Личностные результаты в освоении АООП
Согласно ФГОС освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Для оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП учитывается как мнение педагогов, так и мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной).
Результаты анализа будут представлены в форме удобных и понятных всем (педагогам и родителям) условных единицах:
0 баллов – нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Подобная оценка необходима для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Программа оценки включает:
1) Полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции учащихся.
2) Перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
Оценка динамики проводится ежегодно (май) экспертной группой на основании сравнения показателей текущей и предыдущей (входящей) оценки (октябрь) личностного развития и делается вывод о достижении жизненной компетенции за год по каждому показателю.
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка
Результаты оценки динамики возможного личностного развития и развития жизненной компетенции (в баллах) удобны и понятны всем членам экспертной группы:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ― минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ― значительная динамика.
Документы, в которых отражаются индивидуальные личностные результаты освоения АООП каждого обучающегося и результаты всего класса
1) Индивидуальная оценка вносится в «Лист индивидуальных достижений личностных результатов» (составляется на каждого ученика).(Приложение 4)
2) Оценка достижений и оценка динамики оформляется классным руководителем в форме «Характеристики личностного развития ребенка» (составляется один раз в год, май).
3) Результаты оценки личностных достижений заносятся в «Индивидуальную карту развития обучающегося» (Дневники наблюдения) что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
4) Результаты всего класса отражаются в «Мониторинге уровня сформированности личностных результатов обучающихся класса» (составляется один раз в год, май). (Приложение 3)
5) Все вопросы, регламентирующие проведение оценки личностных результатов, отражены в «Положении о системе оценки достижения возможных результатов освоения адаптированной основной образовательной программы обучающимися с умственной отсталостью»
0 – отсутствие динамики или регресс;
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия;
2 – минимальная динамика;
3 – средняя динамика;
4 – выраженная динамика;
5 – полное освоение действия.