Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Старицкая основная общеобразовательная школа»
Конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Гуманитарное направление.
Демченко Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы
2022 год
Повторение изученного в 5 классе: Простое предложение. Синтаксический разбор. Знаки препинания
Класс 6
Автор УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.ч 1 (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред Н.М. Шанский.) - 2013
Тема урока: Простое предложение. Знаки препинания.
Форма: Урок – путешествие: «Осенняя прогулка»
Цель:
1. познакомить обучающихся с понятиями «простые предложения»;
2. научить распознавать простые и словосочетания,
3. определять их основные признаки, строить простые предложения; развивать речь, фонематический слух, память, внимание;
4. воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
- Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Предметные:
- Распознавать простые предложения;
- Самостоятельно конструировать сложные предложения.
Регулятивные:
- Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
- Сохранять и развивать умение сотрудничать с одноклассниками и учителем. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
- Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные понятия: синтаксис, словосочетание, предложение.
Межпредметные связи: литература, ИЗО.
Оборудование: УМК, мультимедийный проектор, компьютер, доска, бланки ответов, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
-создать положительный эмоциональный настрой;
УУД: эмоциональный настрой на урок; проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности(Л); выявление готовности к уроку(Р); слушание собеседника; построение понятных для собеседника высказываний(К); активное слушание учителя; выдвижение предложений о теме урока, формулирования собственных ожиданий(П);
1. Психологический настрой
— Дорогие, ребята! Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. У нас необычный урок. Мы будем работать в парах, осуществлять самопроверку, взаимопроверку, выставляя себе баллы за работу на каждом этапе урока. Прежде чем перейти к разминочным упражнениям, отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (Осень) (Слайд 2)
— Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (Слайд 3) (Солнышко)
- А у вас на партах вместо обычных смайликов сегодня лежит солнышко и облачко. Выберите сигнальную карточку, соответствующую вашему настроению, с которым вы пришли сегодня на урок…
- Молодцы, теперь я знаю, какое у вас настроение. А я для себя выбираю солнечную улыбку (презентация), и пусть именно такое солнышко сияет нам на уроке.
— Давайте улыбнемся друг другу, как это солнышко, и начнём наш урок. Проверьте, все ли вы приготовили для работы. Выполнять работу мы будем не в рабочих тетрадях, а в специальных бланках, которые вам сейчас необходимо подписать.
Определение темы
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-решить проблемную ситуацию;
-сформулировать тему урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-проверить умение формулировать тему урока;
УУД: Формирование границ собственного знания и незнания (Л).
Поиск и выделения информации (П).
Выражение собственного мнения (К).
Планирование своих действий (Р).
1. Разминочное упражнение Вам знакомо! Называется «Расшифруй ребус» (Слайд.4.)
Кто скажет, что нужно сделать? (Ученики читают задание) расшифруйте надпись, ответьте на вопрос: какие слова спрятались?
1.
2.
3.
4.
- Запишите получившиеся слова на эти строки. Сверимся с эталоном: предложение, простое, запятая, словосочетание (Слайд 5). Поставьте количество заработанных вами баллов по числу правильных ответов.
2. Следующее разминочное упражнение: «Осенние превращения» - игра «Дешифровщик».
-Прежде чем сформулировать тему нашего урока, проведем интеллектуальную разминку – игру «Дешифровщик». Слайд 6
Это задание вам уже знакомо. В бланках у вас на партах есть карточки – таблички, которые нужно заполнить, пользуясь шифром.
а | о | с | у | н | л | е | и | м | т | к |
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 7 4 9 0 10 2 7 2 –синтаксис.
-Давайте посмотрим, какое слово получилось. (Слайд 7). Оценка.
- Прежде, чем продолжить, запишите тему урока.
Целеполагание.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися:
-решить проблемную ситуацию;
-определить значимые для себя цели урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
-проверить умение определять собственные цели урока;
УУД:
Планирование своих действий (Р).
Исходя из темы нашего урока, сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте следующие опорные слова Слайд 8
1) познакомиться с понятием ….
2) научиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
4) научиться работать в паре
В конце урока мы посмотрим, что у нас получится, достигнем ли мы с поставленных перед собой целей.
Актуализация заний.
Опрос учащихся по заданному материалу.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
-продемонстрировать умение строить связную речь;
-умение отвечать на поставленный вопрос.
Цель, которую учитель хочет достичь:
-проверить умение учащихся правильно строить письменную речь.
- Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить всё, что мы изучили в 5 классе по теме «Простое предложение. Синтаксический разбор. Знаки препинания.»
Вы должны продемонстрировать знание теоретического материала и умение применять его на практике
- Историческая справка о слове СИНТАКСИС (слайд № 9)
Слово синтаксис придумали греки. Они составили его из 2-х частей: «син» в древнегреческом языке обозначает «совместимость». Этим она похожа на русскую приставку со- (собеседник, соучастник). Вторая часть – слово «таксис». Это слово употребляли древнегреческие воины. Оно обозначало строй, построение, порядок.
И действительно, синтаксис помогает словам объединиться в предложениях так, чтобы был полный порядок.
-А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам? (Синтаксический разбор) (Слайд 10)
1. Вы должны, составляя предложения самостоятельно, выполнить синтаксический разбор.
(за ответы – дополнительный балл)
-Значит, я делаю вывод, что без предложений нам в речи не обойтись. Давайте запишем в бланках вывод, к которому мы пришли: предложения помогают точно выразить мысль (прост., повест., невосклиц., двусост., распростр.,).
2. Поиграем немного в игру, которая называется «Фантазер» : вам необходимо составить как можно больше словосочетаний по картине (Слайд 11)
Какие словосочетания представлены на листочках? А каких словосочетаний тут не оказалось?
3. Давайте дополним наш список, подобрав глагольные словосочетания из замечательного текста И. Бунина. ( упражнение в учебнике №28 на странице 18). Слайд 12
С утра было светло и тихо. Низкое солнце блестело ослепительно. Белый, холодный туман затоплял реку. Белый дым таял в солнечных лучах над крышами изб и уходил в бирюзовое небо.
На полянах, в солнечном блеске сверкали паутины и неподвижно рдели светло-золотые клёны. Резкий крик дроздов иногда нарушал тишину. Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, сырые дорожки. Сад пустел и дичал; далеко был виден в нем полураскрытый, покинутый шалаш садовника.(И. Бунин.)
Проверка. (Слайд 13) Оценка за каждое словосочетание.
-Вы у меня просто молодцы. Предлагаю немного отдохнуть.
Физкульминутка. (Слайд 14)
Практикум
Самостоятельная творческая работа.
- проверить умение учащихся составлять свои предложения, тексты на заданную тему.
Действие по аналогии (П).
Оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в действие после его завершения (Р).
Формирование адекватной самооценки (Л).
формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом (К).
1. Работа с текстом. Слайд 15.
«Кр.сив и п.чален ру..кий лес в осе..ие дни.
На з.лотом фоне пож.лтевшей листвы выделяются яркие пятна красно.ж.лтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие невесомые ж.лтые листья. Легко дыш.тся… Но что-то грус.ное, прощальное слыш.тся и вид.тся в нём».
Задание:
прочитать текст;
вставить пропущенные буквы (устно);
найти простое предложение, доказать свой выбор;
2-е и 3-е предложения записать в тетрадь, расставить знаки препинания, графически объяснить их постановку; найти грамматическую основу;
графическое объяснение (схемы) зарисовать на доске;
Задание ученикам, кто работает быстрее остальных: (устно) преобразовать последнее предложение в простое с однородными членами.
Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу! За каждую правильно поставленную орфограмму – 1 балл. Всего 6 баллов.
- Сверимся с эталоном (взаимопроверка), устный комментарий орфограммы – дополнительный балл. Слайд 16.
-Что мы можем сказать о предложениях этого текста? Разберите их. Сколько в нем простых предложений? Пользуясь схемой на странице 26, расскажите о простом предложении.
Для чего в языке служат предложения? От каких условий зависит выбор знаков завершения? Какими знаками препинания разделяются однородные члены, а какими выделяются обращения?
(Дополнительные баллы за ответы).
2. Творческая часть урока.
* Творческой темой нашего урока была Осень (слайд № 17)
- Вспомните, кто из мастеров художественного слова описывал это время года в своих произведениях?
- Но не только мастера художественного слова говорили об осени, ее изображали и мастера кисти. Назовите художников.
- Не забыли об осени и мастера звука, композиторы. Вспомните, кто написал целый цикл музыкальных произведений под названием «Времена года»?
ПРОВЕРКА (Слайд 18)
* Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Красавица-осень» или «Наступила осень». (Слайд 19)
Подведение итогов.
Цели, которые учитель хочет достичь:
-организовать работу по повторению сведений о предложении;
УУД: Построение речевого высказывания в устной и письменной форме, учитывающего, что он знает (П, К).Адекватное восприятие оценки учителя (Р).
Подведём черту. -Ребята, наш урок подходит к концу.
Чему учились на уроке?
Что понравилось на уроке?
Какими новыми открытиями мы пополнили свою “копилку” знаний?
Какой темой были объединены все предложения на сегодняшнем уроке?
Ребята, вы любите осень? А за что?
Домашнее задание (Слайд 20) «Тропинка домой». Осень – прекрасное время года. Но иногда в осенний период случаются неприятности. Нарисуйте иллюстрацию на тему: «Осень-прекрасное время года!» и подкрепите ее небольшим сочинением – описанием. Иллюстрацию можно заменить готовой картинкой
Рефлексия (Слайд 21)
- Давайте, попробуем оценить, что у нас получилось, достигли ли мы поставленной цели.
- Посчитайте количество набранных вами баллов. Поставьте себе оценку за урок.
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок. Покажите, с каким настроением вы уйдете с урока. (солнышки, тучки).
-Спасибо за урок. Вы хорошо поработали, много знаете, но ещё больше предстоит узнать и открыть для себя.
Использованные материалы:
1.Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. «Русский язык», 6 класс – М.,2013.
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой/ Н.В.Егорова, – Москва «Вако», 2013
http://nova56.ru/primary/rlesgroups;
www.liveintemet.ru.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/871/116871036_3.png
http://maltzewa17.ru/wp-content/uploads/2013/10/0_abb1c_5eef4d1_XL.png