Дата: 26.04.2022 г.
Цель: Создание условий для обобщения знания о местоимении, как части речи.
Дидактические: учить различать местоимения, совершенствовать навыки правильного употребления местоимений речи.
Развивающие: способствовать развитию памяти, орфографической зоркости, мышления, устной и письменной речи.
Воспитательные: содействовать воспитанию учебной активности, умения работать в коллективе.
Этап фрагмента урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации УД (Ф, И, П, Г) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты Предметные Метапредметные (П-познавательные, Р-регулятивные, К-коммуникативные) Личностные |
1.Самоопределение к деятельности | Словесный | «Ученье не мученье, коли есть хотение». - Что необходимо для успешной работы на уроке? | Слушают учителя | Ф | | Л:самоопределение;смысло-образование |
2. Актуализация знаний. Введение в проблему | Словесный Практический | Чем пользуется человек для общения? (речью) - Чтобы речь была богатой человек использует разные… ( части речи) Игра: «Узнай часть речи» - украшает нашу речь (прилагательное) - называет предмет (существительное) - помогает восстановить последовательность событий (глагол) - указывает на предмет, не называя его (местоимение) -Как отличить одну часть от другой? (по вопросам, по значению) Определи части речи (слайд) Словарный диктант: осина, желтый, дежурить, она. платок, золотой, метель, они, работать, ребята (ребята записывают слова, указывают части речи) | Слушают учителя | Ф, И | Презентация | П:поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации |
3. Постановка учебной задачи | Словесный | Слайд Расшифруйте слово ме 100 имение - определите тему урока Тема урока: «Местоимение» (слайд) Цель урока: применять знания и умения, выполнять различные задания. | Формулируют тему урока | Ф | Презентация | П:структурирование знаний |
4. "Открытие" новых знаний | Словесный Практический | Запишите местоимения: 1) Какое местоимение употребляете, если обращаетесь к однокласснику? (ты) 2) С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? (мы) 3) А если обращаетесь к нескольким одноклассникам? (вы) 4) Как говорите о людях, которые в данный момент отсутствуют? (они) 5) Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? (оно) - Какие ещё местоимения не записали? (он, она) Итак, вспомните, что вы знаете о местоимении: (Часть речи. Местоимения предметы не называют, но указывают на них. Изменяются по числам. Используются вместо имени существительного, имени прилагательного.) Для чего в предложении нужны местоимения? (Чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным) - На какие вопросы отвечает местоимение? (кто?, что?) Чем в предложении бывает? (подлежащим) Редактирование текста (слайд) Даша любит ходить в школу. В школе Даша научилась читать, писать, считать. Даша старается учиться на четыре и пять. Вам нравится текст? Что в нем не так, какой недостаток? Что нужно сделать, чтобы в тексте не было повторов? (Как исправить этот недостаток? Давайте заменим и посмотрим, что у нас получится? | Слушают учителя | Ф, И | Презентация | Л: самоопределение к деятельности Р: целеполагание |
5. Закрепления новых знаний и способов действий | Словесный Практический | Слайд Прочитайте внимательно текст. Найдите ошибки. Исправьте, записав местоимение, подходящее для каждого предложения. 1 вариант Мы гуляю во дворе. Светит солнце. Она согревает всё вокруг. Мальчики бегают с мячом. Вы играют в футбол 2 вариант Они дома один. Родители на работе. Я придут только вечером. Вы делаю уроки, потом буду смотреть телевизор. Слайд Отгадайте загадку. Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт И никуда я не пойду Покуда он идёт. - Какие услышали местоимения? - Почему в загадках много местоимений? (местоимения не называют предмет, а только на него указывают) Вставьте пропущенные местоимения и отгадайте загадки. 1) … шипит, а … не трусь Это белый, белый… (гусь) 2) В воде … живёт, нет клюва, а клюёт. (рыба) 3) … бьём исправно каждый час, А …, друзья не бейте нас! (часы) | Отвечают на вопросы Выполняют грамматическое задание | Ф, И | Презентация Раздаточный материал | П.: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника П: осознанное произвольное построение речевого высказывания |
6.Включение в систему знаний и повторения | Словесный Практический | Ребята, есть ещё более трудные загадки, которые называются шарады. Учитель раздаёт конверты с заданиями для каждой группы. -Прочитайте шараду, посовещайтесь и отгадайте слово. Задание для 1 группы: Первый слог личное местоимение, Второй слог вы найдёте в словах: сварщик, пильщик, а целое – вместилище для чего – нибудь. (я - щик) Задание для 2 группы: Первый слог – личное местоимение. Второй слог то же, что и несчастье, а вместе обозначают – клеветник, жалобщик … (я – беда) Задание для 3 группы: Первый слог – личное местоимение. Второй слог – детская болезнь, а целое предмет, удерживающий судно. (я – корь) Задание для 4 группы: Первый слог – личное местоимение. Второй слог – звук, который издаёт лягушка, а вместе овощ. (ты – ква) Задание для 5 группы: Какие личные местоимения, собравшись вместе, подтвердят, что они чистые. (вы – мы – ты) | Слушают учителя Работают в группах | Ф, Г | Раздаточный материал | П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Р: контроль цели К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
7. Рефлексия деятельности | Словесный | По какой теме работали? (Урок –закрепление . Местоимение) - У кого в начале урока были незнания при заполнении оценочного листа, а в конце урока появились более точные понимания, знания по теме «Местоимение»? - Как думаете, усвоили вы тему? - Какой вид работы вам понравился? - Удалось ли решить поставленные задачи? | Отвечают на вопросы | Ф | | П:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |