СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биологический практикум

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с требованиями ФГОС в нашей школе проводится полевой практикум с учащимися 5-6 классов. В процессе полевой практики ученики приобретают теоретические знания и практические умения по организации и проведению лабораторных работ и фенологических наблюдений, знакомятся с тематикой и содержанием полевых опытов и летними заданиями.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Биологический практикум»

БИОЛОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКУМ

Лабораторная работа № 1. «Строение стержневых и мочковатых корневых систем»

Оборудование: гербарии культурных растений семейства Злаки - ржи, проса, гречихи; таблицы «Типы корневых систем».

Ход работы

  • Исследование, как всегда, начни с обозрения гербарных образцов: рассмотри корневые системы ржи, проса, гречихи. Чем они отличаются друг от друга?

  • Вспомни, какие корневые системы называются стержневыми, какие - мочковатыми? Если затрудняешься дать характеристику типов корневых систем, найди их определения в справочном материале.

  • Рассматривая гербарный материал, отметь, у каких предложенных тебе растений корневая система стержневая, а у каких - мочковатая.

  • По строению корневой системы определи класс (однодольные, двудольные) предложенных растений.

  • Заполни таблицу.

Название

растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

Рожь



Г речиха



Просо






Сделай вывод: Растения с мочковатой корневой системой относятся к классу , а растения со стержневой - к классу

Контрольные вопросы

  1. Как называют совокупность всех корней растения? (Корневая система.)

  2. Какие корни различают в составе корневых систем? (Главный корень, боковые и придаточные.)

  3. Какая корневая система называется мочковатой? (Мочковатая корневая система состоит из многочисленных тонких придаточных корней с невыраженным главным корнем.)

4. Какая корневая система называется стержневой? (Стержневая корневая система с хорошо выраженным главным корнем с отходящими от него более тонкими боковыми корнями.)

Лабораторная работа №2. «Внешнее и внутреннее строение корня ржи»


Оборудование: проростки ржи, пинцеты, микроскопы, предметные и покровные стёкла, альбомы, карандаши.

Ход работы

  1. У проростков ржи рассмотри внешнее строение отдельных корней и найди верхушку корня.

  2. С помощью пинцета отдели верхушку корня и помести на предметное стекло в каплю воды. При малом увеличении микроскопа рассмотри верхушку корня, отметь: а) корневой чехлик, прикрывающий зону деления, б) зону роста (растяжения), в) зону всасывания, г) зону проведения питательных веществ.

  3. При большом увеличении зарисуй корневой волосок, отметив на рисунке оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Измерь длину корневого волоска (длина до 0,15-8 мм).

Контрольные вопросы

  1. Что имеется на верхушке корня ржи в виде колпачка, прикрывающего зону деления? Какую функцию он выполняет? (Корневой чехлик. Выполняет защитную функцию.)

  2. За счёт каких зон происходит рост корня в длину? (Зоны деления и зоны роста.)

  3. Какие клетки значительно увеличивают всасывающую поверхность корня? (Корневые волоски зоны всасывания корня.)

  4. В части корня, где идёт образование боковых корней, находится

зона ? (Проведения питательных веществ.)


Лабораторная работа № 3. «Сравнение растений гречихи, проса,.ржи по внешнему строению стебля, листа, типу жилкования и листорасположения »


Цель: выявить особенности внешнего строения хлебных злаков (на примере растений проса, гречихи, ржи) методом сравнения.

Материалы и оборудование: рисунки, гербарии и живые растения проса, гречихи, ржи; лупа.

Ход работы

  1. Изучи растения ржи, проса, гречихи, сравни их особенности, рассматривая гербарные образцы. Отметь черты сходства и различия в строении вегетативных органов.

  2. Рассмотри округлый стебель (соломину) злаков. Отметь окраску стеблей растений, предложенных тебе для изучения.

  3. Обрати внимание на отдельные участки - междоузлия с утолщёнными узлами. Разрежь стебель вдоль. Что ты видишь?

Найди полые междоузлия, чередующиеся с короткими, заполненными тканью участками - узлами.

  1. Рассмотри нижнюю часть стебля злака. Найди там несколько сближенных, очень плотно расположенных стеблевых узлов.

Как называют эту сближенную группу узлов?

Что имеет каждый сближенный узел и что из этого образуется? (Ответ. Узел кущения; почка возобновления; новый побег. Благодаря разрастанию этих почек происходит своеобразное ветвление, называемое кущением. Кущение - признак наследственный.)

  1. Рассмотри листья. В каком месте стебля они прикрепляются и по скольку штук. Как располагаются на стебле и как называют такое расположение листьев?

  2. Найди влагалище, язычок и ушки. Нужны ли они растению? Если да, то зачем?

  3. Назови типы листа (простой, сложный), форму листовой пластинки, тип жилкования, тип листорасположения.

Сделай вывод. Биологические особенности, характерные для большинства злаков – это


Лабораторная работа № 4. «Строение цветка ржи»


Оборудование: живые или заспиртованные цветки ржи, лупы, альбомы, карандаши.

Ход работы

  1. Рассмотри цветок ржи (на живом или заспиртованном материале). Как он выглядит? (Цветки у ржи мелкие невзрачные желтовато-зелёные, околоцветник плёнчатый.)

  2. Найди цветковые чешуи, тычинки, пестик. Отметь их число. (2 цветковые чешуи, 3 тычинки, пестик с двумя пушистыми рыльцами.)

  3. Рассмотри строение тычинки. Найди пыльник, тычиночную нить и место прикрепления пыльника к тычиночной нити. Рассмотри пыльник под лупой.

  4. В поле зрения лупы рассмотри строение пестика. Найди его части.

  5. Поищи завязь. Разрежь её поперёк, рассмотри под лупой. В полости завязи найди семязачаток (семяпочки). Что из них формируется? (Семя, состоящее из кожуры и зародыша.)

  6. Запиши формулу цветка ржи. (Р(2)+2 А3 G2.)

Зарисуй части цветка и подпиши их названия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!