Тема самообразования: Развитие трудовых навыков на уроках трудового обучения, как залог успешной социализации в условиях реализации ФГОС с детьми интеллектуальной недостаточностью.
Актуальность темы: В отечественной олигофренопедагогике вопрос о трудовой профессиональной подготовке умственно отсталых школьников без преувеличения может быть назван центральным. В силу особенностей психофизического развития эта категория детей ограничена в своих возможностях к социальной адаптации. Поэтому успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам, но и от степени сформированности у учащихся трудовых умений и навыков.
Трудовое обучение содержит большие потенциальные возможности в деле исправления недостатков учащихся. Наличие таких возможностей подтверждается не только школьной практикой и работами психолого-педагогического характера, но и физиологическими исследованиями (И.О. Гуревич, Н.М. Трофимов), в которых экспериментально установлено функциональное улучшение корковых нервных процессов у детей и взрослых олигофренов под влиянием трудовой деятельности. А.Н. Граборов (1961) подчеркивал, что труд является основным средством коррекции, наиболее полно и глубоко влияющим на весь процесс развития умственно отсталого ребенка.
Школа для детей с нарушением интеллекта в состоянии вооружить своих выпускников знаниями, умениями и навыками по более узким и простым специальностям. К ним относятся: слесарное дело, столярное дело, швейное дело, картонажно-переплетное дело, несложные сельскохозяйственные специальности, некоторые виды строительных специальностей, обувное дело.
Перед школой встает необходимость не только в подготовке выпускника, который обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но в первую очередь выпускника, который умеет быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для этого необходимо повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, пересматривая подход к его организации.
Основной задачей ГБОУ «Казанской школы №76» является формирование социально- ориентированной личности, способной найти себя в реальной жизни. Поэтому, большое значение уделяется трудовому обучению, воспитанию обучающихся, практической направленности уроков, 1-4 классы занимаются ручным трудом, с 5 класса вводятся элементы профессионально-трудового обучения. Мальчики занимаются по направлениям: столярное дело, слесарное дело, штукатурно- плиточное дело. Девочки занимаются по направлениям: швейное дело, обслуживающий труд. В настоящее время в школе оснащены 4 учебных мастерских. Проблема, над которой работаю я, «Развитие трудовых навыков на уроках трудового обучения, как залог успешной социализации» тесно переплетается с проблемой, над которой работает школа: «Формирование личностных качеств, обеспечивающих социализацию учащихся с различной степенью интеллектуальной недостаточностью с применением личностно-ориентированного подхода в обучении в условиях внедрения ФГОС»
Цель моей педагогической концепции – это выработка новых направлений в методике проведения уроков для совершенствования процесса коррекционно- развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ для их подготовки к самостоятельной жизни
Исходя из данной цели, я поставил перед собой следующие задачи:
- помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность в себе;
- развивать и активизировать трудовые навыки, познавательные способности, творческую инициативу;
-выявить и развить творческий потенциал и природных задатков каждого ребенка; воспитание социальной ответственности.
-продолжить работу по усилению роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечении родителей в организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Пути решения поставленных задач – это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения; метода проектов, интерактивных методов.
Предполагаемые результаты:
- овладение методикой по развитию трудовых навыков учащихся в условиях реализации ФГОС;
- поиск материала и составление пакета материалов сценариев уроков;
- усиление положительной мотивации обучения;
- активизация самостоятельности, познавательной деятельности учащихся.
Источники самообразования: СМИ, интернет, курсы повышения квалификации, семинары, конференции, мастер-классы, методическая литература.
Формы самообразования:
1.Индивидуальная – через индивидуальный план.
2.Групповая – через участие в деятельности МО, участие в жизни школы, участие в конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах, конкурсах, родительских всеобучах.
План программы саморазвития
Содержание и вид деятельности | Дата и место проведения | Форма представления результатов работы |
1.Повышение профессиональной компетентности. Освоение инновационных образовательных технологий. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через изучение методической литературы, практических материалов, методического опыта педагогов, материалов Интернет. Использование ИКТ и ЭОР на мероприятиях. | В течении межаттестационного периода | Конспекты открытых занятий, предметных недель, внеклассных мероприятий по предмету. |
2.Участие в районных, городских семинарах и конференциях, республиканских конференциях, вебинарах | В течени межаттестационного периода | Сертификаты участника |
3.Участие в мероприятиях профессиональной направленности районного, городского, Республиканского, Всероссийского и Международного уровней (Международный конкурс – выставка «Вектор успеха», Городские фестивали творчества детей с ОВЗ «Весенняя капель», Республиканский фестиваль детей с ОВЗ «Возьмемся за руки, друзья!» и другие) | В течении межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма |
4.Участие в конкурсах различного уровня по предмету и внеклассной работе. | В течении межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы |
5.Участие в инновационной, экспериментальной деятельности школы, района, республики | В течении межаттестационного периода | Грамоты, сертификаты, дипломы |
6.Публикации статей, методических разработок в сборниках, журналах, альманахах | В течении межаттестационного периода | Свидетельства о публикации |
7.Прохождение курсов повышения квалификации | 2020г.,2023г. | Удостоверение курсов повышения квалификации |
8.Аттестация на высшую квалификационную категорию по должности «учитель» (подтверждение) | 2024 г. | Приказ |
9.Пополнение персонального сайта учителя-дефектолога регистрация на других педагогических сайтах, публикации авторских материалов | 2020- 2024 гг. | Свидетельства о публикациях |
10.Посещение уроков, мероприятий коллег и участие в обмене опытом | В течении межаттестационного периода | Отзыв о посещенных занятиях |
11. Разработка и корректировка адаптированных основных общеобразовательных программ, рабочих программ по предмету | 2020-2024 гг. | АООП, рабочие программы |
12.Создание методических разработок занятий, уроков с применением современных технологий | 2020-2024 гг. | Методические разработки занятий, уроков |
13. Составление (выбор) комплексных проверочных работ по предмету | 2020-2024 гг. | Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных проверочных работ |
Участие в системе методической работы
Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Начало | Окончание |
Рабочая группа по разработке локальных нормативных актов ГБОУ «Казанская школа № 76» | 2020г. | 2024г. | Участие в разработке | Локальные нормативные акты, положения |
Рабочая группа по разработке проектов учебных планов в рамках реализации АООП ФГОС УО (ИН) | 2020г. | 2024г. | Участие в разработке | Проекты учебных планов |
ШМО учителей трудового обучения | 2020г. | 2024г. | Участие в МО | Доклады, выступления |
Школьная аттестационная комиссия (ШАК), как руководитель методического объединения | 2020г. | 2024г. | Член ШАК | Протоколы |
Педагогический совет (педсовет), выступление с докладом, презентацией, отчетом о работе и т. Др. | 2020г. | 2024г. | Участие в проведении, выступление с докладами | Протоколы педсовета |