Тема: Дифференциация звуков и букв Ш – Ж в слогах и словах.
Логопед Андреева А.А.
3 класс
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звуков Ш и Ж в слогах, в словах.
- развивать фонематический слух, и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки Ж-Ш;
-учить различать звуки и буквы Ш и Ж;
- учить использовать правильные грамматические формы слов;
- обогащать словарный запас детей.
- соотносить звуки и буквы с символами.
Коррекционно-развивающие
- развивать фонематический слух, и умение выделять из потока речи часто повторяющие звуки Ж-Ш;
- развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, темп речи, графомоторику;
- развивать связную речь;
- развивать внимание, память, логическое мышление
Коррекционно-воспитательные:
1) воспитывать самоконтроль, самооценку;
2) воспитывать желание активно работать на занятии
Оборудование: зеркала, предметные картинки, раздаточный материал, компьютер,
мяч, цветные карандаши, тарелочки.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Дети! У нас сегодня необычное занятие. К нам пришли гости. Они пришли посмотреть как мы научились чисто и красиво разговаривать, читать и писать. (дети знакомятся с гостями).
1.Оргмомент (комплексная разминка)
а). Дыхательное упражнение «Ракета».
Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
2. «Улыбка» - согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно разводя руки в стороны, произнося длительно и протяжно звук И.
3. «Трубочка» - одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (губы вытянуть вперед трубочкой) вытянуть вперед руки, соединить ладони перед грудью.
4. «Болтушка» - рот широко открыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).
б). Чтобы чётко говорить – надо сделать гимнастику для языка и губ.
(. Счёт от 1 до 5)
«Лопатка»
Язык широкий положи
И спокойным удержи..
"Маляр"
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок.
Будет чистым (вот дела)
Всё до дальнего угла.
"Барабанщик"
Язычок мой крепким станет,
Барабанить не устанет.
Барабана страшный гром
Оглушит огромный дом.
"Лошадка"
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости
Цокай громче язычок,
Чтоб никто догнать не смог!
«Чашечка» Слайд №3.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Чашку в рот мы занесем,
Её бока к зубам прижмём.
в)Упражнения для развития мелкой моторики.
2.Сообщение темы урока (Детей подводим к называнию темы урока)
1). На доску выставляются предметные картинки. Назвать картинку, выделить 1 звук. Затем из этих звуков составляется слово (жираф, шум) Слайд №1
С какого звука начинается слово жираф?
- А шум?
2)
Загадка и отгадать её. Слайд №2
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал.
(Шарик) Слайд №3
- Назовите первый звук. Охарактеризуйте его (Ш – согласный, твёрдый, глухой).
Какого цвета шарик? С какого звука начинается слово жёлтый?
- Следующая загадка: Слайд №5
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук) Слайд №6
- Назовите первый звук. Охарактеризуйте его (Ж – согласный, твёрдый, звонкий).
- Назовите звуки сегодняшнего занятия (ш,ж).
- Чему же мы будем учиться на занятии? Какую цель перед собой поставим?
- Молодцы! Сегодня мы будем учиться находить звуки Ш и Ж, различать их в словах и предложениях, не путать буквы при письме.
3.Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Слайд №7.
- Произнесите звук Ш. (тактильное ощущение)
- Произнесите звук Ж. (тактильное Ощущение)
- Чем похожи между собой звуки Ш и Ж? (одинаковое положение органов артикуляции: губы округлены, зубы сомкнуты, язык – чашечка, поднят вверх.)
- Чем отличаются? (ш – глухой, произносим только с шумом, ж – звонкий, произносим с голосом и с шумом)
4. Мы выяснили, что звуки Ш и Ж очень похожи. Как вы думаете, похожи ли буквы?
Какой буквой на письме обозначается звук Ш?
А звук Ж?
Пишем буквы ш и ж в тарелочках. ("Манная терапия")
. Развитие зрительного восприятия. Сравнение букв Ш и Ж.
- Мы выяснили, что звуки Ш и Ж очень похожи. Как вы думаете, похожи ли буквы? Слайд №8
- Найдите на рисунке буквы Ш и Ж. Обведите букву Ш красным цветом, букву Ж – синим.
- Сколько букв Ш вы нашли? (7)
- Сколько букв Ж вы нашли? (5)
- Посмотрите на экран, проверьте себя. Кто нашел все буквы, поставьте себе «+» на листочках. Слайд №9
5. Дифференциация звуков на уровне слога.
1).Игра " Наоборот" с мячом
2).- Открываем тетради, записываем сегодняшнюю дату.
- Готовимся к слоговому диктанту: слушаем, повторяем, записываем.
Ша-жа, жа-жа, жу-шу-жу, шо - жо-шо, ши-ши-жи, жу-шу. Слайд №9.
- Проверяем. Исправляем ошибки. Если нет ошибок, ставим себе «+».
-Кто выполнил слоговой диктант без ошибок? Поднимите руку.
- Молодцы!
Физкультминутка. Слайд №10.
8.Путешествие.
1)К нам пришли в гости Шипелочка и Жужжалочка. Они пришли к нам из сказочной страны. Им нужно добраться до страны, которая называется Грамматика. Очень труден путь для них. Что же будем делать ребята?. Поможем им. А путь лежит через лес. Слайд №11
Какой лес?
А дороги то нет. Что же будем делать.
Разделимся на 2 команды.: Жужжалочки и Шипелочки.
Сначала пойдут друзья Шипелочки, а потом Жужжалочки. Устали Шипелочки. Теперь пойдут Жужжалочки.
Молодцы, Прошли путь.
А дальше что?
Куда же мы пришли? (Мы пришли к речке)
Выполняем задание. (в конвертике на дереве висит) Вставить слоги ЖИ или ШИ.
Ска ..... пи..... ды... сло.....
2)На другой стороне стоит паровозик.
Выполняем задание. Помоги картинкам сесть в свои вагоны.
Почему шляпа едет в первом вагоне ? и т. д. Дети объясняют.
4
) Дифференциация звуков Ш-Ж на уровне слова.
Игра «Что лишнее?» Г
- Подчеркнуть лишнее слово графически.
Машина, ежи, лыжи, флажок.
Матрешка, ружьё, пушка, груши.
Жук, жёлуди, мышка, жираф.
Пружина, лягушка, медвежонок, ножи.
- Кто записал слова графически без ошибок, ставит себе в тетради «+».
VI. Итог урока.
- Какие звуки мы учились различать?
- Чем они различаются?
Жужжалочка и Шипелочка очень рады, что пришли к вам, ребята. Они многому у вас научились. Они узнали как произносить звуки Ш и Ж . Чем они похожи и различны. Как обозначаются на письме .
VII. Домашнее задание. Детям раздаются карточки с домашним заданием.
- Обвести контуры мышек по точкам.
- Раскрасить.
- Повторить чистоговорку с добавлением слов:
Наша Мурка спит и слышит,
Как в углу скребутся...