Индивидуальный план повышения профессионального уровня
на межаттестационный период
(2021-2022 г.г.)
Учитель–дефектолог (олигофренопедагог), (трудовое обучение)
МБОУ «Менделеевская школа для детей с ОВЗ»
Праздников Евгений Александрович
Фамилия, имя, отчество: Праздников Евгений Александрович
Дата рождения: 07.12.1984 г.
Образование: высшее
Специальность по диплому: учитель трудового обучения
Место работы: МБОУ «Менделеевская школа для детей с ОВЗ»
Занимаемая должность: учитель трудового обучения
Дата назначения на должность: 2011 г.
Общий трудовой стаж: 14 лет
Педагогический стаж: 14 лет
Стаж работы учителем в учреждении – 10 лет
Стаж работы олигофренопедагогом – 7 лет
Классы, в которых преподает учитель- 5-9 классы (малокомплектный класс)
Квалификационная категория, дата присвоения: не имеею
Курсовая переподготовка по теме «Олигофренопедагогика» Московский социально-гуманитарный институт, 2011-2012 год. Диплом об образовании по специальности «Олигофренопедагог»;
Курсы повышения квалификации: «Основы профессиональной деятельности педагога в специальном и инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья», 96 часов, ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», удостоверение ИРО _003444_БО, 2019г.,
«Цифровые технологии и ИКТ в педагогической деятельности», Учреждение высшего образования Университет управления «ТИСБИ» 4 часа, октябрь 2019г.,
Педагогические технологии:
Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся VIII вида
Игровая технология
Введение
Программа коррекционной работы в школе направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Коррекционной работы учителя может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной программе общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной или дистанционной формы обучения.
Анализ собственной деятельности
В 2011-2012 году по направлению от школы прошел переподготовку в НОЧУ ВПО «Казанский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», по итогам этих курсов я получил специальность олигофренопедагог. В этом же 2011-2012 учебном году я стал работать учителем коррекционного класса. Опыта работы по данной специальности у меня не было, т.к. до этого я работал учителем начальных трудового обучения. На данный момент мой стаж работы в этом школе 10 лет.
Цель моей деятельности – развивать профессиональную компетентность в области специальной педагогике для обеспечения коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, и сформировать учительские компетенции в индивидуализации и дифференциации обучения детей с нарушением интеллекта.
Задачи программы
1. Научиться выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
3. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
4. Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуально-групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и психическом развитии.
5. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
1.Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию учителя, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2.Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3.Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4.Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии.
5.Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Направления моей работы
Моя коррекционно-развивающая работа должна обеспечивать своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствовать формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Для этого мне необходимо будет:
выбрать оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
проводить внеклассные мероприятия на развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Описание педагогических технологий, которые позволяют достичь поставленных задач:
1. Использование ИКТ на уроках и занятиях с уч-ся с ОВЗ:
Состояние современного образования и тенденции развития общество требует новых подходов к развитию образовательной и воспитательной сред для достижения успеха в 21 веке уже не достаточно знаний и умений критически мыслить, а необходимо некоторая техническая квалификация.
Общеизвестно, что информационные технологии могут сделать процесс обучения и воспитания более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Использование новых информационных технологий может преобразить проведение занятий, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимание и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к учёбе. Грамотное использование компьютера могло бы решить проблему дефицита подвижной наглядности, например, на занятиях по работе с бумагой: детям намного интереснее сначала увидеть, как выглядит поделка и как её изготовить, и только потом приступать к работе. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе в классе.
Я считаю, что преимущества компьютера как инструмента обучения школьников с нарушением интеллекта состоят в том, что с его помощью становится возможным:
- мотивировать детей к трудным для них видам учебной деятельности;
- моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей (конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), необходимые для освоения поставленных развивающих и коррекционных задач;
- создавать дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной деятельности в режиме реального и отсроченного времени;
- расширять возможности качественной индивидуализации специального обучения.
2. Игровая технология
Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры - помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
В связи с особенностями развития умственно отсталые дети нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии педагога. Спонтанного усвоения общественного опыта у них практически не происходит. Для организации обучения и воспитания необходимо развить у таких детей интерес к предмету. И здесь неоценимы дидактические игры, которые должны привлекать внимание, заинтересовывать. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношения к деятельности.
Я думаю, что умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в социуме, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся.
Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы развить у умственно отсталых детей поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и, таким образом, подвести их к подлинной зрительной ориентировке.
Многие дидактические игры ставят перед умственно отсталыми детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Этапы реализации программы
этап | результат | срок | Образовательный ресурс |
Сбор и изучение теоретической литературы | Создание методической копилки | 2010-2021 год | Интернет, материалы коллег, книжные магазины. |
Выступление на МО, семинарах и конференциях | Представление своей методической копилки | 2010-2021 год | |
Этап сбора и анализа информации | Оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей. | Август-сентябрь (каждого уч. года) | |
Этап планирования | Составленная рабочая программа, имеющая коррекционно-развивающую направленность | Август-сентябрь (каждого учебного года) | Программа коррекционного обучения, интернет. |
Этап регуляции и корректировки | Результатом является внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка форм обучения, методов и приёмов работы. | Сентябрь-ноябрь ежегодно | |
Этап введение информационных технологий | Создание презентаций, коллекций картинок, фильмов, музыкальных произведении | 2010-2020 год | Интернет. Собственные ресурсы |
Этап введения игровых технологий | Банк дидактических игр в обучении школьников с нарушениями интеллекта | 2010-2020 год | Интернет. Собственные ресурсы |
Этап участия в семинарах по проблеме обучения детей с ОВЗ | Свидетельства о прохождении обучения на семинарах | 2017-2020 год | |
Участие в конкурсах | Свидетельства об участии, диплом | 2010-2020 | Муниципальные, всероссийские, республиканские, международные |
Участие в конкурсах учеников | Сертификаты об участии, дипломы победителей, благодарственные письма учителю за подготовку победителей и проведение конкурса. | 2010-2020 | Муниципальные, всероссийские, республиканские, международные |
Ведение личного сайта | свидетельство | С 2013 года | https://infourok.ru/user/prazdnikov-evgenij-aleksandrovich |
Этап открытых уроков | Представление своего опыта работы | 2017-2020 год | Школьный, муниципальный, республиканский уровень. |