Методические разработки и наглядные пособия
мастера производственного обучения
Сорокиной Евгении Ивановны
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу представить Вашему вниманию свой методический материал и наглядные пособия.
Учебный раздаточный материал по всем видам машинных швов. Предназначен для правильной последовательности выполнения машинных швов обучающимися. Для самоконтроля обучающимися за своей работой и исправлении допущенных ошибок в процессе выполнения шва.
Наглядный материал по теме: «Клеевые прокладочные материалы» предназначен для наглядной демонстрации видов клеевого материала, позволяющий визуально и на ощупь определить виды клеевого прокладочного материала (тканевая или нетканевая основы).
Наглядный материал по учебной дисциплине «Материаловедение», включает в себя отрезы материалов различных видов, необходимых для изучения структуры тканей, определение лицевых и изнаночных сторон и т.д.
Методическая разработка инструкционно-технологических карт для обучающихся. Инструкционно-технологические карты предназначены для правильной технологической последовательности обработки узлов и деталей одежды.
Разработана программа для проведения занятий согласно ЕКТС по профессии «Оператор швейного оборудования»:
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ПМ.01) ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОБРАБОТКЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01. Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов разработана на основе ЕКТС №46 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787
Разработчик: Сорокина Евгения Ивановна, мастер п/о ФКП ОУ №246
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.2.Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности: Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов, в том числе профессиональными и общими компетенциями.
Цель вида деятельности: овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающимся в ходе освоения междисциплинарного курса.
1.2.1.Перечень общих компетенций
Таблица 1
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 02. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 03. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 04. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 05. | Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 06. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Таблица 2
Код | Наименование общих компетенций |
ВД | Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов |
ПК 1.1. | Выполнять операции вручную или на машинах, полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, изделий, узлов из текстильных материалов. |
ПК 1.2. | Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов. |
ПК 1.3. | Контролировать качество кроя и качество выполненных операций |
ПК 1.4. | Устранять мелкие неполадки в работе оборудования. |
ПК 1.5. | Соблюдать правила безопасного труда. |
1.3. Соответствие программы профессионального модуля требованиям ЕКТС:
Таблица 3
Наименование программы профессионального обучения | Наименование ЕКТС | Разряд |
Оператор швейного оборудования | Оператор швейного оборудования | 3 |
1.4. Результаты освоения программы профессионального модуля
В результате освоения профессионального модуля ПМ.01 "Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов" будут освоены следующие действия, умения, знания:
Иметь практический опыт:
-выполнение операций вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, изделий, узлов из текстильных материалов:
УМЕТЬ:
-обрабатывать детали, узлы, изделия из текстильных материалов;
-выполнять контроль качества кроя и выполненной работы;
-устранять мелкие неполадки в работе оборудования;
-выполнять наладку обслуживаемого оборудования для конкретных операций и материалов.
ЗНАТЬ:
-ассортимент швейных изделий и технологические параметры обработки их деталей;
-виды и качество обрабатываемых материалов;
-назначение и принцип работы обслуживаемого оборудования, правила его наладки;
-способы устранения мелких неполадок обслуживаемых машин;
- технологию обработки деталей, узлов, изделий.
1.5. Количество часов, отводимое на освоение ПМ.01:
(количество часов)
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1.Структура профессионального модуля
Таблица 4
Коды профессиональных компетенций | Наименование МДК и разделов профессионального модуля | Объем программы часов. | Объем программы |
Обучение по МДК, часов. | Практика |
Всего часов | Лабораторных и практических занятий | Дифференцированный зачет | Учебная, часов. | Производственная,часов |
| Итого по ПМ 01.Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов. | | | | | | |
| МДК 01.01Технология обработки текстильных изделий | | | | | | |
ПК 1.5 | Раздел 1. Соблюдение правил безопасности труда. | | | | | | |
ПК 1.2 | Раздел 2. Контролирование соответствие цвета детали, изделий, ниток, прикладных материалов | | | | | | |
ПК 1.4 | Раздел 3. Устранение мелких неполадок в работе швейного оборудования. Знание оборудование швейного производства, оборудование ВТО и эксплуатация швейных машин. | | | | | | |
ПК1.1 | Раздел 4.Выполнение операций вручную или на машинах, автоматическом и полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, изделий, узлов из текстильных материалов. | | | | | | |
ПК 1.3 | Раздел 5.Контролирование качество кроя и качество выполненных операций | | | | | | |
2.2.Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов и тем ПМ, МДК | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем в часах |
ПМ. 01 Выполнение работ по обработке текстильных изделий из различных материалов | | |
МДК 01.01 Технология обработки текстильных изделий | | |
Раздел 1. Соблюдение правил безопасности труда | |
Тема 1.1 Охрана труда, техника безопасности при работе со швейным оборудованием и антикоррупционная деятельность. | Содержание учебного материала | |
1 | Введение. | |
2 | Общие положения по охране труда. |
3 | Травматизм. Электробезопасность. Пожарная безопасность. |
4 | Техника безопасности при работе со швейным оборудованием. |
5 | Антикоррупция. |
В том числе практических и лабораторных работ: | |
Лабораторная работа №1 «Изучение нормативных актов по охране труда и технике безопасности при работе со швейным оборудованием» | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Самостоятельная внеаудиторная работа №1. Подготовка конспекта: «Изучение средств для тушения пожара в мастерской и учебном заведении, швейном цехе, схемы эвакуации при пожаре, составление схемы эвакуации при пожаре из швейного цеха» | |
Раздел 2. Контролирование соответствия цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов. | |
Тема 2.1.Классификация современной одежды.Ассортимент тканей и отделочных материалов.Соответствие цвета деталей изделий, ниток прикладных материалов в оформлении изделий. | Содержание учебного материала | |
1 | Классификация одежды. | |
2 | Ассортимент швейных изделий. |
3 | Ассортимент и характеристика отделочных материалов. |
4 | Материалы для соединения швейных изделий. Швейные нитки. |
5 | Выбор швейных ниток и влияние их на качество ниточных швов. |
6 | Контролирование соответствия цвета деталей кроя, деталей изделий, ниток и прикладных материалов, фурнитуры. |
В том числе практических и лабораторных работ: | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Самостоятельная внеаудиторная работа №2 обучающихся при изучении раздела №2 Проработка конспектов, учебной и дополнительной литературы по ассортименту швейных изделий, классификации одежды. Используя дополнительную литературу, сеть интернет; изучить ассортимент отделочных материалов и материалов для соединения деталей швейных изделий составить перечень отделочных материалов и материалов для соединения швейных изделий. | |
Раздел 3. Устранение мелких неполадок в работе швейного оборудования. Знание оборудование швейного производства, оборудование ВТО и эксплуатация швейных машин. | |
Тема 3.1. Устранение мелких неполадок в работе швейного оборудования. Знание оборудование швейного производства, оборудование ВТО и эксплуатация швейных машин. | Содержание учебного материала. | |
1 | Классификация швейного оборудования. | |
2 | Оборудование и приспособления для ВТО. |
3 | Терминология влажно-тепловых работ. ТУ для выполнения ВТО. |
4 | Основные механизмы универсальных машин. |
5 | Швейные машины челночного стежка. Швейные машины цепного стежка .Швейные машины полуавтоматического действия и с ЧПУ. |
6 | Характеристика специальных машин. |
7 | Характеристика машинных игл. |
8 | Неполадки в работе швейного оборудования. |
9 | Неполадки в работе специального швейного оборудования. |
10 | Технический ремонт и обслуживание оборудования. |
11 | Чистка и смазка швейного оборудования. |
В том числе лабораторных и практических работ: | |
Лабораторная работа №2 «Изучение характеристики машин автоматического, полуавтоматического действия и специальных машин». | |
Практическое занятие не предусмотрено | |
Раздел 4. Выполнение операций вручную или на машинах, автоматическом или полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, узлов, изделий из текстильных материалов. | |
Тема 4.1. Выполнение ручных работ. | Содержание учебного материала. | |
1 | Организация рабочего места при выполнении ручных работ. | |
2 | ТУ на выполнение стежков и строчек. Инструменты и приспособления. |
3 | Виды ручных стежков. |
4 | Виды строчек. |
5 | Терминология ручных работ. |
6 | Характеристика ручных стежков и строчек. |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Тема 4.2. Выполнение машинных работ. | Содержание учебного материала. | |
1 | Организация рабочего и техника безопасности при выполнении машинных работ. | |
2 | Терминология машинных работ. |
3 | Классификация машинных швов. Характеристика соединительных, краевых и отделочных швов. |
4 | Машинная обработка срезов. | |
5 | Машинная обработка вытачек. |
6 | Машинная обработка боковых и плечевых срезов. |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Тема 4.3. Особенности обработки карманов | Содержание учебного материала | |
1 | Виды карманов. | |
2 | Обработка прорезных карманов. |
3 | Обработка кармана в шве изделия. |
4 | Способы обработки накладных карманов. Соединение накладного кармана с изделием |
В том числе практических и лабораторных работ: | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие №1: Составление технологической последовательности обработки накладного кармана. | |
Практическое занятие №2: Составление технологической последовательности обработки кармана на выбор. | |
Тема 4.4. Отделка изделий | Содержание учебного материала | |
1 | Обработка сборок. | |
2 | Соединение сборок с изделием. |
3 | Обработка воланов, рюшей. |
4 | Соединение воланов и рюшей с изделием. |
5 | Разновидности беек и их обработка. Соединение беек с изделием. |
6 | Отделка изделия тесьмой. |
В том числе практических и лабораторных работ: | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Тема 4.5. Виды петель и застежек. Способы их обработки | Содержание учебного материала | |
1 | Виды петель и их обработка. | |
2 | Виды застежек. |
3 | Обработка бортов отрезными подбортами. |
4 | Обработка подбортов планками. |
5 | Обработка потайной застежки и застежки обтачками-подбортами. |
6 | Контрольная работа по теме: «Виды петель и застежек» | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Тема 4.6. Виды воротников и их обработка | Содержание учебного материала | |
1 | Технология обработки воротника-стойки. | |
2 | Технология обработки воротника, состоящего из двух деталей. |
3 | Технология обработки воротника с цельнокраенной стойкой. |
4 | Технология соединения воротника с горловиной. |
5 | Способы обработки горловины в изделиях без воротника. |
6 | Контрольная работа по теме: «Технологическая последовательность изготовления воротника на выбор». | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Тема 4.7. Технология ремонта и обновления одежды | Содержание учебного материала | |
1 | Характеристика износа одежды. | |
2 | Виды ремонта верхней одежды. |
3 | Виды ремонта легкой одежды. |
4 | Дефекты швейных изделий. |
5 | Ремонт локальных повреждений одежды. |
6 | Ремонт и обновление карманов. |
7 | Ремонт и обновление низа изделия. |
8 | Ремонт и обновление низа рукавов. |
9 | Ремонт и обновление воротника, бортов |
10 | Контрольная работа по теме: «Технология ремонта и обновления одежды» | |
Лабораторное занятие не предусмотрено. | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Раздел 5. Контролирование качества кроя и качество выполняемых операций | |
Тема 5.1. Стандартизация и контроль качества продукции. | Содержание учебного материала. | |
1 | Виды стандартов. | |
2 | Контроль качества продукции. |
3 | Оценка уровня качества изделий. |
4 | Определение сортности изделий. |
В том числе лабораторных и практических работ | |
Лабораторные занятия не предусмотрены | |
Практическое занятие не предусмотрено. | |
Самостоятельная работа №3: Провести контроль качества швейных изделий своего гардероба и составить таблицу качества швейных изделий. | |
| Дифференцированный зачет | |
III.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Реализация профессионального модуля осуществляется в учебном кабинете технологии швейных изделий, швейных мастерских, производственная практика осуществляется на швейных предприятиях колонии.
Оборудование швейной мастерской:
-универсальные швейные машины - по количеству обучающихся;
-утюжильные столы;
-кронштейны или стеллажи для хранения лекал;
-инструменты и приспособления;
-лекала и трафареты;
-шкафы для хранения образцов узлов, деталей, изделий;
-доска аудиторская;
-посадочные места по количеству обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
Обучающие плакаты;
Наглядные инструменты и приспособления;
Средства обучения: различные ткани; различные готовые швейные изделия;
детали кроя швейных изделий; работы обучающихся.
Технические средства обучения:
телевизор.
Комплексно-методическое обеспечение:
Учебный план, рабочая программа, календарно-тематический план, контрольно- оценочные средства; методические рекомендации по выполнению практических и лабораторных работ; методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ. Карточки –задания, тесты; проблемные вопросы.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
С.А Львов «Оборудование швейного производства». Учебник. Изд. М. Академия, 2010 года.
Н.А.Савостицкий, Э.К. Амирова «Материаловедение швейного производства». Учебник. М. Изд. центр «Академия», 2014г.
И.Б.Косинец «Дефекты швейных изделий». Учебноепособие. Учебник.
М. Академия , 2013 год
Г.А.Крючкова «Технология изготовления швейных изделий». Учебник.
М. Академия, 2011г.
Г.А.Крючкова «Технология и материалы швейного производства». Учебник.
М. Академия, 2011г.
Э.К. Амирова и А.Т. Труханова «Технология швейного производства». Учебник. М. Изд. центр «Академия» , 2015г.
Э.К.Амирова «Технология швейных изделий».Учебник. М. Академия, 2011г.
А.С. Ермаков «Практикум по оборудованию швейных предприятий. Учебное пособие. М. Академия, 2010г.
Дополнительные источники:
1.Крючкова Г.А. Технология и материалы швейного производства. М. «Академия, 2010 год.
2. Нормативные (правовые документы по профессии: «прейскурант тканей и материалов», нормы расхода материалов, ГОСТ, ТУ, ТО), инструкционно - технологические карты.
Электронные источники:
webUrok.com; umk-sro.biz; multiurok.ru; infourok.ru
3.3. Организация образовательного процесса
Обучение по ПМ.01 осуществляется одновременно с изучением учебных дисциплин
- Материаловедение:
Теоретические занятия проводятся в кабинете теоретического обучения с использованием наглядных средств: макетов, мультимедиа, образцов изделий, плакатов.
Учебная практика проводится в кабинете (мастерской) «Портной».
Производственная практика проводится в кабинете (мастерской) «Портной» и на базе ФКУ ИК-62 (ИК-55, ИК-63) – производственном участке.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной программы профессионального обучения (ОППО) обеспечивается педагогическими работниками ФКП ОУ №246.Квалификация педагогических работников ФКП ОУ №246 отвечает квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 сентября 2015 г., регистрационный № 38993). Педагогические работники, привлекаемые к реализации ОППО, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПО РАЗДЕЛАМ)
Оценка качества освоения профессионального модуля включает текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию обучающихся.
Конкретные формы текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по профессиональному модулю разрабатываются педагогом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух недель от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям (текущая и промежуточная аттестация) создается комплект контрольно-оценочных средств (КОС), позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции.
Таблица 8
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Освоенные показатели оценки результата. | Формы и методы контроля и оценки |
Раздел 1. |
ПК 1.5.Соблюдать правил техники безопасности. | Соблюдать правила техники безопасности и производственную санитарию при обработке изделий. | Лабораторная работа №1; самостоятельная внеаудиторная работа №1. |
Раздел 2. |
ПК 1.2.Контролировать соответствие цвета деталей, изделий, ниток, прикладных материалов. | Осуществлять контроль соответствия цвета деталей, ниток, прикладных материалов, отделочных материалов | Самостоятельная работа №2; текущий контроль в форме устного опроса |
Раздел 3. |
ПК 1.4 . Устранение мелких неполадок в работе швейного оборудования. Знание оборудование швейного производства, оборудование ВТО и эксплуатация швейных машин | Определять неисправность оборудования и устранять мелкие неполадки в работе швейного оборудования, осуществлять контроль за работой швейного оборудования и эксплуатацией швейных машин | Лабораторная работа №2 |
Раздел 4. |
ПК 1.1.Выполнять операции вручную или на машинах, автоматическом и полуавтоматическом оборудовании по пошиву деталей, изделий, узлов из текстильных материалов | Определять качество материала, проверять соответствие цвета деталей изделий. Выполнять ручные стежки и строчки, выполнять машинные работы по обработке узлов и деталей: воротников, рукавов, поясов, манжет, бортов, подбортов, обработку шлиц, кокеток, карманов, застежки. Обрабатывать швейные изделия. Выполнять влажно- тепловую обработку. Оценивать качество выполненных работ. Соблюдать технику безопасности и производственной санитарии. Организовывать рабочее место. | Практическая работа №1, №2 |
Раздел 5. |
ПК 1.3.Контролировать качество кроя и качество выполненных операций | Осуществлять контроль качества кроя, качество выполняемых операций в соответствии с техническими условиями. | Самостоятельная работа №3; текущий контроль в форме устного опроса |