Конспект урока литературного чтения

Категория: Литература

Урок составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ


Литературное чтение

УЧИТЕЛЬ


Антонова Марина Васильевна

КЛАСС


ТЕМА УРОКА


И.С. Тургенев «Воробей»

РЕСУРСЫ


Компьютер, проектор. презентация

ТИП УРОКА


открытия нового знания

ЦЕЛЬ УРОКА


Знакомство с произведением И.С. Тургенев «Воробей»

ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие

  1. Формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

  2. Уметь анализировать литературное произведение

Развивающие

  1. Развитие умения определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом;

  2. Развитие навыков выразительного чтения.

Воспитательные

  1. Воспитывать интерес к творчеству писателя;

  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ



Предметные

Уметь восстанавливать сюжетную линию рассказа, характеризовать героев произведения, уметь анализировать литературное произведение, работать над правильным и выразительным чтением;

Метапредметные

Уметь строить устное высказывание; выслушивать разные точки зрения; аргументировать свою позицию.

Личностные

Проявлять интерес с творчеству И.С. Тургенев.
















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

№п/п

Этап урока и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Время: 2 мин

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

ЛУУД: повышение мотивации к учебно-творческому процессу;

РУУД: организовать свое рабочее место под руководством учителя.

2.

Актуализация опорных знаний. Пробное действие.

Цель: повторение ранее изученного материала. Выполнение обучающимися пробного действия. Фиксирование обучающимися индивидуального затруднения.

Время: 15 мин

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы

слышите слово «природа».

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы

слышите слово «природа».

-Сейчас я вам буду читать отрывки из различных произведений, которые вы уже прошли, ваша задача назвать, что это за произведение и кто его автор.

1.«Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей.»

2. «Она надела колечко на мизинец. Он был худенький, колечко на нём не удержалось, упало в глубокий снег около тропинки и сразу нырнуло на самое снежное дно.»

3. «Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слов, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться»

4. «Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

-Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком деду, будет закуска. Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.»

Сегодня мы заканчиваем работать с произведениями К.Г. Паустовского и переходим к знакомству с новым произведением.

Слушают учителя




-К.Г. Паустовский «Кот ворюга»






-К.Г. Паустовский «Стальное колечко»




-К. Г. Паустовский «Какие бывают дожди»





К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»




РУУД (Уметь принимать и сохранять учебную задачу)

КУУД (Уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.)

3.

Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места затруднения. Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Формулирование цели урока.

Время: 5 мин

-А теперь давайте отгадаем загадку

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков,

В тёплые края я не летаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый….

- Что вы знаете о воробье:

- это маленькая или большая птица? Слайд 2.

- сильная или слабая?

- есть ли у воробья враги, кого он боится?

- а что случится, если на воробья нападёт собака, кто победит?

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать?




-Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Воробей»

-А чтобы узнать фамилию автора, отгадаем ребус. А поможет вам алфавит. Числа, которые вы видите на слайде, это ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР букв в алфавите.



20, 21, 18, 4, 6, 15, 6, 3. Слайд 3.



(Тургенев). Слайд 4. Иван Сергеевич Тургенев





-Воробей
















- О воробьях

КУУД (Уметь строить речевое высказывание с поставленными задачами; сотрудничать в совместном решении проблемы)

РУУД (Уметь определять и формулировать тему и зачади урока)

4.

Открытие нового знания.

Цель: составление совместного плана действий. Создание условий для формулирования (открытия) «правила» урока.

Время: 20 мин


Учитель рассказывает краткую биографию автора (Слайд 4,5)

- Перед тем, как начнём читать, нам встретиться трудное слово.

-Как вы думаете что значит «благоговеть»?

-Давайте вместе его проговорим, чтобы у нас при чтении не возникло трудностей.

В тексте встретятся еще

слова, значение которых нам необходимо объяснить.

аллея

детище

трепетало


Первичное восприятие (чтение с остановками)


- После чтения 1,2 абзацев

- Как вы думаете, почему собака начала красться?

- Кого она могла увидеть?

Чтение 3 абзаца и начало 4 абзаца до слов «…сорвавшись …»

- Сбылись ли Ваши ожидания?

- Предположите, что будет дальше?

Чтение 4, 5, 6 абзацев

- Вы ожидали, что события будут развиваться именно так?

- Как Вы думаете, как повела себя собака?

Чтение текста до конца

- Ожидали ли Вы такую развязку?

- Что почувствовали, когда слушали этот рассказ?

-Какая главная мысль этого произведения? Что нам хотел сказать автор?

-Какие чувства вы испытывали, читая данное произведение?

-От какого лица написано произведение?

-Что заставило воробья жертвовать собой?

-Какой вывод делает автор? Прочитайте последний абзац.





Высказывают своё мнение

Благоговеть – относиться с глубочайшим почтением; очень сильно любить.

Вместе с учителем проговаривают слово «благоговеть»





Высказывают мнение, учитель дает правильное значение в случае затруднений





Читают по абзацам, отвечают на вопросы учителя.












Дети предполагают дальнейшее развитие действий












-Воробей храбрый, защищает своих детей. Любовь сильнее страха и смерти.

-Переживания, страх, гордость за птицу

-От первого


-Он спасал своих детей.

КУУД: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.



5.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

Цель: усвоение обучающимися новых способов действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

Время: 10 мин

-Прочитайте ещё раз текст

Работа в группах.

Составление плана рассказа по картинкам (работа в группах)

- На столах у каждой группы лежат рисунки к рассказу и конверт. Расположите эти картинки в нужном порядке. Затем выберите из текста предложения, которые можно подписать под каждым рисунком. А, если будет сложно это сделать, можно достать из конверта уже готовые напечатанные предложения и просто разложить их под картинками.

1. «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.» (слайд )


2. «Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки» (слайд )


3. «Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…» (слайд )




4. «Мой Трезор остановился, попятился…» (слайд )


5. «Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился благоговея» (слайд )





Читают текст и пытаются пересказать его.

РУУД (Уметь принимать и сохранять учебную задачу)




6.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: обучение новому способу действий при выполнении заданий с включением ранее освоенных ЗУНов.

Время: 3 мин

-О чем мы с вами сегодня поговорили?


- Какой урок из этого произведения вынесли вы для себя?


-О произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Воробей»

- Заботиться о своих близких, не обижать их

КУУД:

формирование умения грамотно строить речевые высказывания.


7.

Рефлексия деятельности.

Цель: оценивание обучающимися собственной учебной деятельности.

Обсуждение и запись домашнего задания.

Время: 2 мин

-Я вам сейчас выдам кружочки, эти кружочки поделены на три части, одну часть вам нужно закрасить.


-Записываем домашнее задание: подумайте, чем могла закончиться эта история.

Закрашивают часть кружочка.

Записывают домашнее задание.

ЛУУД (Проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
















Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас