Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № 1 Руководитель ШМО _____ З.М.Файзуллина от «09» июля 2019г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ____ М.И.Щепина «09» июля 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ СОШ №8 _____ А.С. Батов Приказ № 270-од от «09» июля 2019 г. |
Рабочая программа
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
по предмету «Русский язык»
Уровень образования: основное общее образование
Срок реализации: 1год
Составитель:
Яковлева Н.В., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Мелеуз
2019
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 8класса с интеллектуальными нарушениями (вариант1) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями;
- Учебный план МБОУ СОШ № 8 на 2019- 2020 учебный год;
- Положение о рабочей программе МОБУ СОШ № 8;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019/ 2020 уч. год.
Программа составлена на основе Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)учреждений VIII вида / авт.:Воронкова В.В.: - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС.2013г.
Рабочая программа адаптирована под использование в учебно-воспитательном процессе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья задержка психического развития.
Для реализации Рабочей программы используется учебник:
Русский язык. 8класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. – 10-е изд. М.: Просвещение, 2017.
Адаптация программного материала в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями (вариант1) и методика работы с детьми данной категории
Рабочая программа для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) адаптируется через реализацию их особых образовательных потребностей, а именно через обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения на уроке.
Дети с интеллектуальными нарушениями (вариант1) имеют низкую степень устойчивости внимания, поэтому необходимо организовывать и направлять внимание детей: исключить действие посторонних раздражителей; неоднократно повторять сведения; демонстрировать наглядные средства обучения (таблицы, схемы), сопровождая их комментариями.
Для развития произвольной памяти повторять правила вслух; вспоминать изученный материал; заучивать правила, объяснять значение терминов и т.п.
Для развития мышления давать задания на умение выделять существенные признаки; использовать приёмы, позволяющие обучающимся разобраться в смысле изучаемого материала или выполняемых заданий.
Организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант1) должна происходить через использование "пошагового» предъявления материала, дозированную помощь на уроке, с ориентиром на индивидуальные особенности обучающихся. Необходимо дифференцировать задания, которые направлены на освоение посильного для восприятия обучающихся материала соответственно их способностям и возможностям, на организацию коррекционной индивидуальной работы; подбирать задания с расчетом на конкретных учеников, учитывая особенности их индивидуального развития.
Учитель непрерывно контролирует развитие учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно.
Интеллектуальная недостаточность детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо упростить задание и показать обучающимся образец выполнения задания.
Учитель обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды с учетом особенностей развития обучающихся через смену видов деятельности, включение игровых моментов, физкультминутки.
Для реализации поставленных перед уроком задач необходимо создать атмосферу понимания и уважения — основных составляющих сотрудничества. Доброжелательность, уважение личности ученика, опора на его жизненный, субъективный опыт, создание ситуации успеха — все это неотъемлемые элементы уроков с обучающимися с интеллектуальными нарушениями (вариант1).
Развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов происходит через формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся, т.к. ребёнок живёт в обществе и должен уметь выстраивать свои отношения с другими людьми. Следует использовать разные формы работы на уроке: парную, групповую.
Должно быть организовано обеспечение взаимодействия семьи и школы для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей у ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика
обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1)
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Среди причин возникновения подобных интеллектуальных нарушений могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.
Изучение школьного курса «Русский язык» представляет значительные трудности для обучающихся в силу их психофизических особенностей.
Отставание детей в классе проявляется в целом или локально в отдельных функциях. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности сформированы у них недостаточно. У детей отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния, что приводит к затруднениям усвоения школьных норм и школьной адаптации в целом. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Обучающиеся быстро утомляются, часто отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы, постоянное поддержание интереса (похвала, использование наглядности, игровых форм работы, повышение мотивации. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) характерна бедность словарного запаса и недостаточный уровень развития устной связной речи.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся смогли опознать их, опираясь на существенные признаки, по другим вопросам обучающиеся получают только общие представления. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Поэтому при составлении рабочей программы по русскому языку для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) были использованы следующие рекомендации: повторяются и систематизируются сведения о словосочетании, предложении и его структуре, главных и второстепенных членах предложения.
Для обучающихся интеллектуальными нарушениями (вариант1) оценки выставляются с позитивным уклоном, т.к. необходимо поддерживать интерес к предмету; письменные работы существенно сокращены.
Грамматика и правописание
В процессе изучения грамматики и правописания у обучающихся 8 класса развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 8 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе выполнения упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов)и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки ученика к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию во 2—4 классах. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 8 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
Также школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Для развития связной речи предполагается:
- работа с деформированным текстом;
- написание изложений (с изменением лица и времени), сочинений по картине с дополнением предшествующих или последующих событий;
- продолжение рассказа по данному началу;
- составление рассказа по опорным словам.
- написание сочинений по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.)
- работа по составлению делового письма: объявления (выбор профессии по объявлению), заявления (о приеме на работу), телеграммы; по заполнению бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
Программой предусматривается словарная работа, способствующая запоминанию правописания определённой группы слов (46 слов).: абонемент, аэродром, бандероль, бюллетень, галантерея, гарнитур, гражданин, демократия, демонстрация, искусство, капитализм, кафе, квалификация, квитанция, клиент, коловорот, конституция, континент, кулинария, национальность, образование, операция, отечество, парашют, пациент, пианино, почтамт, промышленность, радиоприемник, регистратура, рентген, санаторий, секретарь, станция, телеграф, территория, типография, фестиваль, фойе, швея, элеватор, электростанция, экскаватор, экспедиция, эскалатор
Графические навыки у учащихся формируются главным образом во 2—4 классах, хотя внимание к четкому и аккуратному письму должно иметь место и в старших классах
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования.
Предметные результаты обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант1) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
- запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
- дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
- деление текста на предложения;
- выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
- самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Планируемые предметные результаты:
Раздел. Тема | Ученик должен уметь: | Ученик должен знать: |
Повторение. | - определять простое и сложное предложения; - различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами предложения; - выделять главные и второстепенные члены предложения; - составлять схемы предложений; - объяснять постановку запятых и оформлять предложение на письме; - писать объяснительную записку. | - виды предложений; - члены предложений. |
Состав слова. | - писать под диктовку текст; - разбирать слова по составу; - различать части речи; - различать предлоги и приставки; - писать изложение и сочинение; - оформлять деловые бумаги; - пользоваться словарем; - подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным частям речи; - правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными в слове; - правильно писать слова с безударной гласной в корне; - образовывать слова с помощью приставок и суффиксов - образовать сложные слова с соединительными гласными и без соединительных гласных; - правильно писать приставки и предлоги со словами; - писать автобиографию. | - слово; - состав слова; - разные по составу слова; - орфограммы в корне; - приставки и предлоги; - сложные слова. - правописание приставок; - правила проверки парных согласных и безударных гласных в корне слова; - правило разбора слова по составу. |
Части речи. Имя существительное | - различать части речи; - правильно писать существительные собственные; - правильно писать существительные с шипящей на конце; - определять и писать безударные падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе, пользоваться проверочными словами; - разбирать имена существительные как чась речи. | - падежи и их вопросы; - пройденные по учебнику несклоняемые имена существительные; - правило разбора имени существительного как части речи; - знать условия постановки Ь после шипящих в существительных. |
Имя прилагательное | - согласовывать имя прилагательное с именем существительным в роде, числе и падеже; - определять и правильно писать окончания имён прилагательных в единственном и множественном числе; - склонять прилагательные в единственном числе на –ий, -ье, -ья и во множественном числе на –ьи; - восстанавливать дифференцированный текст; - разбирать имена прилагательные как часть речи. | - родовые окончания имён прилагательных; - падежи и их вопросы. |
Личные местоимения | - склонять личные местоимения 1,2 и 3 лица; - определять лицо и число личных местоимений; - раздельно писать предлоги с местоимениями; - разбирать местоимения как часть речи; - составлять план к тексту; - писать заявление. | - личные местоимения, их лицо и число; - падежи и их вопросы |
Глагол | - изменять глаголы по временам; - писать ь в глаголах 2 лица, единственного числа; - изменять глаголы по лицам и числам; - различать глаголы I и II спряжения; - проверять безударные личные окончания глаголов I и II спряжения; - писать сочинение по данному плану. | - способы проверки безударных окончаний у существительных, прилагательных, глаголов. |
Предложение | - различать виды предложений; - определять главные и второстепенные члены предложения, составлять их схемы; - распространять предложения; - выделять в предложении обращение и выделять его знаками препинания; - оформлять предложения на письме; - составлять вопросы к тексту, письменно излагать текст по данным вопросам или плану; - писать объявление; - составлять краткий рассказ. | - виды предложений; - знаки препинания в предложении; - план разбора предложения; - план написания объявления. |
Повторение | - определять вид орфограммы в слове и пользоваться соответствующими правилами правописания слов; - оформлять предложения на письме, разбирать по членам предложения, составлять их схемы; - разбирать слова как часть речи, по составу; - работать с деформированным текстом; - писать изложение; - писать сочинение по картине с дополнением; - продолжать рассказ по данному началу; -составлять рассказа по опорным словам. | - основные правила правописания слов; -условия постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с однородными членами. |
Оценка уровня предметных результатов
«5» | 85-100 баллов | от 85% и больше | Высокий уровень |
«4» | 65-85 баллов | от 65% и больше | Повышенный уровень |
«3» | 35-64баллов | от 35% и больше | Базовый уровень |
«2» | Менее 35 баллов | | |
«1» | Менее 15 баллов | | |
Содержание учебного курса
Общее количество часов по учебному плану – 136 (4 часа в неделю)
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Одним из результатов обучения является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Перечень разделов
1.Повторение (4часа)
Предложение. Простое и сложное предложения. Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов. Однородные члены предложения.
Объяснительная записка
2.Состав слова (14часов)
Разные по составу слова. Орфограммы в корне. Гласные и согласные в приставках.
Приставки и предлоги. Сложные слова.
Автобиография.
3.Части речи.
Имя существительное(14часов)
Части речи. Их значение и роль. Роль имени существительного в речи. Имя существительное собственное. Существительные единственного числа с шипящей на конце. Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Существительные с шипящей на конце. Несклоняемые имена существительные..
Имя прилагательное (14часов)
Роль прилагательного в речи. Согласование прилагательного с существительным. Родовые окончаний прилагательных. Безударные окончания прилагательных Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности. Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.
Работа с деформированным текстом.
Личные местоимения(14часов)
Роль местоимений в речи. Лицо и число местоимений. Местоимения 3 лица единственного числа. Склонение местоимений 1 и 2 лица. Склонение местоимений 3 лица. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Заявление. Составление плана к тексту.
Глагол (40часов)
Роль глагола в речи. Значение глаголов. Неопределенная форма глагола. Правописание шипящих на конце слова. Изменение глаголов по временам. Прошедшее время глаголов. Род и число. НЕ с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам.
Правописание глаголов 2 лица, единственного числа. Глаголы 3 лица. -Тся и –ться в глаголах. Изменение глаголов по лицам и числам. I и II спряжение глаголов. Общее понятие. Как проверить безударные личные окончания глаголов. Различение
глаголов I и II спряжения. Способы проверки безударных окончаний у существительных, прилагательных, глаголов.
Краткое изложение от 3-го лица. Составление краткого пересказа. Сочинение по плану.
4.Предложение (22часа)
Простое предложение. Распространенное и нераспространенное. Запятая при однородных членах. Обращение. Сложные предложения. Простое предложение с однородными членами и сложные предложения
Составление вопросов к тексту. Краткое изложение текста по вопросам. Объявление.
5.Повторение (14часов)
Орфограммы в приставке, корне. Орфограммы в окончании разных частей речи.
Нахождение и объяснение знакомых орфограмм. Простые предложения с однородными членами. Сложные предложения. Главные и второстепенные члены.
Восстановление текста.
Межпредметные связи (интеграция) русского языка
с остальными предметами учебного плана:
Содержание предмета «Русский язык» складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений
Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.
Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.
Практическая часть и контроль
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации программы используются:
- формы организации образовательного процесса: коллективный, групповой, индивидуальный;
- элементы педагогических технологий: игровая, уровневая дифференциация.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, рассказ, объяснение, беседа и др.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- устный опрос;
- индивидуальная работа со схемами, работа по карточкам;
- устный опрос, работа со схемами предложений;
- тестовые задания по вариантам;
- работа с «сигнальными» карточками;
- самостоятельная работа;
- индивидуальная работа, работа в парах по предметным и сюжетным картинкам.
Стартовый контроль позволяет определить исходный уровень развития учащихся;
Текущий, пооперационный, позволяет осуществлять контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
Текущий контроль по результату проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Контроль уровня обученности
№п/п | Раздел. Тема | Вид контроля | Методы контроля |
1 | Повторение | Текущий | сочинение |
2 | Состав слова | тематический | сочинение, диктант |
3 | Части речи. Имя существительное | тематический | диктант |
4 | Имя прилагательное | тематический | диктант |
5 | Личные местоимения | тематический | диктант |
6 | Глагол | тематический | диктант |
7 | Предложение | тематический | диктант |
8 | Повторение | итоговый | итоговый диктант |
Основные виды учебной деятельности:
-работа с учебным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с таблицами и схемами;
- выполнение практических работ;
- редактирование деформированного текста;
- составление текста по образцу;
- составление обрамлений к рассказу;
- восстановление частей текста.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Повторение (4часа) |
1 | Предложение. Простое и сложное предложения. | 1 |
2 | Сложное предложение с союзами И,А,НО и без союзов. | 1 |
3 | Однородные члены предложения. | 1 |
4 | Развитие речи. Объяснительная записка. | 1 |
Состав слова (14часов) |
5-6 | Разные по составу слова. | 2 |
7-8 | Орфограммы в корне. | 2 |
9-10 | Гласные и согласные в приставках. | 2 |
11-12 | Приставки и предлоги. | 2 |
13-14 | Сложные слова. | 2 |
15 | Упражнения на закрепление. Автобиография. | 1 |
16 | Контрольные вопросы и задания. | 1 |
17-18 | Диктант. Работа над ошибками | 2 |
Части речи. Имя существительное (14часов) |
19 | Части речи. Их значение и роль. | 1 |
20 | Роль имени существительного в речи. | 1 |
21 | Имя существительное собственное. | 1 |
22 | Существительные единственного числа с шипящей на конце. | 1 |
23 | Склонение имен существительных в единственном числе. | 1 |
24-25 | Проверочные слова. | 2 |
26 | Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. | 1 |
27 | Существительные с шипящей на конце. | 1 |
28 | Несклоняемые имена существительные. | 1 |
29 | Упражнения на закрепление. | 1 |
30 | Контрольные вопросы и задания. | 1 |
31-32 | Контрольный диктант. Работа над ошибками. | 2 |
Имя прилагательное(14часов) |
33 | Роль прилагательного в речи. | 1 |
34-35 | Согласование прилагательного с существительным. Родовые окончаний прилагательных. | 2 |
36-38 | Безударные окончания прилагательных | 3 |
39 | Прилагательные, обозначающие признак по принадлежности. | 1 |
40 | Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи. | 1 |
41-42 | Упражнения на закрепление. | 2 |
43-44 | Контрольные вопросы и задания. Развитие речи. Работа с деформированным текстом. | 2 |
45-46 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 |
Личные местоимения (14часов) |
47 | Роль местоимений в речи. Лицо и число местоимений. | 1 |
48 | Местоимения 3 лица единственного числа. | 1 |
49-50 | Склонение местоимений 1 и 2 лица. | 2 |
51-53 | Склонение местоимений 3 лица. Раздельное написание предлогов с местоимениями. | 3 |
54-55 | Упражнения на закрепление. | 2 |
56-57 | Развитие речи. Заявление. Составление плана к тексту. | 2 |
58 | Контрольные вопросы и задания. | 1 |
59-60 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 |
Глагол (40часов) |
61-62 | Роль глагола в речи. Значение глаголов. | 2 |
63 | Неопределенная форма глагола. | 1 |
64-65 | Правописание шипящих на конце слова. | 2 |
66 | Изменение глаголов по временам. | 1 |
67-68 | Прошедшее время глаголов. Род и число. | 2 |
69 | НЕ с глаголами. | 1 |
70-71 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 |
72-73 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 2 |
74-75 | Правописание глаголов 2 лица, единственного числа. | 2 |
76 | Глаголы 3 лица. | 1 |
77-78 | -Тся и –ться в глаголах. | 2 |
79-80 | Упражнения на закрепление. | 2 |
81 | Развитие речи. Краткое изложение от 3-го лица. | 1 |
82 | Изменение глаголов по лицам и числам. | 1 |
83-84 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 |
85 | I и II спряжение глаголов. Общее понятие. | 1 |
86-89 | Как проверить безударные личные окончания глаголов. | 4 |
90 | Развитие речи. Составление краткого пересказа. | 1 |
91-95 | Различение глаголов I и II спряжения. | 5 |
96 | Способы проверки безударных окончаний у существительных, прилагательных, глаголов. | 1 |
97 | Упражнения на закрепление. Сочинение по плану. | 1 |
98 | Контрольные вопросы и задания. | 1 |
99-100 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 |
Предложение (22часа) |
101-102 | Простое предложение. Распространенное и нераспространенное. | 2 |
103-104 | Запятая при однородных членах. | 2 |
105-108 | Обращение. | 4 |
109 | Развитие речи. Составление вопросов к тексту. | 1 |
110-112 | Сложные предложения. | 3 |
113 | Развитие речи. Краткое изложение текста по вопросам. | 1 |
114-116 | Простое предложение с однородными членами и сложные предложения | 3 |
117-118 | Упражнения на закрепление. Объявление. | 2 |
119-120 | Контрольные вопросы и задания | 2 |
121-122 | Диктант. Работа над ошибками. | 2 |
Повторение (14часов) |
123 | Орфограммы в приставке, корне. | 1 |
124-125 | Орфограммы в окончании разных частей речи. | 2 |
126 | Нахождение и объяснение знакомых орфограмм. | 1 |
127-128 | Простые предложения с однородными членами. | 2 |
129-130 | Сложные предложения. | 2 |
131-132 | Развитие речи. Восстановление текста. | 2 |
133 | Главные и второстепенные члены. | 1 |
134-135 | Итоговый диктант. Анализ. | 2 |
136 | Обобщение. | 1 |