СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по адаптации учащихся 1 класса 2022-2023 учебный год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по адаптации учащихся 1 класса 2022-2023 учебный год»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по адаптации первоклассника разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите
    инвалидов в РФ»;

  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.

Задачей школы интернатного типа является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.

Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.

У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.

Цель программы: создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в образовательном учреждении.

Основные задачи:

  • формирование учебной мотивации у детей;

  • снижение тревожности у детей в период адаптации;

  • развитие социально-приемлемого поведения детей;

  • развитие коммуникативных умений.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоцио­нальное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги, освещая процесс адаптации личности к среде,
указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излиш­нее эмоциональное возбуждение
лежат в основе развития адапта­ционных нарушений, а превышение определенного уровня
тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адап­тации.
Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы
его обучения в школе от­ражает характер его адаптации к среде.

2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем подразумевается уровень развития
самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов,
взглядов, знаний. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального
бытия на уровне сознания, что находит свое от­ражение в становлении образа «я»,
осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей,
занимаемого статуса и т. д.

3. Поведенческий уровень адаптации отражает характер поведе­ния ребенка в условиях школьной среды,
его взаимоотношений с другими людьми. Одним из критериев адаптированности является
внешнее поведение, которое соответствует требованиям среды. Адаптированность соответ­ствует не
только реальному поведению личности согласно установ­кам общества,
но и находит свое отражение в психоэмоциональной стабильности, личностной комфортности, состоянии
удовлетво­ренности, отсутствии дистресса и т. д. Подчеркнем неразрывную связь между поведенческими проявлениями индивида и его эмоциональным состоянием. Говоря о поведенческом аспекте, связывает
его с когнитивным уровнем. Перестройка поведения, вызванная измене­ниями во внешней среде, зависит от
перестройки сознания, кото­рая происходит в результате усвоения социального опыта. Таким
образом. Можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообус­ловленности всех трех уровней адаптации, поэтому их диагностика тоже должна проводиться лишь в комплексе.


МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 22 занятия по 30 – 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй - третьей недели обучения первоклассников к школе.

Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный - веселое, радостное; зеленый - немного грустное; синий - грустное, хочется плакать).

Ребенку, чтобы глубже познать и понять самого себя и других, необходимы не столько когнитивный, сколько игровой и эмоциональные компоненты - соучастие, сочувствие, сопереживание. Поэтому программа уделяет серьезное внимание сказкам и играм. Так как через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Таким образом, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы и находить способы решения.

У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях в получении «обратной связи».

Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику обращаться нельзя. Особое внимание следует обращать на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые.

Также во время занятия необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении.

Не следует обращать внимание на покраснения оговорки, запинки, демонстративное упрямство. Возможно не только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча.) Благоприятно созданное психологическое пространство помещает ребенка в мир безопасности, доверия, придает чувство уверенности и эмоционального комфорта.

Основные методы работы с младшими школьниками

1. Групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему.Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.

2. Игровой метод. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.

3. Психогимнастика. Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастикапомогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.

4. Релаксационные методы. Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.

5. Эмоционально-символические методы. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Использование рисования на определенные темы.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

I Раздел. «Это гордое слово - первоклассник» (занятия 1-5)

  1. Помощь детям в осознании позиции ученика.

  2. Знакомство детей со школьными правилами и их практическим
    применением.

  3. Развитие у детей интереса к общению друг с другом.

II Раздел. «Я и люди вокруг меня» (занятия 6-8)

  1. Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
    человека.

  2. Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.

  3. Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.

III Раздел. «Мои первые трудности » (занятия 9-13)

Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.

IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (занятия 14-25)

  1. Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.

  2. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.

Ход работы занятия.

1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.

2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.

3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.

4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  1. Изменения эмоционального состояния.

  2. Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.

  3. Соотносить свои действия с поставленной целью.

  4. Повысить успеваемость по разным школьным предметам, уровень интеллектуального развития.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

  • спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

  • оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, звучащая панель « Водопад», тактильно - акустическая панель, двух сторонний мольберт, изобразительные материалы и др.);

  • оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, фибероптический душ «Солнышко», сухой бассейн, тактильные дорожки, зеркало – искажение, и др.);

  • материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, , сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А2, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, принадлежности для аромотерапии и др.);

  • интерактивная панель, мультимедийное сопровождение, видео- презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий;

  • аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;

  • комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.

Технические средства обучения:

  • Компьютер

  • Интерактивная доска.

В 2022-2023 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:

1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.

3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.

4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.

5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.

Преимущества работы с интерактивной доской:

1. Усиливает подачу материала.

2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.

3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.

4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.

5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.

6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.



КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем

Кол.

часов

Дата проведения

«Это гордое слово - первоклассник»


Диагностика адаптации.

1 ч.


Знакомство

1ч.


Я и моя школа.

1ч.


Я в школе.

1ч.


Школьные правила

1ч.


Учебный день школьника.

1ч.


«Я и люди вокруг меня»


Я и мои друзья.

1ч.


Умею ли я дружить?

1ч.


Умение договариваться.

1ч.


«Мои первые трудности»


Школьные трудности и радости.

1 ч.


Мое домашнее задание.

1ч.


«Мой мир эмоций и чувств»


Почему я радуюсь? Почему я злюсь? Почему я удивляюсь? Почему я боюсь?

1ч.


Радуга эмоций и чувств.

1ч.


Эти разные эмоции и чувства.

1ч.


Знакомство с чувством страха.

1ч.


Как справиться со страхом.

1ч.


Горькое чувство - обида.

1ч.


С каким чувством дружит гнев?

1ч.


Приятное чувство - радость.

1ч.


Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз еще вернется.

1ч.


Диагностика адаптации.

1ч.


ВСЕГО

22ч.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. - 530с.)

  2. «Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. - 170с.)

  3. В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.

  4. Дорис Вольф, Рольф Меркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. - 130с.

  5. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.

  6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.

  7. О.В. Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. - 179с.

  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.

  2. Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.

  3. Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.

  4. Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).

  5. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.

  6. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.

  7. Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!