Тема: «Сказуемое».
Класс: 5
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Цель урока: повторить сведения о сказуемом, известные учащимся из начальной школы; познакомить со способами выражения сказуемого; уметь определять способы выражения сказуемого, находить главные члены предложения.
Планируемые результаты:
Предметные: знать, что такое сказуемое, уметь находить главные члены предложения, определять способы их выражения
Личностные: формировать интерес к русскому языку, давать адекватную самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и незнания.
Метапредметные:
Познавательные УУД: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ; делать выводы, устанавливать закономерности.
Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, искать пути решения проблемы, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме.
Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в паре, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: работа в парах, коллективная.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Оргмомент. Введение в тему урока.
- Здравствуйте, друзья!
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
- Садитесь, ребята.
- Посмотрите на эти пары (СЛАЙД 1)
Первой выступает пара Синтаксис и Пунктуация.
Что обозначают эти понятия? Дайте им объединяющее название (разделы лингвистики)
- За ними дружно следуют Словосочетание и Предложение.
Объедините и эти понятия в одно. Это … . (единицы синтаксиса)
- А вот это пара пока неполная. Вы уже познакомились с Подлежащим.
А кто же выступает с ним в паре?
- Вы правы: это сказуемое.
Сегодня на уроке мы поговорим о СКАЗУЕМОМ.
Какой это член предложения? (Главный чл. предложения.)
- Как мы называем подлежащее и сказуемое? ( Грамматическая основа предложения)
Запись даты, вида работы, темы урока «Сказуемое» (СЛАЙД 2).
Формулирование целей урока.
- Как вы думаете, что мы должны вспомнить на этом уроке?
Чему мы должны научиться? Что узнать? (СЛАЙД 3)
Повторение известного материала о сказуемом.
Начнём с повторения уже известного вам материала о сказуемом.
Задание 1: вам нужно ответить на вопросы ДА или НЕТ (СЛАЙД 4)
Сказуемое – это главный член предложения? Да
Сказуемое обозначает предмет речи, то, о чём говорится в предложении? Нет
А что же обозначает сказуемое? (то, что делает предмет, т.е. сообщает о подлежащем)
Сказуемое отвечает на вопрос что делает предмет? Да
Сказуемое выражается глаголом? Да
Сказуемое подчёркивается одной чертой? Нет
А как оно подчёркивается? (двумя чертами)
Теперь сформулируем то, что вам известно о сказуемом (СЛАЙД 5)
Сказуемое – это ГЧП,
который обозначает- то, что сообщается о подлежащем,
отвечает на вопрос: что делает предмет?
выражается глаголом
подчёркивается двумя чертами.
Открытие нового знания.
Работа в парах:
сравните предложения и сделайте вывод, какой частью речи может быть выражено сказуемое, на какие вопросы оно отвечает.
Гроза постепенно удалялась.
Этот край очень скромен.
Птицы – наши друзья.
Первые листики зелёные.
Люблю я пышное природы увяданье.
Скинуло кафтан зелёный лето.
Утро свежо.
-Представим результаты деятельности.
- Какими частями речи выражены сказуемые в данных предложениях?
- Проверим себя, прочитав правило на стр.77
Решение учебной задачи
Слайд 6.
Дано (карточки):
Определение сказуемого:
Сказуемое – главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков (какой) предмет? Что такое предмет? Кто такой?
Предложения :
Гроза постепенно удалялась.
Этот край очень скромен.
Птицы – наши друзья.
Первые листики зелёные.
Люблю я пышное природы увяданье.
Скинуло кафтан зелёный лето.
Утро свежо.
- Как будем находить сказуемые?
– Предлагаю создать алгоритм. Перед вами конверт с описанием действий.
Задача: расположить пункты в нужном порядке (работа в парах).
- Представьте свои алгоритмы.
(приложение 2)
Физминутка:
Потрудились – отдохнём!
Станем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Внимание на экран! (СЛАЙД 6)
Запишите предложение, выделите грамматическую основу, укажите, чем выражено сказуемое: Книга – наш друг и советчик.
(СЛАЙД 7) Леса в этих краях хвойные.
Давайте обратимся к опорной схеме: способы выражения сказуемого
(СЛАЙД 8)
Заполним схему.
Расскажите, что такое сказуемое, используя эту схему (рассказ по схеме)
5. Тренировочные упражнения.
(СЛАЙД 9)
Перед вами следующее задание – текст на экране и в ваших рабочих карточках.
Задача: выделить грамматическую основу, определить способы выражения подлежащего и сказуемого.
Много по осени грибов уродилось.
Да какие молодцы!
Под тёмными ёлками боровики стоят.
У них кафтаны белые, шляпы на головах богатые.
Грибы – загляденье!
Под высокими соснами маслята с сыроежками растут.
Они тоже хороши!
Итак, к какому определению сказуемого мы пришли? Как дополнили свои представления об этом главном члене предложения? (СЛАЙД 10)
И ещё одно задание.
(СЛАЙД 11) Перед вами предложение: Зелёная ёлочка стоит на опушке леса. Назовите подлежащее. Найдите сказуемое.
А теперь перестроим предложение: Только ёлочка на опушке леса стоит зелёная.
Подлежащее? А осталось ли прежним сказуемое?
Оказывается, сказуемое может быть выражено и несколькими словами.
Итак, сказуемое – это то, что сообщается о подлежащем. Этот термин, как и термин подлежащее, ввёл М.В.Ломоносов.
(СЛАЙД 12)
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».
6. Итоги урока. Рефлексия.
Итак, что же нового вы узнали сегодня на уроке?
Достигли ли мы поставленных целей?
(СЛАЙД 13)
(СЛАЙД 14)
7. Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал, подготовить ответ на тему: «Способы выражения сказуемого»;
составить текст на тему «Зима» из 7 – 10 предложений , использовав в них разные способы выражения подлежащего и сказуемого.