Урок разработан по учебнику "Сферы" "Математика. Арифметика. Геометрия." 5 класс под редакцией Бунимовича. Разработка представлена технологической картой.
Цель урока | Сформировать представление о прямоугольнике, квадрате, как о прямоугольнике, имеющего равные стороны, научить строить прямоугольник с помощью чертёжных инструментов. |
Задачи урока | Обучающие: • актуализировать знания, умения и навыки по построению фигур, связанные с темой урока; • сформировать у обучающихся новые понятия и способы действия: уметь распознавать прямоугольник и квадрат, приводить примеры аналогов в окружающем мире; формировать определения прямоугольника и квадрата; изображать прямоугольники от руки на нелинованной и клетчатой бумаге, строить, используя чертёжные инструменты по заданным длинам сторон; исследовать свойства прямоугольников путём эксперимента, наблюдения, измерения; измерять длины сторон, величины углов; сравнивать свойства прямоугольника и квадрата общего вида; выдвигать гипотезы о свойствах прямоугольника, обосновывать их. Развивающие: • развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению геометрических фигур (умение отличить квадрат от прямоугольника ; умение строить четырехугольники); • развивать умение работать с книгой; • организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта познавательной деятельности. Воспитательные: • формировать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; • прививать интерес к изучению математики через повышение мотивации к работе с учебным материалом, проблемное обучение |
Тип урока | изучение нового материала |
Методы обучения | Деятельностный подход |
Формы работы | Сочетание фронтальной и индивидуальной работы |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Оргмомент. | - Сядьте на свои места удобней. Прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. | Положительно настраиваются на работу; оформляют тетради. |
2 | Актуализация знаний | Организует повторение пройденного материала в форме диалога, воспитывая культуру речевого поведения: - Назовите самую простую фигуру из многоугольников. - Что такое треугольник? - По каким признакам можно разделить треугольники? - Какие треугольники вы знаете (по углам)? - Изобразить на доске эти виды треугольников - Какие треугольники вы знаете (если будем рассматривать их относительно сторон)? - Какой треугольник называется равнобедренным? - Как называются равные стороны в равнобедренном треугольнике? А третья сторона? - А какие четырёхугольники вы ещё знаете? | Отвечают на вопросы, делают выводы, соблюдая правила речевого поведения Проверяют себя с объяснением. Отвечают на вопрос: |
3 | Проблемное задание | Организует работу : предлагает проверить, умеют ли обучающиеся правильно находить прямоугольник и квадрат. Выявляет недостаток имеющихся знаний для выполнения задания, подводит к цели урока. | Работают с материалом модуля. Обнаруживают недостаток имеющихся знаний, формулируют цель урока: - Цель урока - узнать, что такое прямоугольник и квадрат и научиться определять свойства этих фигур. |
4 | Получение нового знания | Организует работу с учебником (текст на стр. 120). Даёт задание по работе с учебным текстом. - А как правильно построить прямоугольник? (стр. 120 учебника) ФИЗМИНУТКА | Самостоятельно изучают текст, делают выводы. Группа сильных учащихся выполняет дополнительно индивидуальное задание: составить план текста. Обсуждают и записывают план в тетрадях. Примерный план Определение прямоугольника. Параметры прямоугольника. Определение квадрата. Свойство квадрата. Пользуясь планом, рассказывают определение квадрата и прямоугольника и их свойства, приводят свои примеры. Обучающиеся выполняют практическую работу по учебнику |
5 | Закрепление изученного материала | Организует на материале учебника первичное закрепление, развивает у обучающихся навык работать с чертёжным инструментом. Выполняют упр. 419, 420 Работа в парах А теперь откроем тетрадь – тренажер на стр. 67. Посоветуйтесь друг с другом, как выполнена «змейка» и как вы её будете выполнять если вместо треугольника возьмём квадрат. Приступайте к выполнению. - Какая пара справится быстрее? Беседа с классом | Учатся строить прямоугольник по заданным значениям сторон на клетчатой и нелинованной бумаге. Делают вывод: - У прямоугольника противоположные стороны равны. Все углы прямые. |
6 | Тренировочные упражнения | Начертите в тетради произвольный треугольник, обозначьте его вершины, измерьте стороны и найдите периметр треугольника. Начертите в тетради произвольный прямоугольник, обозначьте его вершины буквами A, B, C, D. Измерьте стороны этого прямоугольника. А теперь найдите сумму всех сторон. - Как называется сумма длин сторон прямоугольника? - Запишите на доске. | Самостоятельная работа в тетрадях. |
7 | Закрепление представления о периметре прямоугольника и квадрата | Откройте учебник на стр. 122, выполняем № 423 | Выполняют в тетрадях, а два ученика у доски самостоятельно. Затем проверяем и анализируем. |
8 | Рефлексия | Организует подведение итогов урока: - Я узнал…. - Больше всего мне понравилось… - Самым интересным сегодня на уроке было… - Сегодня я понял… - Сегодня я задумался… - Самым сложным для меня сегодня было… - На будущее мне надо иметь в виду.. - Мне захотелось… – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). – По каким критериям будете оценивать себя? | Делают выводы: что узнали, чему научились, над чем ещё нужно работать. |
9 | Постановка домашнего задания | Даёт дифференцированное домашнее задание и комментирует его: У: стр. 120 – прочитать, знать определение прямоугольника и квадрата, № 421 или по Т. - №147, 144 | |