СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговая логопедическая диагностика

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

тесты для итоговой логопедической диагностики.

Просмотр содержимого документа
«Итоговая логопедическая диагностика»

Итоговая логопедическая диагностика



Цель: подвести итоги коррекционной работы за год, подчеркнуть значимость логопедических занятий для общего и речевого развития детей.


Задачи:

Образовательные:
Продолжать совершенствовать практические умения и навыки детей:
— продолжать учить использовать приставочные глаголы в речи;
— закрепить навыки пользования исправленной речью, правильно произносить звуки;
— развивать умения на слух выделять согласные и гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове, дифференцировать твёрдые и мягкие согласные звуки;
— совершенствовать правильное печатанье букв и цифр.
Коррекционно – развивающие:
— совершенствование умений выполнять звукобуквенный и слоговой анализ и синтез
— совершенствовать лексико – грамматический строй речи;
— совершенствовать навыки словообразования
— продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.
Коррекционно – воспитательные:
— закрепить у детей умение слушать друг друга, выполнять задания по речевой инструкции;
— совершенствовать навыки коммуникативного общения.
— стимулировать доброжелательные отношения, смелость, веру в собственные силы.



















Тест для проверки пройденного материала 2-3 класс (логопедия)

Тестовые задания по логопедии. Тестовые задания по логопедии.

1.Подчеркни гласные:

С, Т, А, Б, Ы, Ф,Я, Л, Е, О.

1.Подчеркни гласные:

Ж, О, Е, И, К, Т, А, Б, Ы, Ф.

2.Подчеркни согласные:

Ц, М, Э, Щ, К, Ю, И, У, Х, Я.

2.Подчеркни согласные:

В, М, О, Б, А, М, Э, Щ, К, Ю.

3.Прочитай слово:

Мебель

Запиши сколько в нем букв: _______

Запиши сколько в нем звуков:

3. Прочитай слово

Букварь

Запиши сколько в нем букв: _______

Запиши сколько в нем звуков:

4. Прочитай слова. Подчеркни в них гласные.

Полянка, лес, бабушка, море, школа.

4. Прочитай слова. Подчеркни в них гласные.

Кошка, барсук, молоко, сом, дедушка.

5. Прочитай слова. Подчеркни согласные.

Трава, окно, кукла, стул, пенал.

5. Прочитай слова, подчеркни согласные.

Тигр, миска, воробей, кот, ягода.

6. Посчитай и запиши, сколько слогов в словах.

Стол_______ машина_______ зима______

6. Прочти слова и запиши сколько слогов в словах.

Песня______ барабан_____ стол______

7. Раздели слова на слоги.

Поле, мел, цветы, крокодил, лес, полка.

7. Раздели слова на слоги.

Кузнечик, петух, колобок, книга, соль.

8. Прочитай слова и вставь где нужно ь знак.

Огон…. гус…. цирк… ден… стол…

сол… двер… ковер… .тетрад….

8. Прочитай слова и вставь где нужно ь знак.

Арбуз… цеп…. лошад…. буквар…

нос… дожд… час…. част…. сол…

9.Соедини линиями пары согласных.

Б Т

Г Ф

З П

В Ш

Д К

Ж С

9. Соедини линиями пары согласных.

Ж С

В Ш

Д К

Б Т

З П

Р Ф

10. Поставь в словах ударение.

Песня, бегал, купил, озеро, море.

10.Поставь в словах ударения.

Сорока, прыгал, озеро, пробежал, сапог.

11. ​ Найди границы слов.

бараныбаранкибуквыкубикибулки

11. ​ Найди границы слов.

 

болотобобр

контрольная работа за I полугодие 
по обучению грамоте для учащихся 1 классов

Соедини картинки, которые заканчиваются на одинаковый звук.


Начерти схему слова


Зачеркни гласные буквы.

К Ю П О Ё Ж А З Я Н У Р Ж В Т А Ы И Г Э Т

Прочитай. Подчеркни слова.

нра зро лун дом врум сорт здэ груч клей пар орвы это

Прочитай, деля на слоги.

Был тёплый день. Катя и Арина идут в лес. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
Кто напугал детей? ВОЛКИ МЕДВЕДЬ ОСЫ ОХОТНИК
Напиши под диктовку: Алёша чистил крыльцо.




Спиши предложение.
У дома спит собака Каштанка.



* 8. Разгадай ребус. 



Протокол обследования.

Формирование универсальных учебных действий учащихся 1-х классов.

Итоговая логопедическая диагностика

Фамилия имя ребенка_____________________________________класс___ дата обсл.______

№ методики

1

2

3

4

5

6

7

всего

Кол-во

баллов


Методика 1 Коммуникативные способности

Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочке крестик.



Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?



Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?





Методика 2 Способность к построению речевого высказывания. (подумай, какие слова относятся к человеку, птице, животному)

Клюв  

Рот

Пасть

Крылья

Птенец

Детеныш

Шерсть

Волосы

Перья

Ребенок

Руки

лапы



Методика3 .

Найди общее название. (Перед тобой ряд слов, напиши общее название каждой группе слов)

Автобус, троллейбус-

Овца, лошадь-

Груша, слива-

Роза, тюльпан-



Методика 4 «Антонимы»
Подчеркни «наоборот» (из трех вариантов в скобках подчеркните слово, противоположное по значению первому)



День- (утро, вечер, ночь)

Весна- (лето, сутки, осень)

Умный- (хороший, красивый, глупый)

Здоровье- (болезнь, беда, веселье)

Деревня- (село, город, поселок)







Методика 5 . Фонематический слух

Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно 
зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания.

Методика 6 «Аналогии» Подумай, как связаны слова в первой паре, и допиши подходящее по смыслу слово.

Молоток у столяра, а у художника………

Варенье сладкое, а горчица…………

Пилот управляет самолетом, а повар……….

Рисуем карандашом, а пишем………….

Летом идет дождь, а зимой….....

Методика 7.

Составление словосочетаний и предложений. ( Дополни предложения нужными числительными)

Я живу в доме номер_________

В нашем доме _____________________этажей.

Наша квартира на____________этаже.

В нашей квартире__________комнаты.





 

 Инструкция проведения итоговой комплексной проверочной работы.



Работа рассчитана на 2 урока с перерывом (35 мин + 15 мин +35 мин). До начала выполнения работы её необходимо подписать. Если ребенок затрудняется, учитель может подписать работу сам.

Начинается выполнение работы с чтения текста. По сигналу учителя дети приступают к чтению и по его сигналу через 1 минуту отмечают, где они остановились. О том, что проверяется темп чтения «про себя» детям заранее не сообщается. Далее дети выполняют работу самостоятельно. Если ребенок затрудняется самостоятельно прочитать и понять задание, в этом случае возможна индивидуальная помощь учителя.

Тест состоит из двух частей - обязательной (задания 1-12) и дополнительной (задания 13-20). Задания дополнительной части выполняются учащимися добровольно, в произвольном порядке (если они справились с обязательной частью).

В конце работы учителю нужно написать, если у ребенка есть нарушения речи (занимается с логопедом).

Заполняя таблицу результатов, обращайте внимание на формулы, в которых делителем будет количество детей в классе.





















































Итоговая комплексная работа

МОУ СОШ № ________________________________________Класс 1 "___"

Ученика (цы)_____________________________________________________

Фамилия, имя (полностью)

Дата "___" ____________ г.

1. Возьми в руки карандаш и начни читать текст. По сигналу учителя поставь палочку после того слова, до которого дочитал. Дочитай текст до конца.





Зайка-зазнайка

11

Жил в лесу заяц косой, косил траву косой. По лугу носился, на

20

кочку спать ложился, друзей не сторонился. Со всеми дружно жил:

28

с медведем воду возил, вместе грядки поливал, волка в магазин

35

сопровождал, ежу грибы собирать помогал. Работал – не ленился.

43

Потом загордился: лежит, загорает, ничего не делает, а со всеми

51

обедает. Если не дают, поднимает бунт: ушами хлопает, ногами

60

топает, тарелками гремит. Всё бы сидел да морковку ел.

65

Обиделись звери: «Не хотим с лодырем дружить».

74

Утром солнце поднялось, в небе разлеглось да всю заячью капусту



и высушило. Вспомнил заяц, что надо огород поливать, да



некого позвать. Сам кое-как воды в бочку налил, а везти нету



сил. До тёмной ночи бился – ничего не добился.



Волк за хлебом сходил, медведя и ежа накормил. Зайцу помогать



не стал, а в лес убежал. Медведь наелся-напился и спать завалился.



Ёж тоже хорош: свернулся в клубок и медведю под бок.



Так заяц один и остался. Плачет, рыдает, друзей вспоминает.



Понял теперь – нехорошо лениться и перед друзьями гордиться.



  1. Выпиши из текста первое предложение. Проверь. Если ошибся, исправь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Поставь ударение в словах:

ГРИБЫ ОГОРОД ЛОДЫРЬ



  1. Укажи количество букв, звуков и слогов в словах:

МЕДВЕДЬ ______букв; ___________звуков; ________слогов

ЁЖИК ______букв; ___________звуков; ________слогов

ХЛЕБ ______букв; ___________звуков; ________слогов



  1. Вспомни текст. Соедини стрелочками с кем из зверей, какую работу выполнял заяц.

МЕДВЕДЬ ГРИБЫ СОБИРАЛ

ВОЛК ГРЯДКИ ПОЛИВАЛ

ЕЖ В МАГАЗИН СОПРОВОЖДАЛ

6. Поставь √ галочку в рамочку под рисунком, где изображено, о ком рассказывается в сказке.



  1. Запиши цифрами, сколько морковок нарисовал художник на каждой картинке

  1. Найди закономерность. Запиши цифрой, сколько морковок должно быть на следующей картинке.



  1. Найди значение выражений, сравни их и поставь в квадратики между ними знак ,



7 – 6 7 – 3 3 + 4 3 + 6



  1. Что относится к неживой природе? Поставь √ галочку в рамочке под таким рисунком.



11. На картинках изображены действия школьника утром перед школой. Расставь в рамочках номера по порядку.









  1. Поставь √ галочку в рамочке, под изображением «лишнего» животного









Дополнительные задания

  1. Нарисуй, как умеешь, схему слова ЗАЯЦ _____________________

  2. Напиши в рамочке знак, которым заканчивается предложение, в котором о чём-нибудь спрашивается



  1. Напиши, что означает слово ЛОДЫРЬ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Выпиши из текста предложение, которое объясняет смысл сказки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Заяц полил 4 грядки капусты, а медведь на 3 грядки больше. Сколько всего грядок полили друзья? Запиши решение и ответ.



Ответ: друзья полили грядок.



  1. В

10

пиши числа в пустые клетки, чтобы вдоль сторон квадрата сумма чисел была равна 10.













  1. Поставь √ галочку в рамочке, рядом с изображением птицы, которая прилетает к нам зимой.





  1. Запиши 1 название объекта живой природы, 1 название объекта неживой природы и 1 название того, что сделано человеком

Объект живой природы

Объект неживой природы

Сделано человеком














Кодификатор тем

№ п/п

Диагностируемые предметные умения

Базовый уровень

Количество баллов

1

Темп чтения про себя

0-4

2

Умение грамотно списать предложение, проверить, исправить допущенные ошибки

2

3

Умение поставить ударение в словах

3

4

Умение производить звукобуквенный анализ слов

3

5

Умение соотносить персонажа сказки с его действием

3

6

Умение определить главного героя сказки

1

7

Умение соотнести число и количество предметов

3

8

Умение определить закономерность и продолжить последовательность чисел

2

9

Умение находить значение выражения, сравнивать

3

10

Умение различать объекты живой и неживой природы

2

11

Умение выстраивать последовательность действий в соответствии с режимом дня школьника

4

12

Умение различать диких и домашних животных

2



Повышенный уровень



13

Умение производить звукобуквенный анализ слов графически

2

14

Умение оформить в письменной речи вопросительное предложение

2

15

Умение объяснить значение слова

3

16

Умение выделить главную мысль сказки и записать

2

17

Умение решать задачу в два действия

2

18

Умение составлять математические выражения из трех слагаемых, знание состава числа 10

2

19

Умение различать птиц, прилетающих зимой в Самарскую область

1

20

Умение привести примеры объектов живой, неживой природы, сделанных руками человека

3



Регулятивные универсальные учебные действия



2, 18

Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

4

11

Определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

4



Познавательные универсальные учебные действия



2,16

Поиск и выделение необходимой информации

4

15

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

3

7, 13, 14

Знаково-символическое моделирование

7

20

Структурирование знаний

3

10, 12

Выбор оснований для сравнения, классификации

4

4,10

Анализ объектов с целью выделения признаков

5

5,6

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста

4

8,17

Построение логической цепи рассуждений

4

9,18

Самостоятельное создание способов решения математической проблемы

5

Критерии и оценка темпа чтения про себя :

4 балла – темп чтения составляет более 40 слов в минуту;

3 балла – темп чтения составляет от 31 до 40 слов в минуту;

2 балла – темп чтения составляет от 21 до 30 слов в минуту;

1 балл – темп чтения составляет от 11 до 20 слов в минуту;

0 баллов – темп чтения ниже 10 слов в минуту



7



‹›




Фамилия, имя_________________________________________класс 1__

1.Напиши письменные строчные буквы

Б, К,З,Ц,Ч,Я,Е,Ю,З_________________________________________________

2. Обведи правильные буквы.

3.Спиши предложение. Лена идёт в школу.___________________________________________________________________

4.Напиши под диктовку предложение.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Сколько слов в предложении? Девочка идёт домой.___________________________________________________________

6.Сколько слогов в слове?

Сок___,школа___,яма___,юбка___,игрушка___,дети__,школьник___

7.Раздели слова на слоги, выпиши третий слог ученица, гитара, телевидение______________________________________________________

8.Напиши, сколько звуков в слове: коньки__, мир___,шуба____, лес__, пыль, листок___, яма__

9.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

10.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________







2класс

Фамилия, имя_________________________________________класс 2__

1.Спиши предложение. Определи, сколько слов в предложении.

Пример: Лена идёт домой.(3сл.)

День был очень тёплый. Около дома росла высокая берёза.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Напиши под диктовку предложения.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Сколько слогов в слове?

Сок___,школа___,яма___,юбка___,игрушка___,школьник___,каникулы____

4.В слове ученица выпиши третий слог_____________________________________________________________

5. Составь и запиши слова из слогов: нок, ко, тё___________,ран, ка, даш__________________, ха, му_________, вать, кро____________________

6.Сколько звуков в слове: дом__, мир___, шуба____, лес____, листок_____

7.Напиши первую букву слова____________________________________________________________

8.Напиши последнюю букву слова____________________________________________________________

9. .Подчеркни слова, которые отличаются согласными звуками

Мел-мель, бак-бок, дым- дом, почка-бочка, сын-сон, угол-уголь, кот-кит

10.Напиши буквы, которые спрятались за штриховкой. Обведи правильные буквы.



 

3-4 классы

Фамилия, имя_________________________________________класс 3-4___

1.Спиши предложения.

Мышь-малютка – самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Запиши под диктовку:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Раздели слова на слоги:

Машина, игра, яма, яблоко, осень, учительница, девочка

Выпиши слова, состоящие из двух слогов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В слове учительница выпиши третий слог _________________________

5.Составь слово из слогов:

Га, ду, ра________________, та, пус, ка______________________________,

тель, чи, у_______________, иг, ки, руш_____________________________

6.Посчитай, сколько слов в предложении:

Дети идут в школу. (__) Мама купила Пете игрушку.(__) У Натальи новый рюкзак.(__) На ёлке зажглись электрические лампочки.(__)

7. Составь предложение из слов:

-Бабушка, шерстяной, вязать, носки._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-По, идти, широкий, мальчики, дорога.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Груша бабушка внучка давать спелая.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Запиши первую букву слова_________________________________________________________________

9.Запиши последнюю букву слова.

_________________________________________________________________

10. Исправь ошибку и запиши предложение верно.

Над большим деревом была глубокая яма.______________________________________________________________________

На яблони висели спелые яблоко.____________________________________________________________________

Собака вышла в будку._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________













Методические рекомендации

Диагностика письма проводится фронтально в сентябре (1-15), в мае(15-30). В 1-х классах фронтальная диагностика проводится только в конце учебного года. В начале учебного года проводится индивидуальная диагностика устной речи.

1класс

В конце учебного года, в первом классе, определяется

1-2 задания: Знание рукописных букв.

3-4 задания: Формирование навыка письма.

5 задание: Навыка языкового анализа.

6-7 задания: Навык слогового анализа слов.

8-11 задания: Навык звукового анализа слов.

9-слова с 1 гласным под ударением, без ударения, согласными ( аист, облако, ухо, эхо, иней, ананас, утюг, игра, эскимо, робот, дом, тыква, жук, шапка, зонт, сапоги)

10-( коты, сон, лес, овощи, эскимо, портрет, клоун, мяч, огурец, лещ, лапа, стол, мотор, сироп, петух.

2.Узнавание букв в усложнённых условиях (зашумлённых, написанных пунктирной линией)

2класс

1-2 задания: Формирование навыка письма. Навык языкового анализа.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова для 7-8зад. см. в заданиях 1 класса)

10 задание: Узнавание букв в усложнённых условиях.

3-4 класс

1-2 задания: Навыка письма.

3-5 задания: Навык слогового анализа и синтеза слов.

6-7 задание: Навык языкового анализа и синтеза.

8-9 задания: Навык звукового анализа слов. (слова см. в заданиях 1 класса)

10 задание: Верификация предложений.



Диктант для 1 класса: (конец уч.года):

1. У Ольги и Юли коньки. Они идут на каток. Вот и парк.

2. У Коли жил щенок. Звали щенка Барсик. Хвост у Барсика пушистый. Коля и Барсик друзья.

3. Вася и Зина друзья. Ребята идут в парк. У Зины санки. Вася взял лыжи. Малыши катались с горки.



Диктант для 2 класса:

1.Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнце светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина.

2.Наступила весна. Целый день светит яркое солнце. Деревья проснулись от зимнего сна. Появились почки и нежные листочки. На лугах много ранних цветов.



Диктант для 3 класса:

1.Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замёрзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерён.

2.Был тёплый денёк. Дул тёплый весенний ветерок. Ребятишки пошли в берёзовую рощу. В овраге журчал ручеёк. Слышалась звонкая песня жаворонка. Дети нашли в кустах ёжика.

3. Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно речки было песчаное. Со дна били студёные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

4. Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зеленый лужок прилетели пчелы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели.

Диктант для 4 класса: (начало уч.года)

Для диагностики предлагаются диктанты варианта 3 класса.

В конце учебного года фронтальная диагностика в 4-х классах не проводится.

Спецификация диагностических материалов обследования письменной речи обучающихся младших классов ( Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой.

1.Назначение диагностической методики.

Методика применяется для выявления у младших школьников нарушений письма; проектирования коррекционной работы; комплектования групп на основе общности механизма нарушения письма; отслеживания динамики формирования письма и оценки эффективности коррекционного воздействия. Тестовая методика проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012.№ 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» в части « создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья».

2.Условия проведения диагностической методики.

Форма проведения: обследование проводится фронтально, в небольших группах детей, или индивидуально. Перед выполнением письменных работ детям объясняется процедура проведения обследования. В разных классах или группах детей диктант проводит один и тот же педагог. Текст диктанта читается громко, с одинаковой скоростью, чёткой артикуляцией, но без проговаривания сложных для написания мест в словах.

3. Время проведения обследования.

Общая продолжительность обследования устной речи- 40 минут, из них время проведения обследования-30 минут, время для проверки выполнения заданий-5 минут( на каждого обучающегося), время для анализа допущенных ошибок-5 минут ( на каждого обучающегося).

4. Содержание и структура диагностической методики.

Содержание методики определяется на основе документов: -Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования. – Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников: пособие/под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой.-М., 2008.

Оборудование

Тексты для учителя-логопеда к проведению письменных заданий ( диктант, списывание) для учащихся 1-4 классов; тексты для учащихся 1-4 классов при выполнении задания на списывание ( индивидуальный раздаточный материал).

Особенности методики

Обследование проводится при выполнении слухового диктанта. Дополнительно используются следующие виды работ: списывание с печатного и рукописного текстов. Отбор материала проведён на основе лингвистического анализа текстов.

Методика обследования письма является стандартизированной. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Общая сумма баллов, начисленных за ошибки, позволяет оценить степень выраженности нарушения и охарактеризовать у учащихся уровень сформированности контроля за процессом письма, который определяется вычитанием числа ошибок, найденных и верно исправленных обучающимся, из общего количества допущенных ошибок. Все обнаруженные ошибки делятся на дисграфические, дизорфографические, аграмматические и метаязыковые. Для констатации дисграфии в письменных работах подробно анализируются только ошибки первой группы. К дисграфическим отнесены ошибки, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма, который предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки распределяются на несколько групп с учётом причины возникновения: 1) замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством гласных и согласных звуков; 2) оптические ошибки; 3) моторные ошибки; 4) зрительно-моторные ошибки; 5) зрительно-пространственные ошибки; 6) ошибки звукового анализа и синтеза.

Примечание

Одни и те же контрольные задания предлагаются для выполнения дважды. Учащиеся выполняют их в конце учебного года ( в мае) и в начале нового учебного года ( в сентябре) при переходе в следующий класс. Например, материал, используемый для обследования в конце 1 класса, даётся ещё раз в начале 2 класса и т.д. Сравнение двух одинаковых работ, выполненных в разное время, позволяет выявить у одних детей утомляемость, возникающую к концу учебного года, у других- распад сформированных стереотипов письма. Обнаруживаемый в начале нового учебного года. В одном случае наблюдается большее количество ошибок в конце учебного года, а в другом случае - в начале нового учебного года. Полученные сведения позволяют проектировать направления коррекционной работы. Результаты работ детей, требующих посторонней помощи и не справившихся с заданием в отведённое время, фиксируются. Для обследования следует выбирать одно и то же время, например первую половину дня.













Контрольные тексты

1 класс ( конец обучения)

Диктант

Гроза

Стоит тёплый летний день. По небу плывёт большая туча. Вот ударил сильный гром. На землю упали первые капли. Полил дождик. Куда бежать? Вася и Юля укрылись под навесом.

30 слов, 82 согласных, 59 гласных, 5 мягких знаков, 13 кластеров в словах.

Списывание ( с печатного текста)

Ёжик

Тёплые лучи разбудили лес. От старой ели легла тень. Вылез тощий Ёжик. Он стал искать пищу.

18 слов, 47 согласных, 37 гласных, 2 мягких знака, 7 кластеров в словах.

Списывание ( С рукописного текста)

Журавль

Жил на болоте журавль. Он построил избушку. Журавлю стало скучно жить одному. Он позвал в гости цаплю.19 слов, 57 согласных, 39 гласных, 2 мягких знака, 14 кластеров в словах.

2 класс ( конец обучения)

Диктант

Кувшинки

На далёком лесном озере расцвели чудесные кувшинки. Их стебелёк был высоко поднят над водой. На стебельке виднелся большой круглый цветок. Он был очень красив на фоне тёмной воды. Как золотой шарик рядом с большими зелёными тарелками листьев. Высокие сосны любовались красивыми цветами. Словно золотые кораблики плывут по гладкой воде озера.

54 слов, 173 согласных, 121 гласная, 6 мягких знаков, 30 кластеров в словах.

Списывание (с печатного текста)

Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло то дерева. Утром грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу.53 слова, 165 согласных, 121 гласных, 2 мягких знака, 29 кластеров в словах.

Списывание ( с рукописного текста)

Лягушка

Жила-была на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Однажды она сидела на сучке, высунувшись из воды. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Дождик моросил по её лакированной спинке. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Это были утки. Они спустились в болото. Лягушка спряталась.

50 слов, 151 согласных, 113 гласных, 4 мягких знаков, 29 кластеров в словах.




3 класс ( конец обучения)

Диктант

Лето

Коротка летняя ночь. Заиграл первый луч солнца. Подул ветерок. Зашелестели листики. Всюду проснулась жизнь. На зелёный лужок прилетели пчёлы. Жужжат, торопятся к цветам мохнатые шмели. К лесной опушке слетаются птицы . Звенят в воздухе и радостные песенки. Прибегают на полянку лесные зверьки. Слышны разные звуки, шорохи, голоса. Вот белочка в рыжей шубке сделала лёгкий прыжок и оказалась на вершине сосенки. Ёжик пробежал в своё жилище. Хлопочут усердные воробьи.

68 слов, 227 согласных, 157 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.

Списывание ( с печатного текста)

Мышь-малютка

Мышь-малютка-самый маленький грызун в лесу. Весит она всего несколько граммов. Шёрстка у неё коричневая, глазки чёрные, грудка белая. Мышка-малютка ловко лазает по высоким стеблям, листьям, кустам. В высокой траве зверёк сплетает из травинок чудесное гнёздышко-шалашик. Оно подвешено на стебельке высоко над землёй. Не страшен мышке ветер и мороз. Утеплила она гнёздышко внутри мягкими былинками. Скоро там появятся крошечные мышата.

66 слов, 218 согласных, 155 гласных, 6 мягких знаков, 47 кластеров в словах.

Списывание ( с рукописного текста)

Енот

Живёт енот в дупле, а ночью бродит по болотам, берегам речек и озёр. Шёрстка у него длинная и густая. На хвостике окраска кольцами то светлее, то темнее. На морде шерсть чёрная с белой оторочкой. Поймает енот лягушку, рака, мышь, ящерицу и сначала пополощет их в воде. За это прозвали его енотом-полоскуном. Енот и жёлуди , и орехи, и ягоды тоже моет. Заодно и лапки помоет перед едой.

( по А.Тамбиеву)

70 слов, 167 согласных, 145 гласных, 4 мягких знака, 26 кластеров в словах.

4 класс ( конец обучения)

Диктант

Бабочки на дорожке

Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь- и только разноцветные камешки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели белые, жёлтые, голубые бабочки. Крылья у бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. Я иду, а они порхают над головой. Живая пёстрая лента кружится волной и опускается на тропу. И только четыре бабочки с яркими крылышками взлетают вверх. Обратно я иду после обеда. Трава просохла, раскрылись цветы. И бабочки прочь с нагретой солнцем тропинки.

82 слова, 234 согласных, 183 гласных, 6 мягких знаков, 56 кластеров. Слова для справок: вверх, обратно.

Списывание ( с печатного текста)

На берегу речки меня встречает маленький куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаются, сходятся в тропинки. Иду по следу и у куста вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Куличи кружат вокруг меня. Один отбегает от гнезда и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает. Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе-всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улетели, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличков.

( По Ю. Фролову)

79 слов, 232 согласных, 179 гласных, 1 мягкий знак, 54 кластера.

Списывание ( с рукописного текста)

Берёза

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёшь к берёзке, прижмёшься щёткой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует своей красотой. Жизнь у берёзы не лёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники вяжут, и бересту дерут. На туески. Состарится берёза, рухнет на землю, придавит лесную траву. Сгниёт древесина и превратится в труху. Упадёт сверху маленькое семечко, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, берёзка тянет листики-ладошки из старого пня.

( По Ю.Фролову)

78 слов, 231 согласная, 172 гласных, 7 мягких знаков, 46 кластеров.