Анализ
работы ШМО учителей начальных классов
МКОУ «Пионерская средняя общеобразовательная школа»
за 2016-2017 учебный год
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижения оптимального уровня образования. Работа ШМО строилась на диагностической основе и велась в соответствии с ежегодно обновляемым планом работы. Реализация цели и задач ШМО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, соответствовала нормам СанПиНа, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
Тематика заседаний отразила основные проблемные вопросы, стоящие перед ШМО и способствовала решению поставленных задач. Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено четыре заседания методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года. Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.
Методическое объединение начальных классов работало над темой:
Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов как фактор развития школы.
Цель работы ШМО:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов начальной школы в области смыслового чтения; формирование читательской компетенции обучающихся через стратегии и тактики смыслового чтения.
Задачи:
изучать и применять в педагогической деятельности технологии смыслового чтения с целью формирования читательской компетенции младших школьников, как формы личностного развития;
совершенствовать знания педагогов в области методики преподавания предметов и организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО;
повышать эффективность деятельности членов методического объединения по созданию оптимальных условий для получения школьниками качественного образования при сохранении их здоровья;
искать наиболее эффективные формы и методы преподавания с целью создания положительного мотивационного поля обучающихся к чтению;
создать условия для преемственности на ступенях дошкольного, начального школьного и основного общего образования, в том числе и в реализации современных педагогических технологий;
использовать возможности уроков и занятий внеурочной деятельности для развития в каждом обучающемся патриотических, гражданских, нравственных и эстетических чувств на основе Программы воспитательной работы школы и Концепции внеурочной деятельности;
передавать собственный опыт реализации ФГОС НОО на разных уровнях, в том числе и в творческих учительских конкурсах.
Содержание работы ШМО:
Выполнение нормативных документов.
Проведение заседаний ШМО теоретической и практической направленности.
Знакомство с передовым опытом педагогического сообщества в реализации ФГОС НОО и внедрение его в деятельность педагогов ШМО.
Участие педагогов в работе РМО, школьных педсоветах, семинарах, круглых столах,
творческих мастерских и т. д.
Разработка и проведение предметных недель.
Подготовка участников предметных олимпиад, творческих конкурсов разного уровня.
Направления работы:
1. Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2016-2017 учебный год и планирование на 2017-2018 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования)
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
2. Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Продолжение знакомства с ФГОС начального общего образования.
3. Организация методической деятельности:
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам.
Организационные формы работы:
1. Заседания методического объединения.
2. Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеклассной деятельности.
3. Взаимопосещение уроков педагогами.
4. Выступления учителей начальных классов на МО, семинарах, педагогических советах.
5. Посещение семинаров, встреч в образовательных учреждениях района.
6. Повышение квалификации педагогов на курсах.
Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжит работу над поставленными задачами в следующем учебном году, так как они являются актуальными.
Методическое объединение учителей начальных классов, в этом учебном году, добивалось выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года, т.е. учителя старались создавать условия для получения учащимися качественного образования, используя инновационные технологии.
В течение учебного года работа учителей начальных классов была направлена на развитие всех видов деятельности учащихся с позиции насыщения их творческим материалом, на внесение нового содержания в трудовую, художественно-эстетическую и нравственную работу с детьми.
На всех мероприятиях звучала мысль о функции учителя, которая заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.
Учителя находятся в постоянном развитии: в своей работе являются исследователями, изучают передовой опыт коллег по организации различных форм уроков, знакомятся с новыми программами и концепциями обучения.
С целью расширения и углубления профессионально - методических знаний и умений, занимаются самообразованием, совершенствованием уровня педагогической подготовки. Они заинтересованы в эффективности каждого урока – в достижении намеченной цели, выполнении программы.
Целесообразно используют наглядность и ИКТ, реализовывают основные психологические и гигиенические требования, добиваются эффективной обратной связи с учащимися, рационально используют время на уроках, тактичны.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является внеклассная и внеурочная деятельность, которая организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса: организация и проведение предметных недель, подготовка к олимпиадам.
Эта работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Формы организации работы самые разнообразные.
В последнее время предпочтение отдаётся проектной и исследовательской деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время. Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа, как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Для мировой педагогики характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Переход от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы – это требование времени, а не дань моде.
В течение года педагоги приняли активное участие в методической работе школы: семинарах, педсоветах, методической декаде.
Пелевина Н.Н., Гарифуллина Т.С., Гойдра Н.П. прошли курсовую подготовку по проблеме «Подготовка организаторов ЕГЭ и ОГЭ Модуль № 1 для организаторов в ППЭ, ассистентов для участников ЕГЭ, ОГЭ» в ИРО г. Екатеринбург.
Все педагоги начальной школы прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Психолого – педагогические основы организации коррекционной работы и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.» и «Оказание первой помощи до оказания медицинской помощи».
В течение учебного года учителя начальных классов передавали опыт введения ФГОС НОО средствами УМК ОС «Школа 2100»:
- на открытых уроках Сидорова Е.А., Квашнина Т.А., Гойдра Н.П., Пелевина Н.Н..
- на методических семинарах все педагоги начальной школы.
На заседаниях ШМО решались текущие проблемы: утверждение рабочих программ, организация контроля по формированию УУД, организация диагностики формирования учебных умений через проведение диагностических работ, вести с районных семинаров и др.
Всеми педагогами МО в соответствии с планом были разработаны и проведены предметные недели, школьные олимпиады, конкурс ученических проектов, тематические конкурсы чтецов художественного слова, которые выявили успешных детей в разных предметных областях. На базе ОУ на высоком уровне был проведён районный конкурс чтецов «В гостях у Зимы». Организатором конкурса была Корякина Ю.Е..
Первое место заняла –Койнова С. (Рук.Корякина Ю.Е.)
Итоги проектной деятельности на традиционном конкурсе ученических проектов были представлены работами обучающихся Чемезовой Л.В., Корякиной Ю.Е. и Сидоровой Е.А..
Обучающиеся 3-4 классов принимали в районных предметных олимпиадах:
Чудиновских С. – 3Б класс (рук. Корякина Ю.Е.)
Троян М.,Воробьева А., Бусыгина Д. – 3А(Рук. Сидорова Е.А.)
Потомова С.,Носков О., Рыжкова П. – 4Б класс (рук. Русинова Н.Г.)
Упорова П., Сажаева М., Моисеев М. – 4А класс (рук. Чемезова Л.В.).
Троян Мария 3 а класс заняла 3 место в метапредметной олимпиаде.
Обучающиеся начальной школы приняли участие в международной интернет-олимпиаде «Эму»: в «Эрудит» (несколько раундов) – 64 участника, в конкурсе «Специалист» по шести предметам – 76 участников.
Учащиеся 3 Б класса участвовали в международной интернет – олимпиаде «ПЛЮС» - 8 человек. Олимпиада «Инфоурок» (Межпредметная: Планета детства.) – 6 человек.
Четвероклассники выполняли Областные диагностические контрольные работы по русскому языку, математике, окружающему миру и метапредметную работу, проведение которых выявило серьёзные проблемы в качестве подготовки выпускников начальной школы (анализ предоставлен в анализе работы ОУ).
Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы: научность, аргументированность, логичность речи учителя при защите урока; необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга; проведение конкурсов или конференций по предметам.
По результатам мониторинга и тестирования на МО было принято решение:
внимательно изучить инструкции по проведению мониторинга и отработать с детьми порядок проведения мониторинга и тестирования.
По темам, в которых учащиеся допустили большее количество ошибок усилить подготовку, планировать индивидуальную и дифференцированную работу.
Спланировать сопутствующее повторение материала. Учителям начальных классов тщательно проанализировать результаты своей педагогической деятельности, выявить положительные и отрицательные факторы, повлиявшие на уровень преподавания.
Система работы нашего МО позволяет двигаться в разных содержательных направлениях, учитывая разные интересы детей, их родителей, учителей.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.
Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков творческой научно-исследовательской деятельности учащихся; внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся.
Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы ШМО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся с высоким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога.
По итогам методической работы за 2016 – 2017 учебный год можно сделать выводы:
- Признать работу ШМО учителей начальных классов удовлетворительной.
- Отметить положительную динамику результатов работы учителей.
- Совершенствовать дальнейшее развитие педагогического мастерства.
Цели и задачи на 2017– 2018 учебный год:
1.Скорректировать программы учебных предметов в условиях обновления содержания образования и в связи с изменениями ФГОС НОО.
2. Совершенствовать мастерство педагогов в применении инновационных технологий.
3. Создать необходимые условия для обеспечения разработки инноваций, способствующих реализации образовательной программы школы.
4. Повышать качество проведения учебных занятий средствами УМК «Школа России»
5.Обеспечивать непрерывность самообразования учителей начальных классов через систему повышения квалификации.
6. Совершенствовать систему воспитательной работы с целью развития духовно – нравственных качеств и компетенций школьников.
Руководитель ШМО учителей начальных классов _______________ Ю.Е.Корякина