. Родина (наизусть) Тема Родины в стихотворении Лермонтов М. Парус (наизусть) Состояние природы и человека | | | Выразительное чтение стихотворения. Заучивание стих-ния наизусть |
18-19 | 2 | | | Лермонтов М. Песня про купца Калашникова. 1. Историческое время, отражённое в поэме. 2.Главные герои поэмы. Их характеристика 3. Образ Степана Калашникова в поэме. | Кровля, тесовые кровельки, сажень, бесталанная, тороватый, приосаниться. | Иллюстрации к произведению | Составление характеристики персонажа. Выразительное чтение «Песни…» |
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема | Словарь | Наглядность | Виды работ над текстом. |
план | факт |
20 | 1 | | | И.А.Крылов. Очерк жизни и творчества. Крылов И. Волк на псарне. Историческая основа басни | Сатира Мораль Тунеядство | Портрет поэта Выставка книг | Определение жанровых особенностей басен. |
| | Псарня Овчарня | Иллюстрации к произведению | Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения. |
21 | 1 | | | Крылов И. Осел и Соловей. Идейное содержание . Муха и Пчела. | Внимать Изрядно Неложно Боле навострился Спесиво Захирела Вельможа Ответствует Пол нежной | Иллюстрации к произведению | Выразительное чтение басен, расстановка пауз. Чтение басен по ролям. Нахождение главной мысли произведения. |
22 | 1 | | | Итоговый урок по теме «Басни» Внеклассное чтение по произведениям И. А. Крылова. | | Иллюстрации к произведениям. М/ф « в мире басен», 1973 г. Реж. А. Хржановский | |
23 | 1 | | | Некрасов Н.А. Очерк жизни и творчества. Некрасов Н. Размышления у парадного подъезда. Два пути в судьбе народа | | Портрет писателя Выставка книг | |
Обитель Палаты Почил | Портрет поэта Репродукция картины И.Е. Репина « Бурлаки на Волге» | Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. |
24 | 1 | | | Некрасов Н. «В полном разгаре страда деревенская…» Судьба русской крестьянки | Страда Косуля | | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
25 | 1 | | | Некрасов Н. Мороз, Красный нос. Образ русской женщины | | Иллюстрации к произведению | Нахождение и объяснение образных слов. Составление характеристики персонажа по плану. |
26 | 1 | | | Некрасов Н. Русские женщины. Историческая основа поэмы | Кручина | Портрет М.Н. Волконской | Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. |
27 | 1 | | | Никитин И.С. Очерк творчества. Никитин И.С. Русь. Любовь к Родине Никитин И.С. Утро на берегу озера. Изображение летнего утра | | Портрет поэта | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
| Портрет поэта Выставка книг | Нахождение и объяснение образных слов. |
28 | 1 | | | И.С. Тургенев. Очерк жизни и творчества. Тургенев И.С. Муму. Анализ 1 главы | | Портрет писателя. Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
29-32 | 4 | | | Тургенев И.С. Муму. 1. Анализ 2-3 главы 2. Анализ 4-5 главы 3. Анализ 6-8 главы 4. Р.р Характеристика Герасима | Кляча, кафтан, армяк, тщедушна, половой. Охотный ряд. Затрепетал, собственноручно, затворница, потчевал, сгоряча. Заговор, пользует. | Иллюстрации к произведению | Составление характеристики персонажа по плану. Нахождение в тексте ответа на вопрос. |
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема | Словарь | Наглядность | Виды работ над текстом. |
| | План | Факт | | | | |
33 | 1 | | | Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Толстой Л.Н. После бала. Анализ 1 части | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
34 | 1 | | | Толстой Л.Н. После бала. Анализ 2 части | Ломовые Шпицрутены | Иллюстрации к произведению | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Нахождение в тексте ответа на вопросы. |
| Произведения русских писателей 1 половины XX века. |
35 | 1 | | | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Чехов А.П. Лошадиная фамилия. Комичность ситуации | | Портрет поэта Выставка книг Отрывки из м/ф «Каштанка», 1952г. Реж. М. Цехановский | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
36 | 1 | | | В.Г. Короленко. Очерк жизни и творчества. Короленко В.Г. Слепой музыкант Анализ 1-2 гл | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
37-41 | 5 | | | Короленко В.Г. Слепой музыкант 1. Анализ 3-4 главы 2. Анализ 5- 6 главы 3. Анализ 7-9 главы 4. Анализ 10-11 главЭпилог 5. Р.р Отзыв | Эпилог. | Отрывки из к/ф «Слепой музыкант», 1960г. Реж. Т. Лукашевич | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Нахождение и объяснение образных слов. |
42 | 1 | | | М.Горький. Очерк жизни и творчества. | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. |
43-44 | 2 | | | Горький М. Макар Чудра. Характеристика главных героев рассказа | Гарцевать Табор | | Составление характеристики персонажа. |
45 | 1 | | | С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. Есенин С. «Спит ковыль…» ( наизусть) Картины родной природы | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
46 | 1 | | | Есенин С. Пороша.(наизусть) Зимняя природа в стихотворении Есенин С. «Отговорила роща золотая…» Чувство грусти об ушедшем лете и прошедшей юности | Пороша | | Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. |
47 | 1 | | | Сказки Андрея Платонова. Платонов А.П. Разноцветная бабочка. Образ матери в сказке | | | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
48-49 | 2 | | | А.Н. Толстой Очерк творчества Толстой А.Н. Русский характер. Смысл названия. Поступки и характеры главных героев | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
№ п/п | Кло-во часов | Дата | Тема | Словарь | Наглядность | Виды работ над текстом. |
план | факт |
Произведения русских писателей 2-ой половины XX века. |
50 | 1 | | | Стихи Н.А. Заболоцкого. Заболоцкий Н. Некрасивая девочка. Внешняя и внутренняя красота человека | | | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
51 | 1 | | | Паустовский К.Г. Очерк жизни и творчества. Паустовский К.Г. Телеграмма. Проблемы одиночества, милосердия, душевной чёрствости | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
52 | 1 | | | Фраерман Р.И. Очерк жизни и творчества. Дикая собака динго, или … Анализ 1-2 главы | | | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
53-55 | 3 | | | Фраерман Р.И. Дикая собака динго, или 1. Анализ 3 главы 2. Анализ 4 главы 3. Анализ 5 главы | | Портрет писателя Выставка книг | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. Пересказ по плану. |
56 | 1 | | | Кассиль Л.А. Очерк жизни и творчества Пекины бутсы. | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
57 | 1 | | | Кассиль Л.А. Пекины бутсы. Анализ содержания Характеристика главного героя по плану | | | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. |
58 | 1 | | | Твардовский А.Т. Очерк жизни и творчества Твардовский А.Т. Василий Теркин. Анализ главы «Гармонь» | | Иллюстрации к произведени | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
59-60 | 2 | | | Твардовский А.Т. Василий Теркин. Анализ главы «Кто стрелял?» Анализ главы «В наступлении» Составление характеристики Василия Тёркина | Вир | Иллюстрации к произведению | Выразительное чтение стихотворения, расстановка пауз. Интонационная выразительность текста. |
61 | 1 | | | Шукшин В.М. Очерк жизни и творчества. Шукшин В.М. Гринька Малюгин. Внутренняя красота героя | | | Нарисовать устный портрет. Составление характеристики персонажа. |
62-63 | 2 | | | В. П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка» ( глава из повести «Последний поклон»). Музыка в жизни главного героя | | Портрет писателя Выставка книг | Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. Пересказ. |
64 | 1 | | | .Р. П. Погодин. Алфред. Отношение ребят к Алфреду | | Иллюстрации к произведению | Составление плана пересказа. Пересказ. |
65 | 1 | | | А. А. Сурков Родина. Главная мысль стихотворения | | | |
66-68 | 3 | | | Повторение и систематизация знаний за курс 8 класса | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
I. Для учащихся:
З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002.
II. Для учителя:
1. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
2. Н.И.Вайсман, Р.Ф.Гарват. «Зарубежная литература в 5-7 классах общеобразовательной школы. – Благовещенск, БГПУ, 1997.
3. Я.А.Чернявская, Г.В.Регушевская. Детская литература. Хрестоматия. – М., «Просвещение», 1987.
4. Н.В.Чудакова. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997.
5.Н.С.Шер. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.
Технические средства обучения
11. Компьютер
12. Мультимедийная установка