муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Маркинская средняя общеобразовательная школа Цимлянского района Ростовской области
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы _________________
С.С.Малахова
Приказ от 20.08.2020 года №159
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
п
о изобразительному искусству
(указать учебный предмет, курс)
на 2020 – 2021 учебный год
У
ровень общего образования начальное, 1 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов в неделю 1
У
читель Паршина Ольга Петровна
Ф.И.О.
Программа разработана на основе:
1.Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по изобразительному языку)
2.Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство_______ (Авт.Неменская Л.А) соответствующей федеральному государственному______________ образовательному стандарту начального общего образования 2013 г___________________
указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания при наличии)
Учебник/учебники
И
зобразительное искусство, авт. Л.А. Неменская, Москва «Просвещение» 2019 г.
(указать учебник/учебники, автора, издательство, год издания)
ст.Маркинская
2020 г
Раздел 1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
• формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
• индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
• развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
• проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
• использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов,
композиционных решений и образов;
• сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
• умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
• нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Ученик научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания
выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий.
Ученик получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать
их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий;
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
Система оценки планируемых результатов,
индивидуальных достижений обучающихся 1 класса
по «Изобразительному искусству»
Безотметочное обучение вводится в 1 классе начальной школы и призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.
Основными принципами безотметочного обучения являются:
дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий;
критериальность – содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;
приоритет самооценки – формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;
гибкость и вариативность инструментария оценки – в учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика;
сочетание качественной и количественной составляющих оценки –качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.
Этапы оценивания детского рисунка:
- как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованны между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов; степень сходства изображения с предметами реальной действительности;
- качество конструктивного построения : как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
- владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью,
- общее впечатление от работы. Возможности ученика , его успехи, его вкус.
Критерии оценки уровня сформированности предметных умений по изобразительному искусству.
«Высокий уровень» - поставленные задачи выполнены быстро, хорошо, без ошибок; работа выразительна и интересна.
«Средний уровень» - поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
«Низкий уровень» - поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Раздел 2.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство
Содержание учебного предмета | Основные виды учебной деятельности | Формы организации учебных занятий |
Рисование с натуры Рисование с натуры предметов с правильной передачей в рисунках пропорций, построения локального цвета. Элементарные способы конструктивного построения предметов, представление о симметрии, использование приема загораживания. Знакомство с цветовым кругом, основными и смешанными цветами, получение оттенков цвета, теплые и холодные цвета. Правила работы с акварельными и гуашевыми красками. Выполнение в цвете осенних листьев, овощей и фруктов, елочных игрушек, рыб, птиц, животных, натюрморта с определением геометрической формы предметов. | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять); осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта; | Урок-путешествие, урок- сказка, экскурсия, комбинированный урок На уроках используется: индивидуальная работа; коллективная работа, фронтальная работа; работа в парах |
Рисование на темы, по памяти и представлению Рисование предметов, событий, явлений на основе наблюдений или по представлению. Элементарные представления перспективе: обозначение линии горизонта; изображение одинаковых предметов большими и маленькими в зависимости от удаления, изображение близких предметов ближе к нижнему краю листа, более дальних - выше, использование приема загораживания. Выделение главного с использованием тонового и цветового контрастов. Рисование по памяти и представлению радуги, деревьев, осеннего пейзажа, новогодней композиции, зимнего леса. Иллюстрирование русских народных сказок: волшебные сказки и сказки о животных. Передача характеров героев, наличие смысловой связи между изображаемыми объектами композиции. | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять); осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта; | Урок изучения и первичного закрепления знаний, урок закрепления новых знаний и выработки умений, урок комплексного использования знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок На уроках используется: индивидуальная работа; коллективная работа, фронтальная работа; работа в парах |
Декоративная работа Декоративная переработка формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Знакомство с элементами русских народныхросписей, размещение росписи в традиционных формах изделий (в силуэтах по образу народных игрушек, на вылепленных самостоятельно игрушках),знакомство с геометрическим орнаментом, знаками символами в русском орнаменте. Использование приемапримакивания кисти и приематычка с помощью трубочки из бумаги, освоение смешанной техники акварели и восковых мелков.Рисование и вырезание из цветной бумаги квадратов, треугольников, ромбов, кругов, простых по форме цветов, снежинок, аппликационное составление их в простой узор и наклеивание на лист картона или бумаги. | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять); осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта; | Урок-путешествие, урок- сказка, комбинированный урок На уроках используется: индивидуальная работа; коллективная работа, фронтальная работа; работа в парах |
Лепка Знакомство с материалами для лепки: глиной и пластилином, освоение приемов работы с пластилином (откручивание, отщипывание, раскатывание и др.). Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. | Выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять); осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта; | Комбинированный урок На уроках используется: индивидуальная работа; коллективная работа, фронтальная работа; работа в парах |
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела, тема урока | Количество часов | Мониторинг, формы контроля | Оборудование |
план | факт |
| | | Восприятие произведений искусства. Ты учишься изображать. Знакомство с Мастером Изображения . | 9ч. | | |
1 | 7.09 | | Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
2 | 14.09 | | Знакомство с понятием «форма». | 1 | Викторина | ИКТ Учебник |
3 | 21.09 | | Изображать можно пятном. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
4 | 28.09 | | В гостях у Золотой осени. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
5 | 5.10 | | Изображать можно в объеме. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
6 | 12.10 | | Изображать можно линией. | 1 | устный опрос | ИКТ Учебник |
7 | 19.10 | | Разноцветные краски. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
8 | 26.10 | | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
9 | 9.11 | | Художники и зрители (обобщение темы). | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
| | | Искусство дарит людям красоту. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения . | 8ч. | | |
10 | 16.11 | | Мир полон украшений. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, пластилин, доска |
11 | 23.11 | | Красоту надо уметь замечать. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
12 | 30.11 | | Красивые рыбы | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
13 | 7.12 | | Украшения птиц | 1 | устный опрос | ИКТ Учебник |
14 | 14.12 | | Узоры, которые создали люди | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
15 | 21.12 | | Как украшает себя человек. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
16 | 28.12 | | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
17 | 11.01 | | Подготовка к Новому году. | | Выставка творческих работ | Альбом, краски каран-даш, ластик |
| | | Художественное конструирование и дизайн. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки . | 14ч. | | |
18 | 18.01 | | Постройки в нашей жизни Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник |
19 | 25.01 | | Дома бывают разными Домики, которые построила природа. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
20 | 1.02. | | Какие можно придумать дома. Дом снаружи и внутри. | 1 | устный опрос | ИКТ Учебник |
21 | 8.02. | | Строим город . | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
22 | 22.02. | | Все имеет свое строение. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
23 | 1.03. | | Строим вещи. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краскикаран-даш, ластик |
24 | 15.03. | | Конструирование предметов быта. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Картон, цв. Бумага, ножницы, клей, салфе-тки |
25 | 29.03. | | Город, в котором мы живем . | 1 | Тест | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
26 | 5.04 | | Взаимодействие трех видов художественной деятельности. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
27 | 12.04 | | Праздник весны. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
28 | 19.04. | | Праздник птиц | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
29 | 26.04 | | Разноцветные жуки. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
30 | 17.05 | | «Сказочная страна». Создание панно. | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
31 | 24.05 | | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | 1 | Выставка творческих работ | ИКТ Учебник Альбом, краски каран-даш, ластик |
Всего 31 час |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета от 20.08. 2020 года № 1 ___________ Л.И.Кардакова подпись руководителя МС Ф.И.О. | | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ Л.И.Кардакова подпись Ф.И.О. 20 августа 2020 года |