Разработка урока литературного чтения в 4-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: - познакомить с произведением В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип»;
развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;
развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение;
учить анализировать поступки героев,
учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;
Планируемые результаты
личностные (воспитательные) результаты:
воспитывать любовь к живой природе;
бережное отношение к «братьям нашим меньшим» к природе
формирование интереса (мотивации) к учению
метапредметные (развивающие) результаты:
точку зрения.
предметные (образовательные) результаты:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
Формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
учить анализировать поступки героев.
анализировать, сравнивать, группировать, находить закономерности. Самостоятельно делать выводы.
Познавательные УУД:
сопоставлять и отбирать информацию. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
ХОД УРОКА
Слайд 1
Что вы представляете, когда слышите слово «природа».
Вы изучаете произведения из раздела «Природа и мы». Какие рассказы вы уже прочитали, о ком?
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк Приёмыш
Александр Иванович Куприн Барбос и Жулька
Михаил Михайлович Пришвин Выскочка
Евгений Иванович Чарушин Кабан
Сегодня мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю.
Слайд 2
Прежде чем читать произведение, давайте познакомимся с автором.
Слайд 3 Рассказ об Астафьеве
Родился Виктор 1 мая 1924 года в селе Овсянка.
Еще когда Виктор был ребенком, потерял родителей. Родители у него рано умерли. Сначала он жил с бабушкой, а затем попал в детский дом. Ещё в детском доме он начал писать стихи небольшие рассказы. Много читал. В 1942 году Астафьев Виктор Петрович добровольно ушел на фронт. На фронте он был шофером, связистом, обычным рядовым солдатом. Астафьев был награжден медалью «За отвагу», орденом «Красной Звезды».
Когда война закончилась, Астафьев женился и поселился в городе Чусовой. Проживая там, он сменил несколько профессий: был слесарем, учителем, кладовщиком, работал на местном мясокомбинате. В свободное время много читал и писал.
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца - согревающего нас - всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
Слайд 4 Стрижи
Стрижи - маленькие птицы, с сильным и вытянутым туловищем, короткой шеей и широкой, довольно плоской головой, которая оканчивается маленьким, очень коротким и несколько согнутым клювом. Стрижи похожи по внешнему виду на ласточек. Стрижи более всех других птиц живут в воздухе и деятельны с раннего утра до поздней ночи. Они двигаются так быстро и сильно, что их полёт сравнивают с быстротой полёта стрелы. И у стрижей есть враги
Слайд 5
Необыкновенно быстрый и легкий полет спасает их от многих нападений, и лишь самые быстрокрылые соколы в состоянии поймать стрижа на лету. Пока птенцы еще беспомощно лежат в гнезде, они бывают жертвой небольших лазающих хищников; человек также иногда захватывает гнезда и птенцов некоторых видов этих птиц.
Стрижи селятся по берегам рек
Слайд 6
Отверстия, длинные тоннели с небольшим расширением
Чтение 1 части.
Для того чтобы все слова были понятны – проведем словарно — лексическую работу. Слайд 7
Бесцеремонно – грубо, невежливо
Мерцало – слабо светилось колеблющимся светом
Если ещё вам при работе с текстом встретятся непонятные слова, то вы об этом спросите потом.
- Где родился стрижонок?
- Как повел себя стрижонок?
- Хорошо ли ему было в гнездышке (он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?
- Как вели себя птенцы без мамы (они беспокоились, громко пищали, звали маму)?
- Что принесла мама птенцам?
За что Скрипу доставалось от мамы?
Найдите в тексте предложение. Продолжи: «Понял стрижонок…»
Вы разделяете мнение стрижонка? Обоснуйте.
Какой вам представляется мама - стрижиха?
Согласны ли вы с тем, что стрижиха была хорошей матерью.
Слайд 8
Характеристика мамы стрижихи
справедливая строгая
заботливая слабая
- Подумайте, нет ли среди приведённых слов такого, с которым вы не согласитесь, выскажите своё мнение.
Найти предложения, доказывающие, что мама - стрижиха была:
- По-вашему, правильно поступала мама со стрижонком? Почему? Обоснуйте своё мнение.
Дети, вы знакомо составление синквейна?
- Предлагаю составить синквейн о маме-стрижихе.
Слайд 9
Синквейн
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные Какая?)
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы Что делает?)
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы. (Как её можно ещё назвать?)
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо
5. Мама.
Самостоятельная работа в парах.
Кто желает озвучить на класс, что у вас получилось
Сверим синквейны.
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту сесть опять.
Прочитаем следующий отрывок рассказа.
Самостоятельное чтение учащимися до конца 103 страницы.
Как прочитаете, поднимите кружок
Как вы думаете, почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?
-О каком качестве характера это говорит?
-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?
- Чего она боялась?
- Знал ли об этом стрижонок?
Как вы думаете, почему маме - стрижихе было трудно прокормить стрижат?
--Как погиб папа?
--Чем напоминает она маму человека? Обоснуйте.
-Прочитайте, как реагируют стрижи на грозный призыв « ТИУ».
-Почему такие маленькие птички смело бросаются на врага?
-Какие жизненные уроки усвоил Скрип? Докажите чтением из текста ( не отбирать еду у других, опасно вылезать из норки, без мамы плохо, есть враги)
Сейчас я раздам вам листы. Здесь изображение одного стрижа. Что или кого можно здесь дорисовать, чтобы данный рисунок стал иллюстрацией к той части рассказа, которую мы прочитали? Каким вы изобразите Стрижонка Скрипа? На кого он похож? Дорисуйте (можно в паре, если кто-то затрудняется) Рисуем сразу в цвете, так как времени мало.
Сделаем выставку наших работ.
У всех разные, но все отражают правильное содержание рассказа.
Сравнение иллюстраций.
-Как вы думаете, что произойдет дальше?
Когда вы дочитаете произведение до конца, узнаете, чем закончится история, подтвердите или опровергните свое предположение.
Итог. Слайд 10
Заканчивая наш урок, мне очень хочется узнать ваше мнение о нём. Продолжите фразы, которые вы видите на экране.
Мне понравилось на уроке…
Я узнал …
Мне было трудно…
Мне очень приятно было с вами работать. Спасибо вам за урок.