СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по ФГОС

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по ФГОС конспект-технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по ФГОС»



КОНСПЕКТ-технологическая карта урока.

Литература, 7 класс



Урок 49. Вечные вопросы бытия. Архимандрит Тихон Шевкунов. «Несвятые святые».

Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее».


Учебник: Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 1980-х годов-начала ХХв. -Минск,1998 г.

Доп. Литература: книга арх. Тихона Шевкунова Несвятые Святые». ОЛМА Медиа Групп.2011 г.



Оборудование: Аудиозапись беседы с арх. Тихоном Ш. Проектор, телевизор, ноутбук..; листы самооценки, распечатки рассказов арх Тихона Ш. на каждого ученика.



Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

I. Цель урока.


Формулируем главные вопросы бытия и анализируем их отражение в художественной литературе.


Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.





Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.


Технология оценивания

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

II. Работа с текстом.

1. Формулирование темы урока.











































































2. Анализ текста.



































































3. Работа с текстом после чтения.


– Мы начинаем изучение нового раздела: я и мир, вечное и преходящее. Какие проблемы изучает данный раздел?

(Дети:Раздел рассматривает проблемы взаимоотношений личности и мира.)

Работа в группах,(три группы): чтение одного из рассказов ,подготовка к обсуждению. Обсуждение.

– Давайте попробуем выбрать самые актуальные вопросы:

– А что же тогда вечное? Что такое вечная ценность, переходящая из века в век, от поколения к поколению? Что нужно не упустить для себя в жизни за каждодневной текучкой?

– В чём мои взаимоотношения с миром?

– И всё же есть ли ценность большая, чем моя жизнь?

(Дети: В принципе, этими вопросами: что есть мир, что есть человек и каково место человека в мире, с самого своего зарождения занимается философия.)


Формулируем тему урока:

Вечные вопросы бытия.


Рассказ учителя:

Арх. Тихон (Шевкунов)

«Несвятые святые»

Данная книга побила все рекорды по тиражам. Она автобиографична: батюшка просто и искренне описывает как поступил на сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа», как по окончании вуза поступил в Псково-Печерский монастырь послушником, как познакомился с будущими героями своих рассказов. Автор разрушает множество стереотипов, которые сложились в обществе по отношению к монастырям. Например, что в монахи идут только неудачники, разочарованные в жизни. Пример отца Тихона любого может убедить в обратном. Вся стилистика книги построена на чистосердечии и доверии. Описывая и известных духовных старцев (Иоанна Крестьянкина) , и известных культурных деятелей (Федора Бондарчука), автор создает необычайно живые портреты.

Данная книга рассчитана на широкую аудиторию: ее будет интересно прочитать и старшему поколению, и младшему, и людям, давно пришедшим к вере, и неофитам. Заголовок интригует: кто эти загадочные «несвятые святые». Сам автор в последней главе книги поясняет: «Я назвал эту последнюю главу «Несвятые святые». Хотя мои друзья — обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: «Святая святым!» Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они?

Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие причащения. Потому что они — верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога — святые».

Секрет успеха книги прост – в ней представлены самые обыкновенные люди, со своими страстями и недостатками, желаниями и мечтами.



Православная проза стала популярна в силу потребностей современной литературы. Читатель устал от героев – маргиналов. Критика ставит вопрос: где обычный герой, где человеческое начало в человеке. Задача литературы – дать такой тип героя, создать позитивную картину мира, в которую бы поверил читатель. На этот читательский запрос и ответила духовная проза. Она показала, как человеку сохранить душу живой, в условиях непрестанно меняющегося мира.



– Давайте подумаем, как на поставленные выше вопросы отвечали герои произведения арх Тихона Ш.

(Работа в группах, анализ героев из прочитанных ; их ответ на три вопроса философии.)

– Как вы думаете, что в нашей жизни является вечным, а что преходящим? Рассмотрите картину С. Дали «Архитектурное воспоминание…». Как отражается в ней мысль художника о преходящем и вечном?



Информация для учителя.

Рассуждая о картине С. Дали, учащиеся обращают внимание на то, каким маленьким кажется на ней человек, стоящий с ребёнком на песке у вечного, бескрайнего и спокойного моря, которое сливается с таким же безграничным небом. На берегу моря, словно охраняя путь к вечности, как остатки древних колоссальных ворот (тема входа, ворот, арок, дверей повторяется в картине многократно), вздымаются два причудливо изогнутых каменных столпа, которые одновременно являются фигурами ангелов (растущие на левом столпе кипарисы становятся крыльями). Кипарисы, похожие на обломки чёрного гранита, также говорят о вечности, так как образ кипариса связан со смертью, с местом последнего успокоения человека. Жизнь человека недолговечна, говорит картина Дали, человек мал и хрупок по сравнению с вечным миром. Даль размышляет о том, что ждет в Вечности его самого. А герои прочитанных вами рассказов? Подтвердите свою мысль трывком из текста.


– Как вы думаете, мы от мира больше берём или что-то своё привносим в него? . А герои прочитанных вами рассказов? Подтвердите свою мысль отрывком из текста. (Индивидуальная работа.) Дети приводят примеры отрывком из текста.

– Как вы понимаете образ – «колесо истории»? Может ли человек уберечься от этого беспощадного «колеса»? Приведите примеры (исторические или литературные) влияния исторических событий на человеческие судьбы. Из каких книг, прочитанных в этом году, можно, в частности, почерпнуть подобные примеры? Согласны ли вы с тем, что человек – «песчинка» перед лицом истории? (Привести пример, как подтверждающий, так и опровергающий это определение – работа в парах.) Приводят примеры дети.

– Как вы думаете, есть ли в мире ценность большая, чем человеческая жизнь? Имеет ли право кто-то или что-то потребовать отдать её? (Работа в группах, доказываем: человеческая жизнь – абсолютная ценность; человеческая жизнь – то, чем можно пожертвовать, чтобы жили другие; человеческая жизнь – песчинка, и сама по себе не имеет никакой цены.)

Подводим итог по работам групп, формулируем выводы на доске, записываем в тетрадь.

– Что означает выражение «нравственные принципы»? Как можно определить, есть они у человека или нет? Как возникает, формируется система нравственных принципов? У кого из литературных героев, с которыми вы познакомились в рассказах, такие принципы были, у кого только формировались, у кого отсутствовали? Что такое духовность в современном понимании и в понимании автора?

(Заполняем таблицу в тетради по данному вопросу, три параметра: наличие моральных принципов, отсутствие моральных принципов; формирование моральных принципов, что такое духовность.)

– Попробуйте объяснить смысл картины «Рука с отражающей сферой» (художник М. Эшер), помещённой на с. 137 учебника. Как в этой картине отражается мысль о взаимоотношениях человека с миром? Согласны ли вы с позицией автора произведения?

Объясняют дети.

Информация для учителя.

Нам кажется, что сфера – это модель земли. Человек держит её в своих руках, в его воле – разбить её, уничтожить: она выглядит такой тонкой, хрупкой. Но вместе с тем человек и внутри неё, она держит его и не выпускает. Кроме того, сфера является

«отражающей». Как бы ты ни скрывал своего лица, она всё равно покажет, какой ты на самом деле. Человек – и хозяин мира, но какой хозяин? Отношение к миру, к человеку к ближним, к Богу – мерило нравственных и духовных ценностей человеческой личности.



Какова тема и идея рассказов арх. Т. Шевкунова? Почему эта тема является вечной? (Ответ детей:Вопрос ценностной организации человека, приход его к вере, перерождение-«преображение» и его пути).

В чем конфликт? (Ответ детей:между настоящим и вечностью)

Каков сюжет? (Ответ детей:монастырская жизнь)

Какой это вид литературы? (Ответ детей православная серийная литер.) Почему? (Ответ детей: общий принцип построения входит в одну серию, одинаковое оформление.)

Какова типизация героев? (Ответ детей: монахи, старцы, священство, люди, приходящие к Богу).

Тема: путь к вере, к Богу., действие Божьего промысла в жизни человека.

Принцип автобиографизма.

Мотивы чуда.


Формулируем вывод по теме урока.

Поизведение- современный Патерик.

Что такое древний патерик?

Почему произведение можно назвать современным Патериком?

III. Итог урока.

Рефлексия. Что узнали нового на уроке? На каком уровне? Заполнить лист самооценки.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?

Какую оценку ты себе ставишь?


Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».

Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.

IV. Домашнее задание.

Дома учащиеся читают полностью рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», размышляют над вопросами задания 7 (учебник, с. 138) и учат наизусть стихотворение Д.С. Самойлова «Зрелость». Сравнивают с рассказами арх. Шевкунова.