– Мы начинаем изучение нового раздела: я и мир, вечное и преходящее. Какие проблемы изучает данный раздел? (Дети:Раздел рассматривает проблемы взаимоотношений личности и мира.) Работа в группах,(три группы): чтение одного из рассказов ,подготовка к обсуждению. Обсуждение. – Давайте попробуем выбрать самые актуальные вопросы: – А что же тогда вечное? Что такое вечная ценность, переходящая из века в век, от поколения к поколению? Что нужно не упустить для себя в жизни за каждодневной текучкой? – В чём мои взаимоотношения с миром? – И всё же есть ли ценность большая, чем моя жизнь? (Дети: В принципе, этими вопросами: что есть мир, что есть человек и каково место человека в мире, с самого своего зарождения занимается философия.) Формулируем тему урока: Вечные вопросы бытия. Рассказ учителя: Арх. Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» Данная книга побила все рекорды по тиражам. Она автобиографична: батюшка просто и искренне описывает как поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа», как по окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником, как познакомился с будущими героями своих рассказов. Автор разрушает множество стереотипов, которые сложились в обществе по отношению к монастырям. Например, что в монахи идут только неудачники, разочарованные в жизни. Пример отца Тихона любого может убедить в обратном. Вся стилистика книги построена на чистосердечии и доверии. Описывая и известных духовных старцев (Иоанна Крестьянкина) , и известных культурных деятелей (Федора Бондарчука), автор создает необычайно живые портреты. Данная книга рассчитана на широкую аудиторию: ее будет интересно прочитать и старшему поколению, и младшему, и людям, давно пришедшим к вере, и неофитам. Заголовок интригует: кто эти загадочные «несвятые святые». Сам автор в последней главе книги поясняет: «Я назвал эту последнюю главу «Несвятые святые». Хотя мои друзья — обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: «Святая святым!» Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они? Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие причащения. Потому что они — верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога — святые». Секрет успеха книги прост – в ней представлены самые обыкновенные люди, со своими страстями и недостатками, желаниями и мечтами. Православная проза стала популярна в силу потребностей современной литературы. Читатель устал от героев – маргиналов. Критика ставит вопрос: где обычный герой, где человеческое начало в человеке. Задача литературы – дать такой тип героя, создать позитивную картину мира, в которую бы поверил читатель. На этот читательский запрос и ответила духовная проза. Она показала, как человеку сохранить душу живой, в условиях непрестанно меняющегося мира. – Давайте подумаем, как на поставленные выше вопросы отвечали герои произведения арх Тихона Ш. (Работа в группах, анализ героев из прочитанных ; их ответ на три вопроса философии.) – Как вы думаете, что в нашей жизни является вечным, а что преходящим? Рассмотрите картину С. Дали «Архитектурное воспоминание…». Как отражается в ней мысль художника о преходящем и вечном? Информация для учителя. Рассуждая о картине С. Дали, учащиеся обращают внимание на то, каким маленьким кажется на ней человек, стоящий с ребёнком на песке у вечного, бескрайнего и спокойного моря, которое сливается с таким же безграничным небом. На берегу моря, словно охраняя путь к вечности, как остатки древних колоссальных ворот (тема входа, ворот, арок, дверей повторяется в картине многократно), вздымаются два причудливо изогнутых каменных столпа, которые одновременно являются фигурами ангелов (растущие на левом столпе кипарисы становятся крыльями). Кипарисы, похожие на обломки чёрного гранита, также говорят о вечности, так как образ кипариса связан со смертью, с местом последнего успокоения человека. Жизнь человека недолговечна, говорит картина Дали, человек мал и хрупок по сравнению с вечным миром. Даль размышляет о том, что ждет в Вечности его самого. А герои прочитанных вами рассказов? Подтвердите свою мысль трывком из текста. – Как вы думаете, мы от мира больше берём или что-то своё привносим в него? . А герои прочитанных вами рассказов? Подтвердите свою мысль отрывком из текста. (Индивидуальная работа.) Дети приводят примеры отрывком из текста. – Как вы понимаете образ – «колесо истории»? Может ли человек уберечься от этого беспощадного «колеса»? Приведите примеры (исторические или литературные) влияния исторических событий на человеческие судьбы. Из каких книг, прочитанных в этом году, можно, в частности, почерпнуть подобные примеры? Согласны ли вы с тем, что человек – «песчинка» перед лицом истории? (Привести пример, как подтверждающий, так и опровергающий это определение – работа в парах.) Приводят примеры дети. – Как вы думаете, есть ли в мире ценность большая, чем человеческая жизнь? Имеет ли право кто-то или что-то потребовать отдать её? (Работа в группах, доказываем: человеческая жизнь – абсолютная ценность; человеческая жизнь – то, чем можно пожертвовать, чтобы жили другие; человеческая жизнь – песчинка, и сама по себе не имеет никакой цены.) Подводим итог по работам групп, формулируем выводы на доске, записываем в тетрадь. – Что означает выражение «нравственные принципы»? Как можно определить, есть они у человека или нет? Как возникает, формируется система нравственных принципов? У кого из литературных героев, с которыми вы познакомились в рассказах, такие принципы были, у кого только формировались, у кого отсутствовали? Что такое духовность в современном понимании и в понимании автора? (Заполняем таблицу в тетради по данному вопросу, три параметра: наличие моральных принципов, отсутствие моральных принципов; формирование моральных принципов, что такое духовность.) – Попробуйте объяснить смысл картины «Рука с отражающей сферой» (художник М. Эшер), помещённой на с. 137 учебника. Как в этой картине отражается мысль о взаимоотношениях человека с миром? Согласны ли вы с позицией автора произведения? Объясняют дети. Информация для учителя. Нам кажется, что сфера – это модель земли. Человек держит её в своих руках, в его воле – разбить её, уничтожить: она выглядит такой тонкой, хрупкой. Но вместе с тем человек и внутри неё, она держит его и не выпускает. Кроме того, сфера является «отражающей». Как бы ты ни скрывал своего лица, она всё равно покажет, какой ты на самом деле. Человек – и хозяин мира, но какой хозяин? Отношение к миру, к человеку к ближним, к Богу – мерило нравственных и духовных ценностей человеческой личности. Какова тема и идея рассказов арх. Т. Шевкунова? Почему эта тема является вечной? (Ответ детей:Вопрос ценностной организации человека, приход его к вере, перерождение-«преображение» и его пути). В чем конфликт? (Ответ детей:между настоящим и вечностью) Каков сюжет? (Ответ детей:монастырская жизнь) Какой это вид литературы? (Ответ детей православная серийная литер.) Почему? (Ответ детей: общий принцип построения входит в одну серию, одинаковое оформление.) Какова типизация героев? (Ответ детей: монахи, старцы, священство, люди, приходящие к Богу). Тема: путь к вере, к Богу., действие Божьего промысла в жизни человека. Принцип автобиографизма. Мотивы чуда. Формулируем вывод по теме урока. Поизведение- современный Патерик. Что такое древний патерик? Почему произведение можно назвать современным Патериком? |