Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа с.Розовое
Советского района Саратовской области
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО ПМПК МБОУ – ООШ Зам.директора по У/Р Директор МБОУ-
нач.классов с. Розовое ООШ с.Розовое
______Романова Д.Г. ______ Татакова К.М ______Татакова К.М. ____Александров И.В.
Протокол от «__»___2017 г.№__ «___»____2017 г. «___»____2017 г. «___»___2017 г.№__
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Айткалиевой Екатерины Сергеевны
по технологии
2 класс
Рассмотрено
На заседании методического совета
Протокол №___
От «___»____2017 год
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению во 2 классе составлена на основе учебной программы по «Трудовому обучению» (Н.Н.Павловой), из сборника «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы», под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2013 г.
Обучение труду младших школьников направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности ученика;
- уважение к людям труда;
- сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – правильно располагать на рабочем месте материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно- гигиенические требования.
На уроках трудового обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием:
-контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общественному труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
На трудовое обучение во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год. В течение учебного года учитель имеет право объединять темы в связи с праздничными, актированными днями.
Планируемые результаты освоения учебной программы
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.
Предметные результатами изучения технологии в начальной школе являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности, знания о различных профессиях
Метапредметными результатами изучения технологии в начальной школе являются отражать освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3. Проектная деятельность.
4. Контроль и самоконтроль.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3. Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4. Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5. О ценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
5. Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
6. С равнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
7. Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.
8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
11. Поиск необходимой информации в Интернете.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
4. Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Содержание программы учебного курса.
№ п/п | Виды труда | Количество часов |
-
| Вводный урок. | 1ч. |
-
| Работа с глиной и пластилином. | 11ч. |
-
| Работа с природными материалами | 5ч. |
4. | Работа с бумагой и картоном. | 11ч. |
5. | Работа с текстильными материалами | 6ч. |
| Всего | 34ч. |
Вводный урок: знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на уроке труда.
Работа с природными материалами
Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов: собирать материал в сухую погоду, очищать от пыли, сортировать по цвету, размеру, форме. Сушить листья под прессом. Хранить материалы в конвертах и коробках, Наклеивать композиции из природного материала на картон. Соединять объемные детали из природного материала пластилином, клеем, на шпильках. Инструменты и приспособления: ножницы, кисточка для клея, подкладная доска. Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из природных материалов по сборочным схемам: выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия; установление пространственных отношений между деталями изделия; соединение деталей изделия пластилином, клеем, на шпилька сборка изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу: моделирование из готовых природных форм, создание декоративных композиций в технике аппликационных работ. Варианты объектов труда: изготовление гербария, моделей объектов окружающего мира (насекомые, паукообразные), сказочных персонажей (Баба Яга и т. п.), декоративных композиций.
Работа с глиной и пластилином
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов: делить брусок пластилина на глаз, разминать материал для повышения пластичности, скатывать круглые формы, раскатывать до получения удлиненных форм, вдавливать, соединять детали прижиманием. Инструменты и приспособления: стеки, подкладная доска. Практические работы. Изготовление изделий из пластилина: подготовка материала к работе, формообразование деталей изделия и их соединение, использование природного материала для оформления изделия. Создание изделий по собственному замыслу: создание моделей объектов живой природы. Варианты объектов труда: изготовление моделей предметов живой природы (овощи, фрукты, животные).
Работа с бумагой и картоном
Краткая характеристика операций обработки бумаги: сминать — делать мятой всю поверхность; размачивать — размягчить; скатывать — свернуть в трубку или собрать в шарик; обрывать — делать край неровным; складывать — делить на части; размечать по шаблону — обвести внешний контур предмета; резать — отделить от целого. Инструменты и приспособления: карандаш ТМ, ножницы, кисточка для клея, фальцовка, шаблон, подкладной лист. Основные способы соединения деталей изделия: склеить, переплести. Практические работы. Изготовление плоских и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам: выбор заготовки с учетом размеров изделия; экономная разметка заготовок; сминание заготовки; размачивание комка бумаги в воде; скатывание мятой заготовки в трубку или шарик, обрывание заготовки по контуру; складывание и сгибание заготовок; вырезание бумажных деталей; плетение из бумажных полос; соединение деталей изделий склеиванием; декоративное оформление изделия аппликацией, плетеным узором. Создание изделий по собственному замыслу. Варианты объектов труда: пригласительные билеты, конверты, закладки для книг, снежинки, игрушки, изделия в технике оригами, декоративные композиции
Работа с текстильным материалом
Краткая характеристика операций обработки материалов: отмерять нитку, вдевать нитку в ушко иголки, закреплять конец нитки узелком, размечать по выкройке квадратную заготовку на ткани, резать ножницами на столе, выдергивать долевые и поперечные нити по краям тканевой заготовки, образуя бахрому.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Трудовое обучение» к концу второго года обучения.
Самостоятельная ориентировка в задании.
Самостоятельное сравнение образца изделия с натуральным объектом, чучелом, игрушкой.
Самостоятельное составление плана работы над изделием.
Выполнение изделий с частичной помощью учителя и самостоятельно.
Умение придерживаться плана при выполнении изделий.
Самостоятельный текущий отчет о проделанной работе.
Подробный анализ своего изделия по отдельным вопросам учителя и самостоятельно.
Употребление в речи технической терминологии.
Самостоятельная ориентировка на листе бумаги и подложке.
Пространственная ориентировка при выполнении объемных работ, правильное расположение деталей, соблюдение пропорций и размеров.
Перечень учебно- методических средств обучения.
1. Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2014.
2.В.В. Воронкова Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2015.
Календарно – тематическое планирование.
№ № пп/п | Тема урока | Кол-во часов по теме |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Контрольно-оценочная деятельность | Дата проведения |
Предметные результаты | Метапредметные результаты (УУД) | Контрольные работы | Практические работы |
-
| Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований. | 1 | Уметь соблюдать ТБ и санитарно-гигиенические требования. | Л.:-развитие эстетических чувств; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций. Р.:- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия П.:искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Условия хранения природного материала | 1 | Знать названия деревьев, осенних месяцев. Уметь хранить природный материал. | | | |
-
| Беседа о свойствах материалов (цвет, форма, твёрдость и т.п.) | 1 | Знать свойства различных природных материалов. | | | |
-
| Птичка из желудей, перьев и палочек. | 1 | Уметь сравнивать образец с натуральным объектом. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно- познавательного интереса Р.:- формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.:- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- .:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Рыбка, черепаха из скорлупы ореха, пластилина. | 1 | Знать части тела рыбки, черепахи. Уметь составлять план работы по вопросам учителя. | | | |
-
| Свинья из еловой шишки, палочек и бумажных деталей. | 1 | Уметь самостоятельно ориентироваться в задании по иллюстрации. | | | |
-
| Организация рабочего места при выполнении лепки. | 1 | Знать правила гигиены при работе с пластилином. Уметь приготовить рабочее место с соблюдением правил гигиены. | Л.:-развитие эстетических чувств; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций. Р.:- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия П.:искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Лепка куба и параллелепипеда. | 1 | Знать геометрические фигуры и прямоугольные геометр. тела. | | | |
-
| Лепка кубиков и брусков разных размеров. | 1 | Уметь анализировать изделие по вопросам учителя. | | | |
-
| Автобус | 1 | Знать правила дорожного движения. | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Применение и назначение картона. Его свойства. | 1 | Знать правила ТБ при работе с ножницами. | | | |
-
| Изготовление пакета для хранения изделий. | 1 | Уметь отличать бумагу от картона. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно- познавательного интереса Р.:- формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.:- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- .:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Украшение пакета аппликацией. | 1 | Знать применение бумаги. Уметь соблюдать пропорции и размеры изделия. | | | |
-
| Счетный материал в форме полосок, квадратов, кругов. | 1 | Знать геометрические фигуры. Уметь озвучивать план работы, инструменты. | | | |
-
| Швейная мастерская. | 1 | Знать назначение швейной мастерской. | Л.:-развитие эстетических чувств; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций. Р.:- уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия П.:искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, - добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Свойства ниток. Плетение косички | 1 | Знать свойства ниток. Уметь определять на глаз длину, ширину изделия и плести косичку. | | | |
-
| Изготовление куколки из связанных пучков нитей. | 1 | Уметь накручивать нитки на картон. | | | |
-
| Стакан для карандашей. | 1 | Знать санитарно-гигиенические правила при работе с пластилином. | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Цветочный горшок с цветком. | 1 | Знать приём вдавливания и расплющивания | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Чайник для заварки. | 1 | Уметь работать по образцу и наносить рисунок с помощью стеки | | | |
-
| Чашка с блюдцем. | 1 | Знать свойства засушенных листьев, цветов и т.п. Уметь работать по плану. | | | |
-
| Новогодняя гирлянда по шаблонам в форме грибочков. | 1 | Знать свойства и применение бумаги, клея и правила ТБ при работе с ножницами. Знать простые геометрические формы. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно- познавательного интереса Р.:- формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.:- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- .:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Божья коровка. | 1 | Уметь аккуратно пользоваться клеем. Знать геометрические формы. | | | |
-
| Закладки по шаблону. | 1 | Уметь резать бумагу и картон по линиям разметки. | | | |
-
| Лепка цыплёнка и утёнка. | 1 | Уметь находить пропорции в изделии. Знать способ примазывания. | | | |
-
| Лепка утки и гуся. | 1 | Уметь лепить с соблюдением пропорций. | | | |
-
| Лепка мишки, зайца, лисы. | 1 | Знать правила составления макета. Уметь закреплять детали на подставке. | | | |
-
| Грузовик. | 1 | Уметь работать с бумагой, развивать фантазию. | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Изготовление открытки. | 1 | Уметь работать с бумагой. Знать ТБ работу с ножницами. | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Упражнение в раскрое ткани. | 1 | Знать применение и назначение ткани в жизни людей. Сорта тканей. | Л. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно- познавательного интереса Р.:- формулировать цель урока после предварительного обсуждения; -выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним; П.:- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, К.:- .:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Коллекция тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной. | 1 | Уметь составлять композицию. Знать свойства тканей | | | |
-
| Ознакомление с ручными стежками | 1 | Уметь выполнять смёточный шов. | | | |
-
| Открытка к 9 мая. | 1 | Уметь работать с бумагой. Знать ТБ работу с ножницами. | Л.:-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.:-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; К.:- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения - уметь сотрудничать с учителем | | | |
-
| Модель светофора. | 1 | Уметь оклеивать картон бумагой. Уметь делать разметку по шаблону. | | | |
Лист изменения и дополнения календарно- тематического планирования.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (в соответствии с ФГОС) | Контрольно-оценочная деятельность | Дата проведения |
Предметные результаты | Метапредметные результаты (УУД) | Контрольные работы | Практические работы |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |