СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учитель должен  свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Чтобы добиться нужных результатов, быть всегда в эпицентре школьной жизни,  я систематически прохожу курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма. Для этого разработан мой инновационный план работы.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период»












Инновационный план работы

учителя английского языка

МБОУ «СОШ №4 г. Мамадыш»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан

Каримуллиной Эльвиры Фаязовны




Тема самообразования:


«Применение коммуникативно-развивающих технологий на уроках

английского языка с целью развития речевой компетенции учащихся».

























Пояснительная записка.

Современный учитель должен свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Чтобы добиться нужных результатов, быть всегда в эпицентре школьной жизни, я систематически прохожу курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.

Моя методическая проблема:

«Применение коммуникативно-развивающих технологий на уроках

английского языка с целью развития речевой компетенции учащихся».


 Цель:

Формировать способность учащихся к свободному изложению мыслей на языке.

Задачи:

  1. Изучение психологических и возрастных особенностей школьников

  2. Проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми и слабоуспевающими

  3. Создание условий:

- для проявления творческих и умственных способностей учащихся на уроках,

- для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету

- для возможности изложить свои мысли, независимо от того совпадет оно с общепринятыми или нет.

  1. Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ и коммуникативных технологий

  2. Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи


Направления инновационной работы

  

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

I. Изучить литературу:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

2. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/boblio/cukerm_ocenka.htm

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.Просвещение. 2011 год.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.

6. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.

7. Урок иностранного языка: планирование и контроль (методические рекомендации)

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. 4-е изд., дораб.

Сентябрь- май 2016-2017


Октябрь















2016-2020




9. М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).

2.Изучать новые педагогические технологии через сетевые сообщества и электронные издания


3. Повышать квалификацию на курсах для учителей- предметников

Декабрь 2018

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

Регулярно


2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

Регулярно

3. Принимать активное участие в работе школьного и районного МО.

2016-2020

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.


2016-2020


5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

2016-2020


6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

2016-2020


7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

2016-2020


8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

2016-2020


9. Проводить открытые уроки и мастер-классы

2016-2020


10. Разработать программы элективного курса по предмету, авторских программ.

2016-2017


Информационно- коммуникативные технологии

1.Работать над совершенствованием ИКТ - компетенции

2016-2020


2.Пополнять свою персональную страницу https://multiurok.ru/karim-urok/activity/

2016-2020


Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

Регулярно


 





План саморазвития учителя

2016-2017 учебный год


Срок

Мероприятие

Вид деятельности

Июнь-

август

Изучение основных нормативных документов, связанных с ФГОС.

Участие.

Составление перечня изменений в собственной педагогической системе.

Составление рабочих программ с учётом внесённых изменений.

Внесение изменений в поурочное планирование с учётом активизации формирования ключевых компетенций учащихся

Составление технологических карт и т.д.

Секционное заседание по английскому языку. Итоги учебного года по предмету.

Организация и участие

Сентябрь - октябрь

Всероссийская олимпиада учащихся по английскому языку

Консультации, дополнительные занятия с одарёнными детьми. Организация и проведение школьного этапа

Участие в муниципальном туре

Учебный год

Языковые конкурсы

Дополнительные занятия, участие

Учебный год

Семинары муниципального, регионального, республиканского, всероссийского, международного уровня

Восприятие педагогического опыта

Учебный год

Взаимопосещение уроков.

Анализ уроков. Выявление приёмов формирования у обучающихся коммуникативных УУД.

Учебный год

Профессиональные конкурсы

Участие

Учебный год

Распространение педагогического опыта

На сайте http://multiurok.

ru/karim-urok/lenta/

На сайтах педагогических сообществ

Январь-

февраль

Корректировка поурочного планирования с учётом включения в образовательный процесс проектной деятельности учащихся.

Составление поурочного планирования.

Январь

Подготовка учащихся к Неделе иностранного языка. Проведение Недели иностранного языка.

Консультации, дополнительные занятия с одарёнными детьми. Организация Недели иностранного языка.

Май

Подведение итогов саморазвития педагога

Планирование методической работы на следующий год.

Анализ результатов деятельности.

Разработка уроков и мероприятий:


Название, тема

Срок выполнения

1.

Пополнение портфолио учителя

Регулярно

2

Пополнение материала по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку

Регулярно

3.

Разработать материал по теме «КИМы»

для 5-8 кл

Регулярно

4.

Выпуск Брошюры по теме самообразования

Октябрь-декабрь 2016

5.

Провести мастер –класс по теме «Урок английского языка по ФГОС»

Январь 2017

6.

Разработать материал по теме «КИМы»

для 9,11кл

Март 2017-март 2020

7.

Разработать авторскую программу элективного курса «Говорим по английски»

Сентябрь 2018

8.

Разработать внеклассное мероприятие “Do you know English?”

Январь 2018

9.

Разработать уроки по ФГОС и с применением коммуникативных методов обучения

2017-2020

10.

Подборка и оформление материала по теме «Исследовательские работы учащихся»

2019

11.

Разработать статью «Из опыта работы» в журнал Магариф (или «Английский язык в школе»)

2019

12.

Провести Методический бенефис по теме самообразования

Май 2020
























Работа над темой «Применение коммуникативно-развивающих технологий на уроках английского языка с целью развития речевой компетенции учащихся» начата в 2015 – 2016 учебном году. Предполагается закончить работу над темой в 2019 – 2020 учебном году.

Обоснование выбора темы

  1. Условия возникновения данной проблемы. 

С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным.

Целью изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей школьников. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.

Коммуникативный системно–деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно–деятельностный подход.

2Актуальность проблемы

Работая в течение многих лет со школьниками среднего и старшего звена и, имея опыт общения с иностранцами, выявила для себя, что наша молодежь менее приспособлена к окружающей действительности, чем их иностранные сверстники, имеют больше комплексов не только с точки зрения языковой компетентности, но и в совместной деятельности в целом.

Для решения данной проблемы определила для себя методическую тему «Применение коммуникативно-развивающих технологий на уроках английского языка с целью развития речевой компетенции учащихся» с целью развития личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Для эффективного достижения ключевых профессиональных задач строю обучение на понимании сущности учебной работы как процесса взаимодействия учителя и ученика, обучающихся друг с другом, включающего в себя гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга.

Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.

3.  Постановка проблемы.

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности. Показателями этого являются несформированность умений работать с информацией, размещенной в различных источниках; неумение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ, четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с данными. В результате у ребят со сниженным интересом не вырабатывается целостный взгляд  на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля, формируется привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке, шпаргалке.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Цель самообразования:

Освоить новые формы и методы работы на уроках английского языка, способствующие развитию личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствоваться в изучаемой им иноязычной речевой деятельности и умеющей применить свои знания в нужный момент.

Задачи:

  1. повышение мотивации и интереса к учению;

  2. более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

  3. развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

  4. формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки;

  5. использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

  6. повышение своего методического уровня.


Ожидаемые результаты самообразования

  1. Повысить качество преподавания предмета.

  2. Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.

  3. Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.

  4. Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.

  5. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.

  6. Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

  7. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Теоретическая часть


Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.

Коммуникативный системно–деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных жизненных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. «Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса» .

 Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.

Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).

Очень важно, чтобы учащиеся могли "пропустить ситуацию через себя”, придавая ей личностный характер. Это повышает эффективность усвоения иностранного языка, т.к. наряду с интеллектом подключаются детские эмоции. Личностно-значимой ситуацию делает роль, которую учащиеся получают на время или постоянно. Наиболее адекватным приёмом обучения говорению являются различные формы драматизации, включая импровизации и ролевые игры.

В общении, основой которого является обсуждаемая проблема, наряду с коммуникативной функцией языка выступает и познавательная, поэтому коммуникативно-деятельностный подход имеет большие перспективы для развития интеллектуальных возможностей учащихся. Ориентируясь на общение и активную деятельность школьников, основным при его осуществлении является выработка мышления и поведенческих умений. Этому способствует обучение общению на иностранном языке, вовлечение личности в деятельность в течение учебного процесса, формирование способности постоянно трудиться.

Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке. Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов.

Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражения смысла, грамматика служит фундаментом для достижения этой цели. Учащимся необходимо знать, какими языковыми средствами выразить свою мысль в непосредственной ситуации на уроке, когда они обмениваются мнениями, опытом и знаниями. Учащиеся должны осознавать, что грамматические формы необходимы для выполнения коммуникативной задачи, и что очень важно соотношение между формой и ее использованием в речи.

При коммуникативном системно–деятельностном подходе введение грамматических форм и  работа над ними осуществляется в контексте с тем, чтобы учащиеся могли видеть, как они используются для передачи значения. Инструкция к заданиям содержит речевую задачу. Немаловажно и то, что механические воспроизводящие упражнения отсутствуют: их место занимают игровые ситуации, работа с партнером, задания на поиск ошибок, сравнения и сопоставления, подключающие не только память, но и логику, умение мыслить аналитически и образно. Весь комплекс приемов помогает создать иноязычную среду, в которой должны "функционировать" учащиеся: читать, общаться, участвовать в ролевых играх, излагать свои мысли, делать выводы.

Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.

В рамках внедрения технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре обеспечиваю вовлечение каждого ученика в процесс активного учения. Работая с детьми средней ступени предлагаю задания с учетом специфики класса, давая возможность пофантазировать, оказаться вдруг жителями другого континента, пусть виртуально, но попасть в языковую среду, где можно выражать свои мысли, не боясь допустить ошибки. Поэтому часто провожу уроки-игры «В магазине», «В аэропорту» и т.п. Считаю, что именно такие уроки способствуют практическому применению языковых навыков.

В старшем звене, опираясь на личностно-ориентированный подход, создаю условия для реализации креативных возможностей школьников, активизируя их интерес к английскому языку. Для этого использую проектную методику, в ходе которой подростки демонстрируют творческие, художественные способности, совершенствуя лексико-грамматические навыки. В рамках данной методики ребята часто работают в группах, что позволяет каждому ученику почувствовать себя востребованным в процессе общения на иностранном языке.

На уроках английского языка, основной целью которых является формирование всех видов языковой компетенции, большое внимание уделяю воспитательному аспекту, поэтому прибегаю к нетрадиционным формам урока: урок-дискуссия, урок-заочная экскурсия и т.д. Нередко урок английского языка в старшем классе – это диалог между учителем и учениками, с использованием оценочных суждений, высказыванием и аргументацией своего мнения по поводу видения той или иной проблемы. В процессе такого диалога столкнулась с трудностью: не всегда сразу удается разговорить детей. Причина, как мне кажется, не только в ограниченном объеме владения лексическими единицами.

Порой дети боятся, что их мнение не будет принято, т.к. не совпадает с мнением окружающих. В таких случаях придерживаюсь своей системы оценивания, главным критерием которой является не абсолютно правильное мнение, а умение ребенка аргументировано и грамотно отстаивать свою точку зрения, его способность выйти из сложной ситуации. Для этого создаю на уроках атмосферу успеха, где любое мнение имеет право на существование и дети чувствуют себя уверенно и комфортно.

Учитывая активную мыслительную деятельность старшеклассников, помимо совершенствования речевых навыков, активизирую работу по лексико-грамматическому тестированию, аудированию текстов, заполнению разного рода анкет.









Литература:


  1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-метод. и управленческого сопровождения. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 5 за знания, 2010. - 304 с. - (Методкнига). - ISBN 978-5-458292-344.

  2. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2000. - 336 с. - ISBN 5-901030-26-5.

  3. Волнистова, Т.В. Актуализация познавательной деятельности учащихся в ходе применения компьютерных образовательных программ //Инновации в образовании. – 2008.– № 4.– с. 12–23.

  4. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. – М.: Знание, 2001г. – 150 с.

  5. Гузеев, В.В. Методы обучения и организационные формы уроков/ В.В. Гузеев. – М.:Знание, 1999.– 120 с.

  6. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.

  7. Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов. – Волгоград: Учитель 2008

  8. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

  9. Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.

10