Тема урока «Согласные звуки [к] [ к’] и буква К»/№58, обучение грамоте, 1 класс, УМК «Перспективная начальная школа». (О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева). Азбука: учебник – М.: Академкнига/учебник, 2011г. Н.Г. Агаркова, Ю.А, Агарков.
Класс: 1 класс.
Уровень: общеобразовательный.
Тип урока: изучение нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями).
Вид урока: традиционный.
Цель урока: формирование представлений о звуках [к] [к’] парных по твердости- мягкости; ознакомление с их буквенным обозначением.
- формировать наглядно-образные представления о звуке, слоге, слове, предложении, тексте.
- понимать цели работы, развитие умения удерживать поставленную цель в течение урока;
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Использованные методы и приемы: деятельностный метод, исследовательский метод, моделирование, работа с книгой по поиску нужной информации, создание учебной ситуации.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, программа SMART Notebook , программно-методический комплекс для интерактивной доски «Буквария, обучение чтению», З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий., 2011г.), карточки для самоанализа, шаблоны элементов печатных букв, магнитная доска, иллюстрации кота и кита, цветные круги из бумаги-«мишени», карточки для первичной проверки понимания материала, зеркальце (каждому ребенку).
Материалы для интерактивной доски разработаны Ивлевой М. Н.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Мотивационный этап. Организационный момент. |
Весело звенит звонок- Это начался урок. Ученики стоят у парт, Им учитель очень рад. Все ребята на местах? Все готово на столах? Давайте проверим, что вы приготовили для урока обучения грамоте. Ребята, вы уже знаете много букв, откройте алфавит на форзаце учебника, будем работать в парах. Сосед справа показывает и называет знакомые ему гласные звуки, а сосед слева – согласные. Соседи в паре помогают друг - другу и исправляют ошибки. Мы знаем, что буквы – это значки. А зачем нужно изучать буквы? | Проверяют на столе наличие учебника, тетради для печатания, конверта с шаблонами печатных букв и пенала. Работа в парах. Вспоминают изученные буквы, называют их с опорой на алфавит. Мотивируют свою деятельность: нужно изучать буквы, чтобы писать и читать. Отвечают на вопросы | Регулятивные УУД: - контроль и коррекция. Познавательные, Общеучебные УУД: Выделение смысла деятельности. Регулятивные УУД: - фиксирование индивидуального затруднения. Коммуникативные УУД: - взаимодействие в паре, учет мнения собеседника Личностные УУД: - смыслообразование (установление связи между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется); - формирование положительной мотивации. |
Подготовка к усвоению нового материала |
Ребята, какие звуки вы знаете? (согласные и гласные) Игра «тир» В нашем тире спрятаны схемы-модели согласных и гласных звуков, только они закрыты мишенями. Выбирайте цвет мишени и дайте характеристику звуку, который за ней спрятался. (Материалы игры смотри приложение 1). | Выбирают понравившийся цвет, и дают характеристику звуку по его условным обозначениям. | Познавательные, Общеучебные УУД: - формирование умения извлекать информацию из схем-моделей единиц русского языка; |
Целеполагание, постановка задач урока. |
Посмотрите, на доске две иллюстрации, кто на них изображен? (кот и кит). Произнесите эти слова, выделяя первый звук. Произнесите эти звуки изолированно. А теперь попробуйте назвать тему нашего урока. Чему мы должны сегодня научиться? Помогать нам в этом будет герой, которого любят все дети. Загадка: В цирке он смешнее всех. У него – большой успех. Только вспомнить остается, Весельчак тот, как зовется? (клоун) На уроке мы будем выполнять разные задания, чтобы достичь нашей цели, и после выполнения задания, будем закрашивать один мячик у клоуна. Если вы легко справились заданием – красным цветом, если вам показалось задание немного трудным – желтым цветом, ну а если очень трудным – синим цветом.(смотри Приложение 2) | Называют слова кот и кит с опорой на иллюстрацию. Произносят слова, выделяя первый звук, произносят звуки изолированно. Делают вывод, что тема урока « звуки [к] [к’] и буква К». Определяют цели урока.
Отгадывают загадку. | Познавательные, Общеучебные УУД: - формирование умения выделять первый звук в слове; - подведение под понятие; - выделение необходимой информации; - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: - умение полно и точно выражать свои мысли. |
Операционный этап. Усвоение новых знаний |
Откройте учебники на странице 63 и посмотрите на звуковые схемы и иллюстрации к ним. Первые звуки в этих словах мы уже выделили, назовите их. Теперь возьмите зеркальце, сейчас мы будем «исследовать» новые звуки. Произнесите звук [к] и посмотрите, как работает ваш рот. Поднесите ладонь ко рту ощутите струю воздуха. Какой вывод можно сделать? Давайте теперь проверим звонкий звук или глухой. Как мы это делаем? Подставьте к горлышку ладонь. Сделайте вывод. Что вы можете еще о нем сказать? Давайте обобщим все, что мы узнали о звуке [к] и дадим ему характеристику. Найдите на доске в игре «тир» модель этого звука. Давайте теперь «исследуем» первый звук в слове кит и сравним его со звуком [к]. Чем же он отличается? Почему? Найдите на доске модель звука [к’]. Рефлексия данного этапа. «Исследование» наше завершено, те, кто считает, что выполнил это задание возьмите листок с клоуном и раскрасьте первый слева мяч, раскрасьте красным, желтым или синим цветом, в зависимости от степени трудности этого задания. | Открывают учебник, рассматривают схемы, иллюстрации к словам кот и кит. Называют первые звуки [к] [к’]. Произносят изолированно звук и наблюдают в зеркало. Губы приоткрыты, язык смыкается с небом – образуется преграда. Струя воздуха прерывается. Делают вывод о том, что это согласный звук. Подставляют ладонь к горлышку и смотрят, есть ли вибрация. Если вибрация отсутствует звук глухой. Делают вывод о глухости звука [к]. Звук [к] – твердый, потому что за ним стоит звук [о] – показатель твердости. Обобщают: согласный, твердый, глухой. Находят модель звука на доске. Наблюдают за произношением звука [к’] в зеркальце. Делают вывод о том, что артикуляция схожая, звук – согласный, глухой. Обращают внимание на мягкость звука, называют причину – последующий согласный [и]. Находят на доске нужную модель. Анализируют проделанную работу: справились ли с заданием, как справились - легко, с затруднением или было сложно. | Познавательные, Общеучебные УУД: -продолжаем формировать умение ориентироваться в учебнике; - формируем умение переводить информацию в схемы-модели единиц русского языка; - формирование умения выделять нужный звук в слове, давать ему характеристику и графическую модель; - формирование умения наблюдать, на основе полученной информации делать выводы; - осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные УУД: - формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия; - контроль процесса деятельности. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; - планирование учебного сотрудничества. |
Динамическая пауза: игра на внимание «Класс». Учитель называет действие, а дети выполняют его в том случае, если звучит слово «класс» (например: класс, присесть). | Выполняют движения, только, когда звучит: «класс…». | Регулятивные УУД: - развитие внимания |
Звуки [к] [к’] обозначаются на письме буквой К. Откройте учебник и найдите букву К в алфавите, обратите внимание на то, как она правильно называется. | Открывают алфавит в учебнике, ищут букву К и читают под символом ее название. | Познавательные, Общеучебные УУД: -продолжаем формировать умение ориентироваться в учебнике; |
Посмотрите на интерактивную доску. Изображен гном-мастер, он сейчас для вас сконструирует букву, смотрите внимательно, какие элементы он для этого будет использовать. Назовите их. Сравните заглавную и строчную буквы. В каких случаях используется заглавная буква? А теперь возьмите конверты с шаблонами и сконструируйте на парте строчную и прописную печатные буквы К к. (Программно-методический комплекс для интерактивной доски «Буквария, обучение чтению»,З.А. Зарецкая, Д.В. Зарецкий., 2011г.). Взаимопроверка в парах. Сравнение с образцом на доске. (Интерактивная доска выключается). Рефлексия данного этапа. Те, кто справился с этим заданием, раскрасьте второй мяч у клоуна. Если задание показалось легким раскрасьте мяч красным цветом, если вам показалось задание немного трудным – желтым цветом, ну а если очень трудным – синим цветом. | Смотрят на доску, обращают внимание на элементы. Называют элементы букв. Проводят сравнение заглавной и строчной букв. Конструируют из шаблонов печатные букв К к. Взаимопроверка. Самостоятельно анализируют свою проделанную работу: закрашивают мяч в том случае, если задание выполнено и выбирают цвет в зависимости от индивидуальной степени сложности задания. | Познавательные, Общеучебные УУД: - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; - моделирование и конструирование; Регулятивные УУД: - контроль: - коррекция; -фиксирование индивидуального затруднения. Коммуникативные УУД: - взаимодействие в паре, учет мнения собеседника. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия; Регулятивные УУД: - контроль процесса деятельности. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; - планирование учебного сотрудничества. |
Зарядка для глаз: Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза) Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открываем глаза, взглядом рисуем мост) Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Глазами рисуем букву У) Вверх поднимем, глянем вниз. (Глаза поднимаем вверх, опускаем вниз) Вправо, влево повернем. (Глаза смотрят вправо- влево) Заниматься вновь начнем. (Повторить упр. 3 раза). | Выполняют движения глазами. | |
Закрепление новых знаний. |
Вернемся к учебнику. Найдите три схемы слов, с которыми мы еще не работали. Какие слова в них спрятались? (куст, кедр, карта). Проанализируйте схемы и сравните три слова между собой. Что общего? В чем различия? Выделите первый звук в каждом слове, и дайте ему характеристику. Рефлексия данного этапа. Ребята, обратимся еще раз к клоуну, сколько мячей у него осталось? Скажите, мы можем уже закрашивать третий мяч? (можем - мы выполнили новое задание). А в каком случае закрашивать нельзя? А зачем мы это делаем? Найдите третий мяч, если задание показалось легким, раскрасьте мяч красным цветом, если вам показалось задание немного трудным – желтым цветом, ну а если очень трудным – синим цветом. | Находят нужные схемы. Называют слова куст, кедр, карта. Анализируют, выделяют общий звук [к] в словах куст и карта. В слове кедр выделяют звук [к’] (отличие). Дают характеристику этим звукам. Сравнивают количество звуков (куст, кедр – 4 звука, карта – 5 звуков). Сравнивают количество слогов (куст, кедр –1 слог, карта –2 слога). Анализируют проделанную работу. Объясняют смысл работы по самоанализу. Закрашивают третий мяч. | Познавательные, Общеучебные УУД: - анализ схем; -сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - выделение необходимой информации; - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные УУД: - аргументация своего мнения; - развитее умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия; Регулятивные УУД: - контроль процесса деятельности. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; |
Первичная проверка понимания Нового материала. | | |
Хоровое чтение слогов в учебнике. Чтение цепочек слов в учебнике с постепенным нарастанием слогов. Например: ко – кот – котик - котята. Чтение в паре с взаимопроверкой. | Читают хором. Чтение цепочек слов в паре. Контроль и взаимопроверка друг - друга. | Познавательные, Общеучебные УУД: - формирование умения ориентироваться в учебнике и тексте; - формирование умения переводить значки-символы в звуковую речь; - выявление трудностей в усвоении материала. - коррекция. Коммуникативные УУД: - формирование умения работать в паре. |
Повторение пройденного материала |
Работа с интерактивной доской. (проектор включается). Задание 1. Помоги словам найти свой домик.  Задание 2. На доске много разных символов, найдите среди них правильные буквы К. Один ученик работает у доски, остальные индивидуально по карточкам (приложение 3).  Задание 3. Найди слова , в которых буква К стоит в начале, поставь их на красную линию и раздели на слоги.  Задание 4. Составьте из слов скороговорку, и соотнесите ее со схемой на доске. Проговорите скороговорку четко быстро.  Рефлексия данного этапа. Закрашивают четвертый мяч клоуна, выбирая цвет в соответствии с уровнем сложности. | Читают слова, анализируют их звуковой состав, выделяют звуки [к] [к’] и передвигают к нужному домику. У доски работают один или несколько детей по очереди, остальные контролируют и проверяют. Один или несколько человек работает у доски, остальные контролируют, проверяют, помогают. Анализируют символы, выбирают из них букву К. Один ученик работает у доски, остальные с тем же заданием работают индивидуально. Читают слова хором с учителем, составляют скороговорку и соотносят слова с заданной моделью предложения. Самостоятельно анализируют свою проделанную работу: закрашивают мяч в том случае, если задание выполнено и выбирают цвет в зависимости от индивидуальной степени сложности задания. | Познавательные, Общеучебные УУД: -сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; - выделение необходимой информации; - построение логической цепи рассуждений; - формирование умения делить слова на слоги. Коммуникативные УУД: - аргументация своего мнения; - развитее умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные, Общеучебные УУД: - анализ схем; - формирование умения извлекать информацию из схем-моделей единиц русского языка. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия; Регулятивные УУД: - контроль процесса деятельности. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; - планирование учебного сотрудничества. |
(Проектор выключается). Самомассаж с элементами расслабляющих упражнений для глаз. | Закрывают глаза «рисуют» восьмерку, открывают глаза переносят взгляд ладони в окно. Проводят пальцами по бровям, вокруг глас, движутся по переносице, по щекам. Массаж ушей и висков. | |
Обобщение и систематизация новых знаний. |
Чтение текста в учебнике с.64 «Соседи Кондрата». Слова, разделенные на слоги, читаем хором и проговариваем. Самостоятельное чтение текста с установкой на понимание содержания. Ответы на вопросы. - Где стоит дом Кондрата? - Что заметил Кондрат на доме утром? - Почему он рад таким соседям? Рефлексия данного этапа. Те, кто прочитал текст и ответил на вопросы, раскрасьте последний мяч у клоуна. Если задание показалось легким раскрасте мяч красным цветом, если вам показалось задание немного трудным – желтым цветом, ну а если очень трудным – синим цветом. | Читают хором слова, разделенные на слоги, и проговаривают их. Самостоятельно читают текс. Отвечают на вопросы. | Познавательные, Общеучебные УУД: - формирование умения ориентироваться в учебнике и тексте; - формирование умения переводить значки-символы в звуковую речь; - выявление трудностей в усвоении материала. - коррекция; - формирование умения находить нужную информацию в тексте. |
Подведение итогов урока |
Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Достигли мы ее? Что мы делали для этого? Расскажите, что вы узнали о звуках [к] [к’]. Какой буквой на письме эти звуки обозначаются? | Отвечают на вопросы. Анализируют проделанную работу на уроке. Подводят итог урока. | Познавательные УУД: - рефлексия способов деятельности; Регулятивные УУД: - контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; - планирование учебного сотрудничества. |
Рефлексия |
Ребята, понравился вам урок? Что было самым интересным? А теперь посмотрите на нашего клоуна. Все ли мячики у вас закрашены? Что это значит? (выполнение всех заданий). Если все мячи закрашены, вы молодцы. Мячей, какого цвета больше? Что это значит? (было ли трудно на уроке). Всем спасибо за урок! | Каждый ребенок поэтапно анализирует проделанную работу. Выявляет выполненные и невыполненные задания, оценивает себя. | Регулятивные УУД: - контроль процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - использование критериев для обоснования своего суждения; Личностные УУД: - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
http//www/proshkolu/ru.
www/it-n.ru. –сеть творческих учителей.
Приложение 1.
Графические модели звуков.
Приложение 2.
Индивидуальная карточка для поэтапной и итоговой рефлексии.
Приложение 3.