МБОУ СОШ №11
Диагностика сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса.
Учитель начальных классов
Литвинова Светлана Васильевна
«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А. Сухомлинский).
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться , т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции УУД
Функции УУД:
- Обеспечение возможностей школьника самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
- Ставить учебные цели.
- Искать и использовать необходимые средства и способы их достижения.
- Контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному обучению.
- Обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальность учебных действий заключается в том, что они носят общеучебный (надпредметный, метапредметный) характер, обеспечивают целостность развития, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе любой деятельности учащихся, в том числе и внеурочной
Личностные
Метапредметные
Предметные
УУД
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Познавательные
Виды УУД: 1. Личностные (смыслообразование, я знаю, я умею) 2. Регулятивные (целеполагание,контроль,оценка) 3. Познавательные (работа с учебными моделями, выполнение сравнения,анализа,синтеза,классификации) 4. Коммуникативные (планирование,постановка вопросов,построение речевых высказываний) Все виды УУД взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Методы и формы диагностики
тестирование обучающихся
наблюдение, беседы
практические работы
- универсальное действие оценивается как несформированное
- универсальное действие оценивается как несформированное
- универсальное действие сформировано недостаточно
- универсальное действие сформировано недостаточно
- универсальное действие развито
- универсальное действие развито
низкий
средний
высокий
Методики формирования метапредметных универсальных учебных действий
№
УУД
1.
2.
Личностные
Диагностические методики
Познавательные
Методика «Какой Я?» (моди фикация методики О.С.Богдановой)
3.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (анкетирование)
Методика «Выделение существенных признаков» (С.Я. Рубинштейн "Экспериментальные методы патопсихологии").
Регулятивные
4.
Коммуникативные
Методика «Лесенка»
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант)
Методика «Тарелочка» (Коммуникативные)
Цель:
выявление уровня сформированности УУД у
учащихся 2 класса;
Задачи:
- провести диагностику учащихся 2 класса;
- провести мониторинговое исследование;
использовать результаты диагностики в
построении индивидуальных
образовательных траекторий учащихся 2-го
класса.
Проверка познавательных универсальных учебных действий
Методика «Выделение существенных признаков» Цель: отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных ОцениваемоеУУД: логические универсальные действия Форма проведения: тест Возраст: 7-8 лет.
Тестовый материал.
1. Сад ( растения , садовник, собака, забор, земля ).
2. Река ( берег , рыба, рыболов, тина, вода ).
3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).
4. Сарай (сеновал, лошади, крыша , скот, стены ).
5. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).
6. Деление (класс, делимое , карандаш, делитель , бумага).
7. Кольцо ( диаметр , алмаз, проба, округлость , печать).
8. Чтение ( глаза , книга, картинка, печать , слово).
9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага , редактор ).
10. Игра (карты, игроки , штрафы, наказания, правил а). \
11. Война (аэроплан, пушки, сражения , ружья, солдаты ).
2класс
Высокий уровень
15чел.
19,8%
Средний уровень
Низкий уровень
52,8%
26,4%
(71 до 100%)
(от 51 до 70%)
(от 0 до 50%)
Высокий уровень
2класс
Средний уровень
13чел.
19,8%
Низкий уровень
52,8%
26,4%
(71 до 100%)
(от 51 до 70%)
(от 0 до 50%)
Проверка регулятивных универсальных учебных действий
«Корректурная проба» (буквенный вариант )
- Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
УУД : регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Возраст : 8-10лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Инструкция: задача- просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно.
Время работы – 5 минут».
№
1
Фамилия,имя
Андрюхина Нина
Количество
2
155(ошибки)
символов
3
Волынец Виктория
4
Голубенко Никита
98(ошибки)
Гончаров Дмитрий
69 (ошибки)
5
Елшин Сергей
142(без ошибок)
6
68 (ошибки)
Епишева Анна
7
8
Лабанов Виктор
129 (ошибки)
9
Лушникова Анастасия
100(ошибки)
Любченко Денис
99 (ошибки)
10
129 (ошибки)
11
Терехова Камилла
Устименко Виолетта
156(без ошибок)
12
136(без ошибок)
13
Шевцова Серафима
Шевченко Софья
97(без ошибок)
100(ошибки)
Норма объема внимания
для детей
6-7 лет – 400 знаков и выше, концентрации – 10 ошибок и менее;
для детей
8-10 лет – 600 знаков и выше, концентрации – 5 ошибок и менее.
Время работы – 5 минут.
Вывод: анализируя данную диагностику, можно сказать, что объем внимания и его концентрация находятся на низком уровне .
Поэтому нужно больше давать учащимся заданий на внимание и его концентрацию.
Проверка Личностных
универсальных учебных действий
Методика «Какой Я?»
(моди фикация методики О.С.Богдановой)
Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств (промежуточная диагностика).
УУД : личностные УУД,
Возраст : 8-10лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
А Б
аккуратный драчливый
вежливый злой
честный ленивый
добрый упрямый
любознательный невнимательный
отзывчивый неаккуратный
справедливый грубый
трудолюбивый жадный
старательный завистливый
верный нечестный
Детям предлагается выписать из данных качеств те, которые есть у них в два столбика:
Высокий уровень
2класс
Средний уровень
19,8%
13чел.
Самооценка завышена
Низкий уровень
46,2%
26,4%
Самооценка адекватна
Самооценка занижена
Самооценка завышена
2класс
Самооценка занижена
19,8%
15чел.
Самооценка адекватна
46,2%
26,4%
ВЫВОД: по результатам видно, что есть дети у которых самооценка занижена, а это значит учителю и психологу таким ребятам необходимо больше уделять внимания и выяснить какие проблемы есть в психологическом плане.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД : выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст : 7-10лет
Форма (ситуация оценивания): фронтальное анкетирование.
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
Высокий уровень
2класс
Средний уровень
13 человек
79,2%
Низкий уровень
19,8%
0%
ВЫВОД: Ребята в результате анкетирования на высоком уровне ориентируются в ситуациях и хорошо оценивают поступки морального содержания.
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов
. Методика «Лесенка».
Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме
Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки
Высокий уровень
2класс
Средний уровень
19,8 %
(13чел.)
Низкий уровень
72,6%
Завышена самооценка
6,6 %
Адекватная самооценка
(1ступенька)
(2,3.4 ступенька)
Низкая самооценка
(5,6.7 ступенька)
Вывод : в данной диагностике у одного учащегося низкая самооценка, в ходе беседы было выяснено, почему он ставит себя на низкие ступеньки.(Сопутствовала обида, за плохую оценку)
Проверка коммуникативных универсальных учебных действий
Методика «Тарелочка»
Цель: изучение уровня сформированности навыков взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи.
Форма: проводится коллективно, в урочное время
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Высокий уровень
2класс- 13человек
Средний уровень
100%
Низкий уровень
0%
0%
Вывод: в ходе диагностики была видна продуктивность совместной деятельности, умение договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, замечают друг друга отступления от первоначального замысла, спокойно реагируют, не ругаются, не спорят, оказывают друг другу помощь, работают с удовольствием
1 класс
Высокий уровень
(18 чел.)
Средний уровень
87,5%
Низкий уровень
12,5%
0
Анализируя данную диаграмму, можно сказать, что данная методика не вызвала никакого затруднения у учащихся 1-го класса. Все успешно справились с заданием.
ВЫВОДЫ
На основании проведенной диагностики можно сделать следующий вывод:
Большинство детей класса умеют анализировать предложенный объект, неплохо осуществляют сравнение, анализ, хорошо выделяют общий признак и устанавливают аналогии. Ориентируются в моральных поступках, адекватно оценивают себя как личность.
Это позволяет говорить о среднем уровне способности испытуемых к обобщению и выделению существенных признаков.
Личностные, коммуникативные, познавательные УУД сформированы на достаточном уровне.
Необходимо развивать регулятивные УУД.
Спасибо за внимание!