Комплекс направлен на коррекцию произношения звука [ч] и на развитие фонематического слуха
Правило красивой речи | Согласные произносить чётко, легко, свободно, без напряжения. При произнесении звука [ч] губы округляются и вытягиваются рупором. Кончик и спинка языка поднимаются вверх и прижимаются к бугорочкам за верхними зубами, а затем резко отрываются. |
Упражнения |
1. «Наказать непослушный язычок» | Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти. |
2. «Чашечка» | Широкий язык положить на нижнюю губу. Приподнять края языка вверх и удержать под счёт до 5. |
3. «Приклей конфетку» | Положить широкий кончик языка на нижнюю губу, а затем приклеить кончик языка к нёбу за верхними зубами. |
4. «Грибок» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.). |
5. «Кто дальше загонит мяч» | Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. |
6. «Вкусное варенье» | Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. |
7. «Маляр» | Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. |
8. «Лошадка» | Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). |
9. «Произносим звуки» | Произносить звуки [т’] и [ш’] сначала по отдельности, а затем слитно до получения звука [щ]. |
10.«Кузнечик стрекочет» | Как стрекочет кузнечик? Вот послушайте: ч-ч-ч-ч. Давайте поигра- ем в кузнечиков. |
11. «Произносим слоги» | Запомни и повтори: ач-оч-уч ыч-яч-ёч юч-ич-еч ач-еч-яч оч-уч-юч уч-ёч-ич ыч-еч-ач еч-юч-оч ча—чо—чу чи—чё—чу чо—чу—ча чё—чи—чу чу—чи—че ча—чё—чи чи—чо—чу чо—чу—чё |
12. «Произносим слова» | Повторяйте за мной слова: очки, мальчик, очень, чтение, читать, Танечка, Вовочка, внучок. |
13. «Перескажем рассказ» | Перескажите рассказ. Очки. Вовочка - маленький мальчик. Он очень любит чтение, но не знает букв и поэтому не умеет читать. Танечка учится в школе. Она умеет читать и писать. И Вовочка хочет научиться читать кни- ги. А пока внучку читает книги дедушка. Дедушка надевает очки, садится с внучком на диван и начинает читать. -Дедушка, купи мне очки! Я очень хочу научиться читать! (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) |