Адаптированная
основная общеобразовательная программа
основного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальное нарушение) по учебному предмету «Русский язык» 6 класс
(АООП УО, вариант 1)
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) (далее – АООП УО) Государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Донская школа №1» является документом, определяющим организационно-управленческие и содержательно-деятельные составляющие образовательного процесса на этапе основного общего образования.
АООП УО разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования обучающихся для детей с умственной отсталостью, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП УО. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), (вариант1).
Цель основного общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) – это создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта
В образовании детей с умственной отсталостью особое значение придается практической стороне специального образования - развитию его жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми для обучающихся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта, подготовки их к жизни в современном обществе.
Обучение русскому языку обучающихся с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений. Нарушение мышления и речи обуславливает специфику обучения их русскому языку. Эта специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и в содержании материала, в структуре его размещения.
Структурно и содержательно программа построена с учётом познавательной деятельности обучающихся. Концентрический принцип построения программы, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы, позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в старших классах состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребѐнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Программа предполагает реализацию дифференцированного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Ключевая идея предмета заключается в том, что русский язык, как учебный предмет является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам
Главная цель изучения предмета в старших классах – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счет осознания ими основных законов языка
Специфика предмета заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в связи с чем в программой предусмотрено дать обучающимся хотя и элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания,
некоторую ориентировку в творчестве русских классиков и современных писателей.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Обучение русскому языку умственно отсталых школьников имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность заключается в отборе учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки обучающиеся должны получить в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности, развивать самостоятельность. Коррекционная направленность обучения языку заключается в том, что в процессе обучения большое внимание уделяется общему развитию умственно отсталых детей и коррекции имеющихся у них психофизических недостатков (речь, слуховое восприятие, зрительное восприятие и пространственная ориентировка, общая моторика и моторика мелких мышц руки), что относится к общей коррекции развития обучающихся. Осуществляется специальная коррекция психофизических функций у детей, имеющих те или иные более выраженные нарушения. При этом главное место в системе обучения языку занимает исправление дефектов речевого развития обучающихся.
Большое внимание на уроках письма и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками чтения и развития речи. Этому процессу способствует обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы; умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового словаря; выразительное чтение отрывков из литературных произведений , вырабатывающий у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи, составление и выразительно чтение диалогов.
Структурно и содержательно программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей. Концентрическое расположение материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет, создает условия для постепенного наращивания сведений по теме (поэтапность), для постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.
Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству обучающихся.
В 5 классе ведется работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
С 6 класса начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря обучающихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. В процессе упражнений у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую обучающимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение. Также школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: обучающиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
В 9 классе речевой материал расширяет область развития жизненной компетенции обучающихся за счет формирования доступных ему базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя их, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме. Ознакомление обучающихся с актуальными деловыми бумагами является одним из факторов формирования социальной компетентности, залогом более успешной интеграции в общество.
Описание места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Согласно учебному плану ГОУ ТО «Донская школа № 1» на Русский язык в 5-9 классах отводится по 136 учебных часов в каждом классе (4 часа в неделю) – 34 учебные недели.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Освоение общеобразовательного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение обучающихся с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
- воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Предметные результаты освоения АООП УО общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Программа по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения).
Минимальный уровень:
- принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- оформлять все виды деловых бумаг с опорой на представленный образец; знание отличительных признаков основных частей слова;
- умение производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; представления о грамматических разрядах слов; уметь различать части речи по вопросу и значению;
- использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
- писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) компонентов текста;
- составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- знание о составе слова;
- умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
- образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов; дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
- определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя; - отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
- определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью;
- определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя);
- находить и решать орографические задачи; писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов);
- оформлять все виды деловых бумаг;
- писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительно коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов).
Базовые учебные действия.
Изучение предмета «Русский язык» направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия: представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия направлены: дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета «Русский язык» 6класс
Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. Суффикс как часть слова. Разбор слова по составу.
Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне.
Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.
Правописание приставок. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке. Правописание безударных гласных в корне и приставке. Текст. Деление текста на части по данному плану.
Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную. Разделительный твердый знак в словах с приставками. Различение написаний слов с разделительным твердым знаком(ъ) и без него. Состав слова. Закрепление знаний.
Части речи. Текст.
Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении по вопросам и значению.
Имя существительное. Значение существительных в речи. Существительные, обозначающие явления природы. Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. Существительные, противоположные по значению. Род и число существительных. Различение существительных по родам. Изменение существительных по числам. Правописание имен собственных. Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Кавычки в именах собственных. Различение написаний существительных собственных и нарицательных. Имя существительное. Закрепление знаний.
Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении. Определение падежей существительных по вопросам. Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание явлений природы с помощью прилагательных. Описание человека, животных с помощью прилагательных. Прилагательные, противоположные по значению.
Изменение прилагательных по родам и числам. Изменение прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского рода. Окончания прилагательных женского рода. Окончания прилагательных среднего рода. Определение родовых окончаний прилагательных. Изменение прилагательных по числам. Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о склонении прилагательных. Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний.
Глагол. Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению Различение существительных, прилагательных и глаголов.
Изменение глаголов по времени. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола.
Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. Единственное и множественное число глаголов будущего времени. Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. Текст. Связь частей в тексте. Глагол. Закрепление знаний.
Предложение. Текст
Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений
Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. Однородные члены предложения без союзов. Однородные члены предложения с союзом и.
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.
Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении. Предложение. Закрепление знаний.
Повторение
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 6 класс
№ | Тема раздела, урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся | Кол-во час. |
| Повторение. Звуки и буквы. Текст | | 10+1 |
1. | Гласные и согласные. Их различение. | Вспоминают и повторяют алфавит. Учатся определять, различать гласные и согласные буквы и звуки, правильно произносить звуки и буквы, правильно обозначать звуки буквами на письме. | 1 |
2. | Безударные гласные в словах | Выполняют упражнения. Учатся различать гласные и согласные; ставить ударение в словах; проверять написание безударной гласной в корне слова, проверяют слова по словарю; | 1 |
3. | Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах | Выполняют упражнения, определяют орфограмму в корне слова, учатся составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, подбирать проверочное слово | 1 |
4. | Сомнительные гласные и согласные в словах | Выполняют задания. Учатся применять правило написания слов с непроверяемыми гласными и согласными. Закрепляют умения находить и выделять в словах непроизносимые согласные. Учатся проверять непроизносимые согласные, опираясь на изученный ранее материал, пользоваться орфографическим словарём | 1 |
5. | Входящая контрольная работа (диктант, контрольное списывание) по текстам администрации по теме «Повторение в начале года». Работа над ошибками | Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности. Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
6. | РР. Текст. Части текста. Красная строка | Знакомятся с понятием текст, делением его на части по смыслу. Знакомятся с понятие «красная строка». Учатся делить текст на смысловые части. связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя). Учатся грамотно списывать текст | 1 |
7. | Непроверяемые гласные и согласные в словах | Выполняют упражнения. Учатся применять правило написания слов с непроверяемыми гласными и согласными, работать с орфографическим словарем | 1 |
8. | Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. | Закрепляют правило правописания орфограммы в корне и в конце слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, учатся подбирать проверочное слово, пользоваться орфографическим словарём грамотно записывать текст под диктовку и списывать текст с учебника. | 1 |
9. | Проверочная работа (диктант по памяти упр.19) по теме «Звуки и буквы». Работа над ошибками | Пишут диктант по памяти. Выполняют задание. Определяют трудности в усвоении темы. | 2 |
| Предложение. Текст | | 8+1 |
10. | Деление текста на предложения | Учатся воспроизводить текст на слух. Учатся выделять предложение в устной речи и правильно оформить его на письме. Вырабатывают умение передавать содержание текста с опорой на вопросы. | 1 |
11. | Выделение главных и второстепенных членов предложения. | Выполняют упражнения. На примере текстов учатся различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. | 1 |
12. | РР. Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. Работа с текстом упр.32 | Читают текст. Учатся располагать части текста в соответствии с данным планом. Учатся различать предложения по интонации; работать с деформированным текстом. Учатся составлять и распространять простые предложения, грамотно записывать составленные предложения, связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя); | 1 |
13. | Распространение предложений с помощью рисунков | Читают текст. Учатся составлять и распространять простые предложения, грамотно записывать составленные предложения, грамотно списывать текст. Учатся связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя); | 1 |
14. | Распространение предложений с помощью вопросов | Читают текст. Учатся составлять и распространять простые предложения с помощью вопросов, грамотно записывать составленные предложения, грамотно списывать текст. Учатся связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя); | 1 |
15. | Однородные члены предложения. | Повторяют и закрепляют особенности однородных членов предложения, расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. Выполняют упражнения. Учатся применять знания на практике | 1 |
16. | Предложение. Закрепление знаний по теме. Диктант по памяти (упр.44) | Повторяют, закрепляют изученные правила, выполняют задания, применяя знания на практике, пишут диктант по памяти. | 1 |
| Контрольная работа (диктант, контрольное списывание) по теме «Предложение». Работа над ошибками. | Проверяют умение применять правила написания в различных морфемах, постановке знаков препинания. Учиться анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
| Состав слова. Текст | | 20+3 |
17. | Корень и однокоренные слова. | Учатся правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова; создавать собственный текст. | 1 |
18. | Окончание как изменяемая часть слова. Образование смысловой связи между словами с помощью окончания | Выполняют упражнения. Учатся выделять окончание. Составляют словосочетания, связав слова по смыслу с помощью окончаний и вопросов | 1 |
19. | Приставка как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от приставки. | Учатся определять, выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок. Пишут под диктовку текст; работают с орфографическим словарём, находят в нём нужные слова; | 2 |
20. | Суффикс как часть слова. | Учатся определять, выделять в слове суффикс, разбирать слова по составу; проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова; писать под диктовку текст. | 1 |
21. | Разбор слова по составу | Учатся выполнять разбор слов по составу с помощью учителя и самостоятельно. | 1 |
22. | Правописание безударных гласных в корне. Написание гласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударных гласных в корне | Выполняют упражнения. Учатся определять орфограмму в корне слова, применять орфографические правила написания безударных гласных в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём. | 2 |
23. | Правописание звонких и глухих согласных в корне. Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. Диктант по памяти (упр.80) | Выполняют упражнения. Учатся определять орфограмму в корне слова, применять орфографические правила написания звонких и глухих согласных в корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём. Пишут диктант по памяти. | 2 |
24. | Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. Самостоятельная работа по вопросам стр. 61-62 | Выполняют упражнения. Учатся определять орфограмму в корне слова, применять орфографические правила написания безударных гласных и сомнительных согласныхв корне слова, составлять и использовать алгоритм нахождения и проверки орфограммы, пользоваться орфографическим словарём. | 1 |
25. | Правописание приставок. Приставка и предлог. Различение приставки и предлога. | Выполняют упражнение. Учатся разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму - слитное и орфограмму — раздельное написание | 1 |
26. | Наблюдение за правописанием гласных в приставках. Правописание гласных в приставках. Правописание безударных гласных в корне и приставке | Выполняют упражнения. Учатся определять орфограмму в приставке, Учатся определять, выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок. Пишут под диктовку текст; работают с орфографическим словарём, находят в нём нужные слова; | 1 |
27. | Правописание безударных гласных в корне и приставке. Диктант по памяти (упр.98) | Выполняют упражнения. Учатся определять, выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок. Пишут под диктовку текст; работают с орфографическим словарём, находят в нём нужные слова; пишут диктант по памяти. | 1 |
28. | РР. Текст. Деление текста по данному плану. Изложение по упр.101 | Учатся писать изложение по данному плану, составлять рассказ по вопросам, учатся связано высказываться устно и письменно. | 2 |
29. | Наблюдение за правописанием согласных в приставках. Правописание приставок на согласную | Выполняют упражнения. Учатся определять орфограмму в приставке, выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью притавок | 1 |
30. | Разделительный твердый знак в словах с приставками. Различение написаний слов с разделительным твердым знаком (ъ) и без него | Выполняют упражнения. Учатся находить в словах разделительный Ъ. Учатся выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок. Пишут под диктовку текст; | 2 |
31. | Состав слова. Закрепление знаний. Словарный диктант по темам «Предложение. Состав слова». | Выполняют упражнения. Учатся определять орфограмму в корне, приставке, образовывать новые слова с помощью приставок | 1 |
32. | Проверочная работа по теме «Состав слова» стр.88. Работа над ошибками. | Проверяют практически правила написания в различных морфемах, постановке знаков препинания. Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
33. | РР. Сочинение по опорным словам «Встреча в лесу» (задание №5 стр.89) | Учатся составлять рассказ по опорным словам; связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя); работать с орфографическим словарём, находить в нём нужные слова; | 1 |
| Части речи. Текст | | 2 |
34. | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении | Повторяют изученное в 5 классе. Учатся определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы; задавать вопросы к частям речи, находить их в тексте; образовывать из одной части речи другую; | 2 |
| Имя существительное | | 27+2 |
35. | Значение существительных в речи. | Выполняют упражнения. Учатся выделять имена существительные в речи; определять одушевленность/ неодушевленность существительных | 1 |
36. | Существительные, обозначающие явления природы. | Выполняют упражнение. Учатся находить существительные, обозначающие явления природы в тексте, составлять с ними собственные предложения | 1 |
37. | Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте существительные, называющие один предмет по- разному, составлять с ними собственные предложения | 1 |
38. | Существительные, противоположные по значению. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте существительные с противоположным значением, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать слова. | 1 |
39. | Род и число существительных. Различение существительных по родам | Выполняют упражнение. Учатся выделять имена существительные в тексте; определять их род, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать слова., | 2 |
40. | Изменение существительных по числам. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте существительные, имеющие форму ед. числа и множ. числа, образовывать формы существительных ед. и мн числа | 1 |
41. | Правописание имен собственных. Существительные собственные и нарицательные. | Выполняют задание. Учатся отличать собственные имена существительные от нарицательных; находить их в тексте. | 2 |
42. | Большая буква в именах собственных. | Выполняют задание. Учатся находить в тексте имена собственные, которые пишутся с большой буквы, отличать их от существительных нарицательных; писать правильно такие существительные самостоятельно и под диктовку | 1 |
43. | Кавычки в именах собственных. | Выполняют задание. Учатся находить, отличать имена собственные, которые пишутся с большой буквы от имен собственных, которые пишутся в кавычках, от находить их в тексте. | 1 |
44. | Различение написаний существительных собственных и нарицательных. | Выполняют упражнение. Закрепляют умение отличать собственные имена существительные от нарицательных; находить их в тексте. | 1 |
45. | Имя существительное. Закрепление знаний. | На примерах научиться определять падеж существительных по вопросам, правильно писать падежные окончания существительных. | 1 |
46. | Проверочная работа по теме «Имя существительное» (Задания стр.116). Работа над ошибками. | Выполняют задания. Проверяют степень усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
47. | Изменение существительных по падежам. Понятие о склонении. | Выполняют упражнения. Знакомятся с понятием «склонение». Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. | 1 |
48. | Определение падежей существительных по вопросам. | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных по вопросам правильно писать падежные окончания существительных. | 1 |
49. | Именительный падеж (кто? что?). | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Находят в тексте сущ. И. п. | 1 |
50. | Родительный падеж (кого? чего?). | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Находят в тексте сущ. Р. п. | 1 |
51. | Дательный падеж (кому? чему?). | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Находят в тексте сущ. Д. п. | 1 |
52. | Винительный падеж (кого? что?). | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Находят в тексте сущ. В. п. | 1 |
53. | Творительный падеж (кем? чем?). | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Находят в тексте сущ. Т. п. | 1 |
54. | Предложный падеж (о ком? о чем?). | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж существительных, правильно писать падежные окончания существительных. Находят в тексте сущ. П. п. | 1 |
55. | РР. Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами . | Читают текст, находят основную мысль текста с помощью учителя и самостоятельно | 1 |
556 | Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. Диктант по памяти (упр.187) | Учатся находить начальную форму и определять склонение существительных; определять падеж существительных; грамотно списывать текст. Пишут диктант по памяти. | 1 |
57. | Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. Словарный диктант по теме «Имя существительное» | Закрепляют ЗУН находить начальную форму и определять склонение существительных; определять падеж существительных; грамотно списывать текст, писать под диктовку. | 1 |
58. | РР. Составление рассказа по репродукции картины В. М. Васнецова «Ковер-самолет» (упр.192) | Учатся составлять рассказ по картине, связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя и самостоятельно); работать с орфографическим словарём, находить в нём нужные слова; | 1 |
59. | Контрольная работа (диктант контрольное списывание) по теме «Имя существительное». Работа над ошибками. | | 2 |
| Имя прилагательное | | 23+4 |
60. | Значение прилагательных в речи. | Выполняют упражнения. Учатся находить прилагательные в тексте, задавать к ним вопросы | 1 |
61. | Описание явлений природы с помощью прилагательных. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте прилагательные, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать окончания слов. | 1 |
62. | РР. Изложение «Весна идет» по плану (упр.198) | Учатся пересказывать текст по плану, связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя и самостоятельно); пишут изложение | 2 |
63. | Описание человека, животных с помощью прилагательных. | Выполняют упражнения. Учатся находить прилагательные для описания человека или животного, определять сочетания прилагательных с существительным, правильно писать их окончания | 1 |
64. | Прилагательные, противоположные по значению. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте прилагательные с противоположным значением, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать слова. | 1 |
65. | Изменение прилагательных по родам и числам. Изменение прилагательных по родам. | Выполняют упражнение. Учатся выделять имена прилагательные в тексте; определять их род, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать слова., | 1 |
66. | Окончания прилагательных мужского рода. | Выполняют упражнение. Учатся выделять имена прилагательные в тексте; определять их род, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать окончания прилагательных мужского рода., | 1 |
67. | Окончания прилагательных женского рода. | Выполняют упражнение. Учатся выделять имена прилагательные в тексте; определять их род, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать окончания прилагательных женского рода. | 1 |
68. | Окончания прилагательных среднего рода. | Выполняют упражнение. Учатся выделять имена прилагательные в тексте; определять их род, согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать окончания прилагательных среднего рода. | 1 |
69. | Определение родовых окончаний прилагательных. | Выполняют упражнения, учатся выделять имена прилагательные в речи; определяют род, склонение прилагательных. | 1 |
70. | РР. Работа по репродукции картины М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем». Изложение по упр.219. | Учатся пересказывать текст по плану, связано высказываться устно, письменно (с помощью учителя и самостоятельно); пишут изложение | 2 |
71. | Изменение прилагательных по числам. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте прилагательные, имеющие форму ед. числа и множ. числа, образовывать формы прилагательных ед. и мн числа | 1 |
72. | Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний, диктант по памяти (упр.223). | Выполняют упражнения. Закрепляют умения находить в тексте прилагательные, определять их род и число, пишут диктант по памяти. | 1 |
73. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Понятие о склонении прилагательных | Знакомятся с понятием «склонение прилагательных». Выполняют упражнения, учатся выделять имена прилагательные в тексте; согласовывать имя существительное с прилагательным, правильно писать окончания прилагательных мужского и среднего рода. | 1 |
74. | Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах | Выполняют упражнения, учатся определяют падеж, прилагательных по вопросам; правильно писать падежные окончания прилагательных. | 1 |
75. | Именительный падеж прилагательных мужского рода и среднего рода | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж прилагательных, правильно писать окончания И. п. прилагательных, согласовывать имя существительное с прилагательным | 1 |
76. | Родительный падеж прилагательных мужского рода и среднего рода | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных., согласовывать имя существительное с прилагательным. Находят в тексте прил. Р. п. | 1 |
76. | Дательный падеж прилагательных мужского рода и среднего рода | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных., согласовывать имя существительное с прилагательным. Находят в тексте прил. Д. п. | 1 |
78. | Винительный падеж прилагательных мужского рода и среднего рода | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных., согласовывать имя существительное с прилагательным. Находят в тексте прил. В. п. | 1 |
79. | Творительный падеж прилагательных мужского рода и среднего рода | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных., согласовывать имя существительное с прилагательным. Находят в тексте прил. Т. п | 1 |
80. | Предложный падеж прилагательных мужского рода и среднего рода | Выполняют упражнения. Учатся определять падеж прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных., согласовывать имя существительное с прилагательным. Находят в тексте прил. П. п | 1 |
81. | Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. Словарный диктант по теме «Имя прилагательное» | Выполняют задания. Учатся находить начальную форму и определять падеж прилагательных; склонять указанные прилагательные; отработать правила согласования существительных с прилагательным | 2 |
82. | Контрольная работа (диктант, контрольное списывание) по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. | Выполняют задания. Проверяют степень усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
| Глагол | | 12+1 |
83. | Значение глагола в речи. | Выполняют задания. Учатся находить глаголы в тексте, определять глаголы по вопросам. Повторяют о глаголе как о главном члене предложения. Выполняют упражнение, находят главные члены предложения | 1 |
84. | Глаголы, противоположные по значению. | Выполняют упражнения. Учатся находить в тексте глаголы с противоположным значением, согласовывать имя существительное с глаголом, правильно писать слова. | 1 |
85. | Различение существительных, прилагательных и глаголов. | Выполняют упражнения. Закрепляют умения определять имена существительные, имена прилагательные, глаголы; задавать вопросы к частям речи, находить их в тексте; образовывать из одной части речи другую; | 1 |
86. | Изменение глаголов по времени. Настоящее время глагола. | Выполняют упражнения. Учатся находить и определять глаголы в настоящем времени по вопросам в тексте. | 1 |
87. | Прошедшее время глагола. | Выполняют упражнения. Учатся определять время глагола, изменять глаголы в прош. времени по числам, а в единственном числе по родам, образовывать форму прошедшего времени глагола. | 1 |
88. | Будущее время глагола. | Выполняют упражнения. Учатся образовывать формы настоящего и будущего времени; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола в речи, владеть терминологией. | 1 |
89. | Изменение глаголов по числам. Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. | Выполняют упражнения. Учатся образовывать формы настоящего времени единственного и множественного числа, согласовывать глаголы с существительными, составлять предложения и записывать их грамотно | 1 |
90. | Единственное и множественное число глаголов будущего времени. | Выполняют упражнения. Учатся образовывать формы единственного и множественного числа глаголов будущего времени, согласовывать глаголы с существительными, составлять предложения и записывать их грамотно | 1 |
91. | Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. | Выполняют упражнения. Учатся образовывать формы единственного и множественного числа глаголов прошедшего времени, согласовывать глаголы с существительными, составлять с ними предложения | 1 |
92. | РР. Текст. Связь частей в тексте. Работа с текстом упр.285. | Самостоятельно или с помощью учителя записывают текст, деля его на части по плану. | 1 |
93. | Глагол. Закрепление знаний. Диктант по памяти (упр.286) | Повторяют и закрепляют изученные правила, на практических упражнениях. Пишут диктант по памяти. | 1 |
94. | Контрольная работа ( диктант, контрольное списывание) по теме «Глагол». Работа над ошибками. | Выполняют задания. Проверяют степень усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
| Предложение. Текст | | 11+1 |
95. | Различение повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. | Читают текст. Выполняют задания. Учатся определять вид предложения по цели высказывания, правильно произносить эти предложения, записывать их, правильно ставя в конце предложения знак препинания. | 2 |
96. | Однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | Читают текст. Выполняют упражнения. Учатся находить однородные члены предложения; составлять предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при однородных членах | 1 |
97. | Однородные члены предложения без союзов. | Читают текст. Выполняют упражнения. Учатся находить однородные члены предложения; составлять предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных только интонацией | 1 |
98. | Однородные члены предложения с союзом и. | Выполняют упражнения, учатся находить однородные члены предложения, задавать к ним вопросы; строить простое распространенное предложение с однородными членами с союзом и. Учатся правильно расставлять знаки препинания. | 1 |
99. | Однородные члены предложения без союзов и с союзом и. Диктант по памяти (упр.302). | Выполняют упражнения, учатся находить однородные члены предложения, задавать к ним вопросы; строить простое распространенное предложение с однородными членами с союзом и, без союзов. Учатся правильно расставлять знаки препинания. | 1 |
100. | РР. Работа с репродукцией картины Б. М. Кустодиева «Ярмарка» по упр.303. | Работают с текстом, находят предложение, в котором заключена основная мысль. Пересказывают текст. | 1 |
101. | Контрольная работа, диктант ( контрольное списывание) по текстам администрации за год. Работа над ошибками. | Выполняют задания. Проверяют степень усвоения пройденного материала; проверка орфографических и пунктуационных навыков. Учатся анализировать допущенные ошибки, выполнять работу по их предупреждению | 2 |
102. | Обращение. Знакомство с обращением. Место обращения в предложении. Диктант по памяти (упр.306). | Читают текст. Выполняют задания Учатся находить обращение в тексте, применять пунктуационные правила; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации. Пишут диктант по памяти. | 2 |
103. | Предложение. Закрепление знаний. Словарный диктант. | Повторить и закрепить, как определять склонение имени существительного,. | 1 |
| Повторение | | 5 |
104. | Состав слова. | Повторяют и закрепляют состав слова, выделяя графически части слова | 1 |
105. | Правописание гласных и согласных в корне и приставке. | Выполняют упражнения. Определяют трудности в усвоении темы. | 1 |
106. | Имя существительное. | Выполняют упражнения. Определяют трудности в усвоении темы. | 1 |
107. | Имя прилагательное. | Выполняют упражнения. Определяют трудности в усвоении темы. | 1 |
108. | Глагол. | Выполняют упражнения. Определяют трудности в усвоении темы. | 1 |
109. | Резерв | | 5 |
| Всего | | 136 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 232с.
Учебник: Русский язык: 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 5-е издание. /Авт.-сост. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова/. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации. М.: «Просвещение», 2020 г.
Учебник: Русский язык: 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 5-е издание. /Авт.-сост. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова/. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации. М.: «Просвещение», 2020 г.
Учебник: Русский язык: 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 5-е издание. /Авт.-сост. Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова/. Рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации. М.: «Просвещение», 2020 г.
А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе»,М, Владос, 2000 г
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Рабочая тетрадь №1», «Рабочая тетрадь №2», «Рабочая тетрадь №3», «Рабочая тетрадь №4», М., Просвещение, 2002 г.
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя существительное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя прилагательное / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
Галунчикова Н.Г. Рабочая тетрадь по русскому языку. Состав слова / Галунчикова Н. Г., Э.В. Якубовская. М.: Просвещение, 2003
Веркеенко И.В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку. Тетрадь для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида / И.В.Веркеенко.- М.: Владос, 2005
Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка :1 – 4 части/ А.Г. Зикеев. -М.: Владос, 2004г.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида / Е.Я.Кудрявцева. –М.: Владос,2005
Никифорова В.В. Контрольно- измерительные материалы. Русский язык:4 класс/В.В.Никифорова. –М.: Вако, 2012
Никифорова В.В. Типовые тестовые задания за курс начальной школы/ В.В.Никифорова. –М.: Вако,2012
Ушакова О.Д.Учимся ставить знаки препинания: 3-4 классы /О.Д.Ушакова. – СПб: Литера,2010
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль
Педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов
http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики
http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/Развитие ребёнка
http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyam-o-
gribah.html#.UpUSodJdV8U
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1. Компьютер (ноутбук)
2. Принтер
3. Мультимедиа проектор
4. Экран
8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
6 класс
Минимальный уровень:
- принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
- оформлять все виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- знание отличительных признаков основных частей слова;
- умение производить разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
- представления о грамматических разрядах слов;
- уметь различать части речи по вопросу и значению;
- использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
- писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
- составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
- знание о составе слова;
- умение разбирать слова по составу с использованием опорных схем;
- образовывать слова с новым значением с использованием приставок и суффиксов;
- дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
- определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя; - отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
- определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью;
- определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя);
- находить и решать орографические задачи;
- писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов);
- оформлять все виды деловых бумаг;
- писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительно коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов).