ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по адаптации первоклассника разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год; учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год и следующих нормативно - правовых документов:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в РФ»;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной среде.
Задачей школы интернатного типа является обеспечение полноценного развития, обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, а также социально-психологическая и бытовая адаптация детей.
Особого внимания заслуживает адаптация первоклассников к условиям школы-интерната, так как является первой и архиважной для дальнейшего пребывания этих детей в стенах школы. Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности, что сказывается на формировании всей личности ребенка. У ребенка, поступившего в школу, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми, появляются новые, связанные со школой серьезные обязанности. Он должен вставать в строго определенное время и идти в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.
Готовность ребенка к школе предполагает необходимый уровень физического развития ребенка, который позволит быстро адаптироваться к школьным нагрузкам, иному режиму дня, питанию, а самое главное самостоятельному проживанию (без родителей) в чужой для новичка среде школы-интерната. С целью смягчения этого периода необходимо организовать режим двигательной активности, занятия по формированию и укреплению культурно-гигиенических навыков с соблюдением достаточно высокого темпа выполнения различных бытовых дел (есть, убирать свои вещи, одеваться, совершать утренний и вечерний туалет). Впервые, оказавшись в стенах еще чужой школы-интерната, ребенка встречает чужая обстановка: большие помещения, спальня на несколько человек, в которой надо остаться на долгую ночь без мамы и многое другое, все это может вызывать у ребенка дополнительный стресс.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его. Наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, дети испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
У первоклассников, особенно в первые дни (недели) пребывания в школе, снижается сопротивляемость организма: замечается нарушение сна, аппетита, повышение температуры, обострение хронических заболеваний.
Цель программы: создание условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в образовательном учреждении.
Основные задачи:
формирование учебной мотивации у детей;
снижение тревожности у детей в период адаптации;
развитие социально-приемлемого поведения детей;
развитие коммуникативных умений.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
1. Эмоциональный уровень, который включает в себя эмоциональное самочувствие ребенка, переживание состояние равновесия или тревоги, освещая процесс адаптации личности к среде,
указывает на то, что тревога, эмоциональный стресс, излишнее эмоциональное возбуждение
лежат в основе развития адаптационных нарушений, а превышение определенного уровня
тревоги приводит к нарушению поведения и препятствует успешной адаптации.
Таким образом, можно говорить о том, что эмоциональное благополучие ученика в первые месяцы
его обучения в школе отражает характер его адаптации к среде.
2. Когнитивный уровень. Под когнитивным уровнем подразумевается уровень развития
самосознания, а также наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов,
взглядов, знаний. В процессе адаптации происходит принятие новых норм социального
бытия на уровне сознания, что находит свое отражение в становлении образа «я»,
осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей,
занимаемого статуса и т. д.
3. Поведенческий уровень адаптации отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды,
его взаимоотношений с другими людьми. Одним из критериев адаптированности является
внешнее поведение, которое соответствует требованиям среды. Адаптированность соответствует не
только реальному поведению личности согласно установкам общества,
но и находит свое отражение в психоэмоциональной стабильности, личностной комфортности, состоянии
удовлетворенности, отсутствии дистресса и т. д. Подчеркнем неразрывную связь между поведенческими проявлениями индивида и его эмоциональным состоянием. Говоря о поведенческом аспекте, связывает
его с когнитивным уровнем. Перестройка поведения, вызванная изменениями во внешней среде, зависит от
перестройки сознания, которая происходит в результате усвоения социального опыта. Таким
образом. Можно говорить о тесной взаимосвязи и взаимообусловленности всех трех уровней адаптации, поэтому их диагностика тоже должна проводиться лишь в комплексе.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 22 занятия по 30 – 40 минут 1 раз в неделю. Занятия могут проводиться со второй - третьей недели обучения первоклассников к школе.
Ребенок сам оценивает свое состояние в начале и в конце занятия в форме цвета (красный - веселое, радостное; зеленый - немного грустное; синий - грустное, хочется плакать).
Ребенку, чтобы глубже познать и понять самого себя и других, необходимы не столько когнитивный, сколько игровой и эмоциональные компоненты - соучастие, сочувствие, сопереживание. Поэтому программа уделяет серьезное внимание сказкам и играм. Так как через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Таким образом, дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы и находить способы решения.
У первоклассников еще недостаточно развито «Я» - рефлексивное и отсутствует широкий опыт межличностного общения, что хорошо прослеживается на занятиях в получении «обратной связи».
Поэтому во время занятий необходимо обращать внимание на особые периоды «закрытости», когда ребенок активно не хочет (а точнее сказать, не может) говорить о себе. Причем следует отличать их от таких случаев, когда ребенок хочет что-то сказать, но не имеет средств и способов выражения, стесняется и т.п. Важно обеспечить возможность проявиться всем «вытаскивать» молчунов и в то же время дать ребенку не говорить о себе, если он этого не хочет. С этой целью можно использовать прием «запрещающий знак». Суть его состоит в том, что ведущий и участники группы заранее договариваются о возможности пользоваться в особых, строго оговоренных случаях знаком, свидетельствующим, что к данному участнику обращаться нельзя. Особое внимание следует обращать на детей, часто использующих подобные знаки, поскольку они нуждаются в специальной индивидуальной работе. Как правило, это дети с низкой самооценкой, неуверенные в себе, застенчивые.
Также во время занятия необходимо поощрять естественность, изобретательность в самовыражении, отношение к себе с юмором, подчеркивать и хвалить выразительную мимику и речь, жестикуляцию, гибкость в поведении.
Не следует обращать внимание на покраснения оговорки, запинки, демонстративное упрямство. Возможно не только косвенное проявление невербальной эмоциональной поддержки в особо серьезных случаях (доброжелательно посмотреть в глаза, слегка дотронуться до плеча.) Благоприятно созданное психологическое пространство помещает ребенка в мир безопасности, доверия, придает чувство уверенности и эмоционального комфорта.
Основные методы работы с младшими школьниками
1. Групповая дискуссия. Ее суть в том, чтобы высказался каждый участник группы. Этот метод групповой динамики повышает уровень доверия и сплочения, формирует адекватную самооценку, включает детей в поток самых разных эмоций и переживаний, позволяет подобрать и апробировать наиболее удобный для каждого стиль поведения, общения, способов адаптации к окружающему.Ведущий в такой дискуссии — взрослый, он дает слово, помогает себя выразить и благодарит детей за участие в работе группы.
2. Игровой метод. Игра - не только удовольствие и радость для ребенка, что уже само по себе важно. В игре реализуются важные жизненные потребности в познании, общении, преобразовании окружающей среды. Ребенок учится действовать в реальной и в воображаемой ситуации, учиться опираться как на действия, так и на внутренние мотивы. В игре он усваивает новые социальные роли, формирует морально-нравственные ценности, осознает смысл своих и чужих действий, переживаний, проблем. В целом игра - это способ подготовки детей к жизни, психолого-педагогическое средство их развития и воспитания.
3. Психогимнастика. Чаще всего используется как разминка, подготовка к работе. Психогимнастикапомогает ребенку освободится от эмоциональной напряженности, скованности, стеснительности и перейти к следующему этапу занятия.
4. Релаксационные методы. Используется как снятие психомышечного напряжения, через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышц тела, а также использование дыхательных техник.
5. Эмоционально-символические методы. Групповое обсуждение различных чувств: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса. Использование рисования на определенные темы.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
I Раздел. «Это гордое слово - первоклассник» (занятия 1-5)
Помощь детям в осознании позиции ученика.
Знакомство детей со школьными правилами и их практическим
применением.
Развитие у детей интереса к общению друг с другом.
II Раздел. «Я и люди вокруг меня» (занятия 6-8)
Осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого
человека.
Развитие чувства принадлежности к группе, групповой сплоченности.
Развитие навыков позитивного поведения и отношения к сверстникам.
III Раздел. «Мои первые трудности » (занятия 9-13)
Формирование адекватной установки в отношении преодоления трудностей, с которыми ребенок встречается в школе и при выполнении домашних заданий.
IV Раздел. «Мой мир эмоций и чувств» (занятия 14-25)
Знакомство детей с основными базовыми эмоциями и чувствами.
Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Ход работы занятия.
1. Приветствие - способствует выяснению психологического самочувствия детей и установлению эмоционально-позитивного контакта общения.
2. Разминка - включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень активности в процессе занятия.
3. Основной - включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач программы.
4. «Ритуал прощания» - способствует отрефлексированию состояния и чувства «здесь и сейчас»
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Изменения эмоционального состояния.
Повышение познавательной активности, улучшение успеваемости.
Соотносить свои действия с поставленной целью.
Повысить успеваемость по разным школьным предметам, уровень интеллектуального развития.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсорно-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, звучащая панель « Водопад», тактильно - акустическая панель, двух сторонний мольберт, изобразительные материалы и др.);
оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, фибероптический душ «Солнышко», сухой бассейн, тактильные дорожки, зеркало – искажение, и др.);
материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, , сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А2, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, принадлежности для аромотерапии и др.);
интерактивная панель, мультимедийное сопровождение, видео- презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий;
аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.;
комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
Технические средства обучения:
Компьютер
Интерактивная доска.
В 2022-2023 учебном году ГБОУ Новобрянская СКОШИ в рамках федерального проекта «Современная школа», национального проекта «Образование» реализует возможность максимального использования данных интерактивной доски в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с обучающимися требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе с обучающимися при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно-дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам коррекционной педагогики. Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
5. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.
6. Обязательно использовать на занятиях с ИД традиционную предметно-развивающую среду – игрушки, игры, демонстрационный материал и т.д.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Усиливает подачу материала.
2. Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3. Электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные.
4. Позволяет увеличить восприятие материал за счет увеличения количества иллюстративного материала.
5. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
6. Дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Кол. часов | Дата проведения |
«Это гордое слово - первоклассник» | |
Диагностика адаптации. | 1 ч. | |
Знакомство | 1ч. | |
Я и моя школа. | 1ч. | |
Я в школе. | 1ч. | |
Школьные правила | 1ч. | |
Учебный день школьника. | 1ч. | |
«Я и люди вокруг меня» | |
Я и мои друзья. | 1ч. | |
Умею ли я дружить? | 1ч. | |
Умение договариваться. | 1ч. | |
«Мои первые трудности» | |
Школьные трудности и радости. | 1 ч. | |
Мое домашнее задание. | 1ч. | |
«Мой мир эмоций и чувств» | |
Почему я радуюсь? Почему я злюсь? Почему я удивляюсь? Почему я боюсь? | 1ч. | |
Радуга эмоций и чувств. | 1ч. | |
Эти разные эмоции и чувства. | 1ч. | |
Знакомство с чувством страха. | 1ч. | |
Как справиться со страхом. | 1ч. | |
Горькое чувство - обида. | 1ч. | |
С каким чувством дружит гнев? | 1ч. | |
Приятное чувство - радость. | 1ч. | |
Поделись радостью с другим, и она к тебе не раз еще вернется. | 1ч. | |
Диагностика адаптации. | 1ч. | |
ВСЕГО | 22ч. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Практическая психология образования» (под ред. И.В.Дубровиной, Москва, 2000г. - 530с.)
«Психическое здоровье детей и подростков» (под ред. И.В.Дубровиной, Екатеринбург, 2000г. - 170с.)
В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья», Москва, 2000г. – 190 с.
Дорис Вольф, Рольф Меркле «Как понимать чувства и справляться с проблемами», Новосибирск, 2000г. - 130с.
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб: Издательство «Дрофа», 2014. – 391 с.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. С-Пб., 2006.
О.В. Хухлаева «Тропинка к своему я», Москва, 2001г. - 179с.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. Шипицына Л.М. , Защиринская О.В. Издательство: Речь, 2009, с. 128.
Неутомимый наш ковчег. Опыт преодоления беды. Сост. С. Бейлезон. – М.: Центр «Нарния», 2007. – 128 с.: ил.
Особенные дети. Михаил Ингерлейб. М.: Эксмо, 2010., с. 288.
Особое детство: шаг навстречу переменам. М.: Теревинф, 2006. – 168 с. – (Опыт работы Центра лечебной педагогики).
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. Дименштейн М.С. – М.: Теревинф, 2008. – 240 с.
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Истратова О.Н. Издательство: Феникс, 2010, с. 349.
Романчук О.И. Дорога любви. Путеводитель для родителей детей с особыми потребностями и тех, кто идет рядом. М.: Генезис, 2010. — 168 с.