Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детства и юношества «Школа самоопределения»
Принято на заседании Утверждаю:
педагогического совета МБОУ ДО ДДЮ Директор МБОУ ДО ДДЮ
«Школа самоопределения» «Школа самоопределения»
Протокол № _______________ Е.А. Сигида
от « » ________2018 г. Приказ №____ « » _____2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПОДРУЖИСЬ С КОМПЬЮТЕРОМ»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор программы:
Королёва Е.В., педагог ДО
Красноярск, 2018
1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подружись с компьютером» разработана в соответствии с нормативными документами в области образования РФ:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014г.№ 1726-р);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с МР по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБОУ ДО «Дом детства и юношества «Школа самоопределения».
Направленность программы - техническая. Данная программа ориентирована на обучающихся младшего школьного возраста.
Актуальность: Программа «Подружись с компьютером» составлена в соответствии с запросом детей и их родителей на информационное развитие детей, а также учитывает социальный заказ государства на дополнительное информационное образование граждан.
Ребенку в современном информационном обществе необходимо уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Обучающиеся младшего школьного возраста проявляют большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Педагогическая целесообразность и ценность программы «Подружись с компьютером» определяется её направленностью на создание условий по раскрытию потенциала ребенка и формированию общеобразовательных общеразвивающих компетенций через продуктивно-творческую деятельность на занятиях.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- в формах и методах обучения (конкурсы, выставки, проекты, событийные мероприятия);
- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, презентация проектов, событийный мониторинг).
Новизна программы заключается в вариативности содержания и форм организации образовательного процесса, возможности реализации личностного потенциала через создание творческого продукта в области современных компьютерных технологий. Работа в программе Scratch позволяет развить логическое мышление, творческие способности, навыки алгоритмизации и программирования. Работая в одной команде, дети смогут создавать собственные мультфильмы, игры и анимации с придуманными персонажами.
Цель: овладение обучающимися младшего школьного возраста навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации и освоение основ проектно-творческой деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
Формирование информационной компетентности обучающихся;
Развитие познавательного интереса к вычислительной технике и программированию;
Приобретение определенных знаний и умений при работе с аппаратным и
программным обеспечением компьютера;
Приобретение навыков программирования.
Развивающие:
Развитие логического и алгоритмического мышления, воображения;
Развитие творческой активности и интереса к проектной деятельности;
Формирование у обучающихся навыков работы в команде;
Формирование интереса к продуктивной деятельности.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию культуры общения и поведения в социуме;
Формирование навыков здорового образа жизни.
Особенность программы в использовании среды программирования Scratch как инструмента для развития логического мышления и творческих способностей. Так же особенностью программы является то, что наряду с остальными обучающимися по этой программе могут заниматься дети с ОВЗ.
Фома реализации программы: очная.
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности данная программа является комплексной, так как включает в себя различные направления обучения, воспитания и развития предметных компетенций, развитие творческого воображения, сплочение детского коллектива, психологическую культуру личности.
Технологии обучения:
технология группового проектирования;
здоровьесберегающие технологии;
игровые технологии.
Методы работы: беседы, практические работы, индивидуальные работы, работа в парах, работа в группе, проблемный диалог, мозговой штурм.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
Программа «Подружись с компьютером» рассчитана на детей 7-10 лет.
Срок освоения программы и режим занятий:
Объем программы составляет 108 часов и рассчитан на 1 год обучения. Недельная нагрузка не превышает 3-х академических часов. Режим занятий 3 академических часа один раз в неделю. Продолжительность академического часа составляет 30 минут с обязательным перерывом между занятиями по 10 минут.
Планируемые результаты:
По окончании реализации обучения по программе «Подружись с компьютером» обучающиеся должны сформировать следующие общеобразовательные, общеразвивающие компетенции:
Владение различными приемами получения и обработки информации из разных источников (книги, справочники, энциклопедии, Интернет);
Знание устройства компьютера;
Готовность работать с необходимым программным обеспечением;
Способность планировать действия в соответствии с поставленной целью в процессе выполнения творческой работы или проекта;
Владение коммуникативными навыками;
Готовность к формированию позитивного отношения к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации).
Полученные по окончании реализации программы знания и умения могут способствовать развитию у обучающегося интереса к профессиям, связанным с программированием, анимацией, мультипликацией.
2 Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля/ аттестации |
теория | практика |
-
| Виды информации и действия над ней | 12 | 6 | 6 | Опрос, зачет |
-
| Знакомство с компьютером | 33 | 15 | 18 | Презентация, зачет |
-
| Основы графики | 12 | 6 | 6 | Творческая работа |
-
| Основы анимации | 33 | 15 | 18 | Презентация проекта |
-
| Создание интерактивной игры | 15 | 5 | 10 | Презентация проекта |
-
| Демонстрация и защита группового (индивидуального) проекта | 3 | - | 3 | Защита проекта |
| ИТОГО | 108 | 47 | 61 | |
3 Содержание программы
Раздел 1. Виды информации и действия над ней (12 ч.)
Теория: Беседа о правилах поведения в компьютерном классе. Техника безопасности при работе с оргтехникой. Пожарная безопасность. Знакомство с понятиями информации. Выяснение роли информации в жизни человека. Виды информации. Получение и передача информации. Знакомство с каналами передачи и получения информации человеком. Поиск информации в сети Интернет. Обработка информации. Пути получения информации. Методы обработки. Безопасный поиск информации в Интернете. Кодирование информации.
Практика: Игры на знакомство и сплочение, здоровьесберегающие технологии (Приложение 1,2,3).
Текущий контроль: Устный опрос «Правила поведения в компьютерном классе», «Роль информации в жизни человека», «Обработка информации», «Кодирование информации», зачет.
Раздел 2. Знакомство с компьютером (33 ч.)
Теория: Роль компьютера в жизни человека. Сферы деятельности человека, связанные с использованием компьютера. Основные устройства компьютера. Состав системного блока. Основные и периферийные устройства. Параметры и характеристики компьютера. Управляем мышью. Мышь как орган управления компьютером. История создания персонального компьютера. Наш помощник - клавиатура. Клавиатура как основное устройство ввода информации. Знакомимся с операционной системой. Виды операционных систем. Назначение ОС. Состав ОС. Знакомство со Scratch.
Практика: Работа с клавиатурными тренажерами. Игра «Уборка комнаты». Проект «Рыбка». Проект «Машинки».
Промежуточный контроль: Презентация практических работ «Рыбка» и «Машинки». Зачет.
Раздел 3. Основы графики (12 ч.)
Теория: Графический редактор Paint: назначение, возможности, местоположение. Панель опций, панель инструментов. Рисование в Scratch. Рисование мышью. Рисование с помощью клавиатуры. Графика. Рисуем разноцветные геометрические фигуры. Использование библиотеки объектов. Создание своих объектов и костюмов. Проект «Домик».
Практика: Игра «Кто лишний?». Рисуем натюрморт, пейзаж, портрет, домик.
Текущий контроль: Презентация натюрморта, пейзажа, портрета, творческая работа.
Раздел 4. Основы анимации (33 ч.)
Теория: История анимации и мультипликации. Этапы создания мультфильма. Программные и аппаратные средства создания. Демонстрация различных видов анимации. Видеоролики. Закрепление материала. Знакомство с интерфейсом программы Scratch. Основные панели и инструменты интерфейса программы. Параметры программы. Приемы работы в программе. Создание сценария для собственного интерактивного ролика. Смена фона. Логическая игра «Переправа, переправа…». Свободное проектирование. Планируем и делаем мультфильмы и комиксы. Анимация. Анимация с элементами ИИ. Знакомимся с переменными. Переменные и условный оператор. Разворачиваем Пчелу в направление движения. Графика. Задача о железнодорожных составах. Кот рисует разные геометрические фигуры различного цвета и толщины в случайном месте экрана. Свободное проектирование. Создаем музыкальный оркестр (синхронизируем многоголосье). Проектная работа. Определение проекта. Основные этапы и критерии оценки проекта. Эффективность и значимость проекта. Свободное проектирование. Создаем творческие проекты. «Я в тропиках». Проект предполагает предварительное изучение некоторой темы дисциплины «Окружающий мир». Требуется написать сочинение «Я в тропиках», «Я в тундре» и т. д. и создать анимированный фильм по сочинению.
Практика: Анимируем полет пчелы. Проекты «Смайлики», «Колобок».
Промежуточный контроль: Презентация проекта «Смайлики», «Колобок». Творческий коллективный проект.
Раздел 5. Создание интерактивной игры (15 ч.)
Теория: Создание собственной игры. Создаем самую настоящую игру. Проект «Яблоко». Проект «Мяч». Свободное проектирование. Создаем игры и творческие проекты. Игровой проект «По грибы» (дисциплина «Окружающий мир»). Предварительно необходимо подготовить (отсканировать или найти в Интернете) изображения съедобных и несъедобных грибов. Грибы случайным образом располагаются на поле. Мышка собирает грибы (можно за время). За съедобные грибы баллы начисляются, а за несъедобные — вычитаются.
Практика: Проект «Яблоко», Проект «Мяч», игровой проект «По грибы».
Текущий контроль: Презентация проектной работы «Мяч» или «По грибы».
Раздел 6. Демонстрация и защита группового (индивидуального) проекта (3 ч.)
Практика: Продуктивные практики.
Итоговый контроль: Демонстрация и защита группового, либо индивидуального проекта.
Требования к результатам обучения
Виды и формы контроля: Подведение итогов по результатам дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Подружись с компьютером» будет осуществляться в форме контроля:
Текущий контроль – осуществляется по результатам выполнения практических заданий в форме опроса, презентаций выполненных работ.
Промежуточный контроль - презентации творческих и проектных работ.
Итоговый контроль (аттестация) – демонстрация и защита группового или индивидуального проекта.
Итоги текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в журналах в виде отметок зачет/незачет.
Оценка по результатам обучения является комплексной, учитывающей результаты текущего контроля, промежуточного контроля и итоговой аттестации.
Мониторинг обучения:
Формируемые компетенции итоговой аттестации:
Обучающие компетенции:
- Владение различными приемами получения и обработки информации из разных источников (книги, справочники, энциклопедии, Интернет):
Стартовый уровень:
- знает основные виды источников информации (книги, журналы, газеты, справочники, энциклопедии, интернет);
- владеет навыками выбора и нахождения информации из разных источников;
- способен запускать браузеры (Google).
Базовый уровень:
- знает основные виды источников информации (книги, журналы, газеты, справочники, энциклопедии, интернет);
- способен классифицировать (разложить по критериям и степени сложности) информацию, полученную из разных источников;
- знает ключевые понятия: виды информации (текстовая, графическая, знаковая);
- владеет навыками самостоятельного выбора и нахождения информации из разных источников и оформления ссылки на нее;
- способен запускать браузеры (Google, Mozilla Firefox, Rambler и др.).
Продвинутый уровень:
- знает основные виды источников информации (книги, журналы, газеты, справочники, энциклопедии, интернет);
- способен классифицировать (разложить по критериям и степени сложности) и систематизировать (обобщить) информацию, полученную из разных источников;
- готов использовать полученную информацию для выстраивания логической цепочки поиска ответа на предлагаемые вопросы;
- способен передавать умения получать и обрабатывать информацию из разных источников другим;
- знает ключевые понятия: виды информации (текстовая, графическая, знаковая);
- владеет навыками самостоятельного выбора и нахождения информации из разных источников и оформлением ссылки на нее;
- способен запускать браузеры (Google, Mozilla Firefox, Safari, Rambler и др.).
- Знание устройства компьютера:
Стартовый уровень:
- знает основные устройства персонального компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь и др.);
- способен дифференцировать на внешние и внутренние устройства;
- владеет правилами включения и выключения компьютера;
- владеет набором текста одним пальцем одной руки.
Базовый уровень:
- знает основные устройства персонального компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь и др.);
- способен дифференцировать на внешние и внутренние устройства;
- владеет правилами включения и выключения компьютера;
- знает устройство клавиатуры;
- владеет набором текста пальцами обеих рук.
Продвинутый уровень:
- знает основные устройства персонального компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь и др.);
- способен дифференцировать на внешние и внутренние устройства, устройства ввода и вывода;
- владеет правилами включения и выключения компьютера;
- знает устройство клавиатуры;
- владеет десятипальцевым методом набора текста.
- Готовность работать с необходимым программным обеспечением:
Стартовый уровень:
- знает категории программного обеспечения (Системное программное обеспечение (СПО));
- способен запускать графические и текстовые редакторы (Paint, Блокнот);
- владеет основными инструментами рисования (карандаш, ластик);
- готов к выполнению самостоятельной работы под контролем педагога.
Базовый уровень:
- знает категории программного обеспечения (Системное программное обеспечение (СПО), Прикладное программное обеспечение (ППО));
- способен запускать графические и текстовые редакторы (Paint, Блокнот, MSWord);
- владеет основными инструментами рисования (карандаш, ластик, кисть, палитра);
- способен загружать и сохранять файлы;
- готов к выполнению самостоятельной работы по образцу с замечаниями.
Продвинутый уровень:
- знает категории программного обеспечения (Системное программное обеспечение (СПО), Прикладное программное обеспечение (ППО), Инструментальные системы (ИС));
- способен запускать графические и текстовые редакторы (Paint, Блокнот, MSWord и др.);
- владеет основными инструментами рисования (карандаш, ластик, кисть, палитра, заливка, фигуры и др.);
- способен загружать и сохранять файлы;
- владеет навыками редактирования файлов;
- готов к выполнению самостоятельной работы в полном соответствии с оговоренными требованиями.
Развивающие компетенции:
- Способность планировать действия в соответствии с поставленной целью в процессе выполнения творческой работы или проекта:
Стартовый уровень:
- знает основные этапы, результат творческой работы;
- способен субъективно оценивать выявленные ошибки в процессе анализа практической задачи.
Базовый уровень:
- знает основные этапы, результат творческой работы и индивидуального проекта;
- способен формулировать личные цели, характеризующие поставленную задачу в процессе выполнения индивидуальной творческой работы или проекта;
- способен субъективно оценивать выявленные ошибки в процессе анализа практической задачи и предлагать способы изменения по заданным критериям.
Продвинутый уровень:
- знает основные этапы, результат творческой работы, индивидуального и коллективного проекта;
- способен формулировать личные цели, характеризующие поставленную задачу в процессе выполнения индивидуальной и коллективной творческой работы, или проекта;
- способен объективно оценивать выявленные ошибки в процессе анализа практической задачи и предлагать способы изменения по заданным критериям;
- способен самостоятельно выбирать средства для достижения целей в процессе индивидуальной работы.
- Владение коммуникативными навыками:
Стартовый уровень:
- готов общаться с членами группы и педагогом;
- владеет навыками коллективной работы: способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности под контролем педагога;
- способен проявлять навыки дружелюбного отношения к окружающим.
Базовый уровень:
- способен свободно общаться с членами группы и педагогом;
- владеет навыками коллективной работы: способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности, уважительно относясь к чужому мнению;
- способен вычленять личные цели, не противопоставляя их общим целям коллектива;
- способен проявлять навыки дружелюбного отношения в процессе общения и взаимопомощи в группе.
Продвинутый уровень:
- способен свободно общаться с членами группы и педагогом, не боясь высказывать свою точку зрения публично;
- владеет навыками коллективной работы: способен договариваться о распределении функций и ролей в процессе совместной деятельности, уважительно относясь к чужому мнению, и находить компромисс при необходимости;
- способен вычленять личные цели, не противопоставляя их общим целям коллектива;
- готов нести ответственность за выполнение поставленной задачи в группе;
- способен проявлять навыки дружелюбного отношения в процессе общения и взаимопомощи и контролировать их для сплоченной работы в группе.
Воспитательные компетенции:
- Готовность к формированию позитивного отношения к результату собственного труда (формирование ситуации успеха, самореализации):
Стартовый уровень:
- владеет эмоциональной отзывчивостью и позитивной самооценкой результата своей деятельности (уровень удовлетворен/ не удовлетворен);
- способен проявлять эстетический вкус через субъективный анализ результата своей деятельности (уровень объяснения: почему удовлетворен / не удовлетворен, красиво/некрасиво).
Базовый уровень:
- владеет эмоциональной отзывчивостью и позитивной самооценкой результата своей деятельностью (способен выявить недостатки и достоинства работы);
- способен проявлять эстетический вкус через субъективный анализ результата своей деятельности (уровень объяснения: почему удовлетворен / не удовлетворен, красиво/некрасиво);
- способен применять полученные знания и умения для организации содержательного досуга (индивидуального).
Продвинутый уровень:
- владеет эмоциональной отзывчивостью и позитивной самооценкой результата своей деятельности (способен выявить недостатки и достоинства работы);
- способен проявлять эстетический вкус через субъективный анализ результата своей деятельности (уровень объяснения: почему удовлетворен / не удовлетворен, красиво/некрасиво);
- способен объяснить, какие исправления необходимо внести для улучшения качества своей и командной деятельности;
- способен применять полученные знания и умения для самостоятельной организации содержательного досуга (индивидуального, семейного, школьного);
- владеет навыками формирования внутренней мотивации для дальнейшего самосовершенствования и достижения поставленных целей.
Итоговая таблица мониторинга по формированию общеобразовательных общеразвивающих компетенций
Название программы__________________________________ Группа__________________
Педагог_______________________________________________________________________________________________________
№ |
Ф. И. О. обучающегося | Обучающие компетенции | Развивающие компетенции | Воспитательные компетенции | Общий итог |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
-
| | | | | | | | |
| Итого | | | | | | | |
5 Организационно-педагогические условия
Материально-техническое обеспечение
1. Компьютерный класс
2. 8 компьютеров
3. Проектор
4. Доска
5. Принтер
6. Учебная мебель
7. Расходные материалы
8. Канцелярские принадлежности.
Учебно-методическое обеспечение:
Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. – СПб., 1996.
Гигиенические требования к использованию ПК в начальной школе// Начальная школа, 2002. - № 5. – с. 19 - 21.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников// Начальная школа, 2005. - № 11. – с. 120-126.
Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова – М.: Академкнига/ Учебник, 2011.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 3 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 4 класс: Методическое пособие. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Модуль «Пропедевтика программирования со Scratch», Сорокина Т.Е;
Рындак В. Г., Дженжер В. О., Денисова Л. В. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. — Оренбург: Оренб. гос. ин-т. менеджмента, 2009.
«Пропедевтика идей параллельного программирования в средней школе при помощи среды Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;
«Ранее обучение программирование в среде Scratch», В.Г. Рындак, В.О. Джинжер, Л.В. Денисова;
Творческие задания в среде Scratch: рабочая тетрадь для 5-6 классов/ Ю.В. Пашковская. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 200 с.: ил.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 № 393)
Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы// Начальная школа, 2005. - № 1. – с. 119-123.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование./ Министерство образования Российской Федерации. – Москва, 2004
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт начального общего образования по технологии// Начальная школа, 2004. - № 9,10.
Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2006
Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого. Комплект из двух рабочих тетрадей.
Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2007 года.
http://younglinux.info/scratch
http://school-collection.edu.ru/catalog/
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Время | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения занятий | Форма контроля |
-
| | | Проблемный диалог | 3 | Техника безопасности. Вводное занятие. Человек и информация. Иры на знакомство. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Устный опрос «Правила поведения в компьютерном классе» |
-
| | | Проблемный диалог | 3 | Для чего изучают информатику. Иры на знакомство и сплочение | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Устный опрос «Роль информации в жизни человека» |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Сбор и обработка информации. Передача информации. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Устный опрос «Обработка информации» |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Кодирование информации. Роль компьютера в жизни человека. Игры на знакомство и сплочение. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Устный опрос «Кодирование информации» |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Основные устройства компьютера. Знакомство со Scratch. Проект «Рыбка». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы проект «Рыбка». |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Управляем мышью. Игра «Уборка комнаты». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Знакомство со Scratch. Команды движения и смены костюма. Проект «Рыба». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. Проект «Рыба». |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Одновременное выполнение скриптов (программ). Проект «Машинки». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. Проект «Машинки». |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Знакомимся со Scratch. Управление несколькими объектами. Наш Кот ходит и мяукает! | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы «Наш Кот ходит» |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Наш помощник - клавиатура. Положение рук. Тренажеры. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. Работа с клавиатурными тренажерами |
-
| | | Практическая работа | 3 | Работа в текстовом редакторе Блокнот. Создание и сохранение файлов. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Работа с текстовым процессором Word. Создание и сохранение файлов. Таблицы. Вставка картинок. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Знакомимся с операционной системой. Игра «Кто лишний?». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Объекты операционной системы. Управление несколькими объектами. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Управление компьютером с помощью меню. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Графический редактор Paint. Работа с фрагментами. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Рисование в Scratch. Рисование мышью. Рисуем разноцветные геометрические фигуры | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Мозговой штурм, практическая работа | 3 | Рисование с помощью клавиатуры. Проект «Смайлики». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. Проект «Смайлики» |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Создаем свой объект в графическом редакторе. Создаем свой фон в графическом редакторе. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | История анимации и мультипликации. Смена фона. Логическая игра «Переправа, переправа…». Задача о железнодорожных составах. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Интерактивная анимация. Скачки. Щекочем Лошадку. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. Проект «Щекочем Лошадку» |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Анимация с обработкой событий. Проект «Скáчки-2». Взаимодействия объектов на основе обмена сообщениями. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. Проект «Скáчки-2». |
-
| | | Мозговой штурм, практическая работа | 3 | Анимация. Анимируем полет пчелы. Разворачиваем Пчелу в направление движения. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Проект | 3 | Проект «Полет воздушного шара». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Проект «Полет воздушного шара». |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Графика. Рисуем разноцветные геометрические фигуры. Проект «Домик». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Мозговой штурм, практическая работа | 3 | Проект «Кузнечик». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Кот рисует разные геометрические фигуры различного цвета и толщины в случайном месте экрана. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы. |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Проектный метод обучения. Свободное проектирование. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Свободное проектирование. Графика. Рисуем натюрморт, пейзаж, портрет. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Беседа, практическая работа | 3 | Музыкальный редактор. Записываем и сочиняем музыку. Создаем оркестр (синхронизируем многоголосье). | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Игра. Создаем самую настоящую игру. Проект «Яблоко». Проект «Мяч». | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Игра. Создаем самую настоящую игру на свободную тему. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Свободное проектирование. Создаем игры и творческие проекты. «Я в тропиках». Проект предполагает предварительное изучение некоторой темы дисциплины «Окружающий мир». Требуется написать сочинение «Я в тропиках», «Я в тундре» и т. д. и создать анимированный фильм по сочинению. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Свободное проектирование. Создаем игры и творческие проекты. Игровой проект «По грибы» (дисциплина «Окружающий мир»). Предварительно необходимо подготовить (отсканировать или найти в Интернете) изображения съедобных и несъедобных грибов. Грибы случайным образом располагаются на поле. Мышка собирает грибы (можно за время). За съедобные грибы баллы начисляются, а за несъедобные — вычитаются. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Свободное проектирование. Создаем игры и творческие проекты. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
-
| | | Практическая работа | 3 | Защита проектов. | МБОУ ДО ДДЮ «Школа самоопределения» | Презентация результатов работы |
Всего: | 108 часов |
Приложение 1
Игра на знакомство "Калейдоскоп имен".
Эту игру в качестве инструмента для знакомства можно использовать не только на детских праздниках, но и во время начала работы детских объединений, коллективов, отрядов в лагерях, командах на семинарах.
Ведущий обращается со словами:
«Чтобы имена узнать, буду буквы называть.
Чье имя с этой буквы начинается,
Тот сам встает и представляется
Начинает буква «А»!
Встают те, чьи имена начинаются на «А»:
Спасибо! Продолжает буква «Б»!
Поднимаются те, чьи имена начинаются с этой буквы.
Обратимся к букве – «В»!
Представляются участники с именами на «В» и т.д.
Игра должна проходить в интенсивном ритме, чтобы она не превратилась в нудную затею.
Игра «Свое имя назови!»
В этой игре на знакомство нет проигравших, ведь ее главная задача – познакомить детей между собой.
Для этого ребят усаживают в круг, первым представляется сам организатор, называя свое имя. Второй игрок называет имя ведущего и свое: Катя, Оля. И так по кругу. Если кто-то сбивается, то должен быстренько встать и обежать сидящих ребят, при этом организатор громко произносит считалочку:
Круг быстрее обегай,
Имена запоминай.
Раз, два! Раз, два, три!
Свое имя назови!
За время считалки нужно успеть вернуться на свое место и назвать свое имя. Затем игра начинается сначала. Таким образом, дети запоминают, кого как зовут.
Игра на знакомство «Черный кот»
Затея, которая поможет детям познакомиться в игровой развлекательной форме и особенно хороша для первых дней знакомства. Для организации игры нужно приготовить маску кота и небольшую ширму (или широкое кресло)
Дети встают в круг, ведущий (или воспитатель) объясняет суть игры: пока он читает стишок – все стоят к нему спиной, за это время он кого-то из них спрячет под маской кота. Когда все услышат слова: «Отыщите мне кота» - поворачиваются и пытаются понять, кого среди них не хватает и кто же кот. Если вспоминают, называют его имя. При этом кота» прячут не только под маской, но и за ширмой или каким-то приспособлением, чтобы дети не ориентировались по одежде и внешним признакам, а именно вспомнили того, кого среди них нет.
Текст стишка (автор Т. Образцова):
Черной ночью бродят тени.
Это кошечки опять
Вышли вечером гулять.
Темной ночью черный кот
Тоже погулять пойдет.
Ох, какая темнота,
Отыщи-ка мне кота.
Если не вспоминают, то хором по команде ведущего произносят:
Черный кот, черный кот,
Мы кричим, а он поет.
«Кот» произносит что-нибудь, тогда дети пытаются догадаться по голосу. Когда угадывают, «кот» выходит, снимает маску, отдает организатору и игра повторяется. Если детей много, то можно использовать несколько масок и, соответственно, прятать сразу нескольких ребятишек.
Приложение 2
Командная игра на сплочении "Геометрия"
Игра на знакомство и сплочение группы. Успех и настоящее удовольствие все игроки получат только в случае сложившегося доверия и взаимопонимания.
Игроки встают в круг и берутся обеими руками за прочную связанную концами длинную веревку. Постепенно, отклонившись назад, игроки должны образовать из веревки ровную окружность. Можно попробовать сохранить эту окружность, держась за веревку только левыми руками, затем, - только правыми руками, повернувшись спиной к центру, вернувшись в исходное положение.
Если участники справились с заданием и еще не устали, можно перейти к более сложным заданиям: не отрываясь от веревки, с закрытыми глазами, используя только переговоры, построить квадрат, равносторонний треугольник, ромб.
Игра на сплочение «Символ».
Ведущий предлагает группе определить каждого участника через какой-то символ: указывает на какого-то участника группы (или сажает его в центр), говоря при этом: «Давайте представим, что Лена у нас – время года. Какое это время года? Пусть каждый сначала подумает, представит Лену в этом образе, а потом скажет с летом, осенью, зимою или весною ассоциируется у него Лена». Можно использовать любые символы: «дерево», «животное», «цветок», «посуда», «мебель», «ткань» и.т.д.
Эта игра работает на сплочение, ведь участники в процессе обдумывания о том, с каким символом у него ассоциируется каждый из ребят: как бы «вглядывается» в его внутренний мир,
пытается лучше разглядеть внешность и манеру поведения.
Приложение 3
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
6. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
7. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
8. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
9. Сложить ладони так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Рекомендуется использовать различные цветные фигуры В. Ф. Базарного (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), нарисованные на листе ватмана. Толщина линии — 1 см.
Комплекс физкультурных минуток для проведения занятий
1. Декламируя стихотворение, дети должны стоять, широко расставив ноги.
На каждый счет, руки поочередно:
• на пояс,
• на плечи,
• вверх,
• два хлопка,
• на плечи,
• на пояс,
• вниз,
• два хлопка.
А— начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Темп постепенно убыстряется.
2. Дети выполняют указанные движения:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три— нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3. Дети имитируют дуновение ветра, раскачивая туловище то в одну, то в другую сторону.
На слова «тише, тише, тише» — дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладони вниз.
После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
5. Дети декламируют и показывают.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
6. Текст сопровождается движениями.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
7. Дети отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг — скок, прыг— скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
8. Дети бегают и садятся согласно тексту стихотворения.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер— полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
9. Дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны.
Пусть растут для нашей мамы!
10. Дети наклоняют головы то к одному плечу, то к другому; раскачиваются «в такт маятнику».
Тик — так, тик— так —
Все часы идут вот так:
Тик — так.
Смотри скорей, который час:
Тик — так, тик— так, тик — так.
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.
Тик—так, тик—так.