СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Музейное дело"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Музейное дело"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Горкинская средняя общеобразовательная школа»


 

Принята на заседании Утверждаю:

Педагогического совета Директор МОУ «Горкинская СОШ»

Протокол N ________ _____________________ /ФИО/

от "__" ______________ 20__ г. Приказ от "__" _________ 20__ г.

№ _______







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа социально-педагогической направленности

«Музейное дело»

 


Возраст обучающихся: 11- 15 лет

Срок реализации: 2 года












 

Автор-составитель:

Меркучева Евгения Леонидовна ,

учитель географии






с.Горки, 2021


Пояснительная записка.


Актуальность программы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно - ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно - исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым

поколениями. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Направленность программы – социально-педагогическое.

Категории учащихся. Программа рассчитана на учащихся 11-15 лет, количество обучающихся в группе от 7 до 14 человек.

Формы и виды обучения.

  1. особенности организации образовательного процесса – очно;

2) формы обучения – коллективная, индивидуальная

3)формы организации учебного занятия - лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, проект, презентации, экскурсии, выставка

4) методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, проектный и воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация;

  1. педагогические технологии - технология группового обучения, технология проектной деятельности, здоровьесберегающая технология.

  2. алгоритм учебного занятия

Теория:

1.Беседа по новой теме.

2. Обсуждение изученного материала.

3.Закрепление изученного материала.

Практическое занятие:

  1. Составление плана работы.

  2. Выполнение заданий практической работы по плану.

  3. Демонстрация полученного результата учащимися.

  1. дидактические материалы – применяются раздаточные материалы по темам разделов, презентации и видеофрагменты по изучаемым темам.

Срок освоения программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

Объем программы – 64 академических часа в 1-ый год обучения, 68 академических часов во второй год обучения, всего 132 часа.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут в течение 2 лет.

Цель и задачи.

Цель:

- создание  оптимальных условий  для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Задачи:  

- активизировать познавательную  и исследовательскую деятельность учащихся

- развивать  творческие способности

- приобщать  школьников к культуре предков, традициям и обычаям народов; прививать  чувства любви к родному краю

- воспитывать у учащихся гражданственность и патриотизм

- привлечь  внимание обучающихся к проблемам сохранения истории и культуры родного края

- формировать  и пополнять музейные коллекции, обеспечивать  сохранность экспонатов, учет фонда школьной музейной комнаты.  


Содержание программы 1-ый год обучения


Введение -3ч.

Инструктаж по ТБ. Правила поведения в школьном музее во время проведения занятия. Техника безопасности и охрана труда при работе в музее.

Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему «Музей».

Теория-1 час, практика-2 часа.

История музейного дела в России-4ч

Коллекционирование. Филателия, геральдика, нумизматика и др. Известные музеи мира ( Русский музей, Лувр, Прадо, Третьяковская галерея и др). Музееведение в России. Начало коллекционирования древностей. Петр I и его Кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и древности в XVIII— XIX вв.. Научные общества и музеи в XIX в. Создание крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и культуры. Нормативные документы по вопросам музейного дела. Ведущие музеи страны . Просмотр видеофильмов об известных музеях страны.

Теория -1 час, практика-3 часа.

Музеи зарубежных стран-4ч.

Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании. Знакомство через сеть Интернет с музеями Великобритании. Сообщения о музеях и картинных галереях Германии.

Знакомство через сеть Интернет с музеями Германии. Сообщения о музеях Франции.

Знакомство через сеть Интернет с музеями Франции. Необычные музеи мира.

Теория-1час, практика-3 часа.

Музей как институт социальной памяти - 3 часа

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны 1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая группа представляет разные музеи; представление на общем заседании; коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа: «Какие музеи интересны тебе? Почему?».

Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

Теория -2 часа, практика-1 час.


Музейный предмет и способы его изучения-8ч.


Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

Теория -4 часа, практика- 4 часа.


Изучение истории школьного музея - 8ч.

Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль музея:  воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности.  Фонды и экспозиции школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.

Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и выпускников школы).

Теория -3 часа, практика-5 часов.

Фонды школьного музея -12ч.

Определение понятия, основные направления фондовой работы . Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

Теория- 6 часов, практика - 6 часов.

Работа с аудиторией - 24ч

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея.

Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.

Теория-12 часов, практика-12 часов.


Содержание программы 2-ой год обучения


Экспозиция школьного музея  - 16ч

Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

Практические занятия: подготовка мини-экспозиции для участников кружка.

Теория-8ч, практика-8ч.

Изучение истории школы -8ч

Изучение истории школы. Основные события в жизни школы. Учителя школы. История деятельности пионерской и комсомольской организаций по экспозиции школьного музея.

Практические занятия: поиск и обработка документов; создание альбома «Золотые и серебряные медалисты школы».

Теория-4ч, практика-4ч.

Историческое краеведение -16ч

Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно полезный характер исторического краеведения.

Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.

Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и материалов для школьного музея.


Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.

Практические занятия:  фотографирование, зарисовки, сбор материалов для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Теория-8ч, практика-8ч.

Моя семья 12ч

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Практические занятия : запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Теория-4ч, практика-4ч.


Военно-патриотическая работа 12ч

Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны.

Школа в годы Великой Отечественной войны. Ученики школы – защитники Отечества. Ученики школы – герои Великой Отечественной войны и труда.

Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных выставок.

Теория-5ч, практика-7ч.

Подведение итогов работы кружка-4ч

Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.

Теория-1ч, практика-3ч.


Планируемые результаты

Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм

и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,

художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные

позиции, социальные компетенции, личностные качества;

- способности к саморазвитию, готовности и потребности к обучению в течение

всей жизни.

Регулятивные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность -

учебную, общественную и др.;

Познавательные:

Обучающиеся :

- овладеют музейной терминологией;

- узнают особенности становления музеев в России и в мире в различные

исторические периоды;

-научатся составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию, формировать и оформлять экспозицию

музея;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи, вести дневник музейщика.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- готовить и проводить экскурсии по музею.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- организовывать учебно- познавательное сотрудничество и совместную

деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли

участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие

методы работы;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать

партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая

дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- проводить мини-экскурсии.

- брать интервью

- активно участвовать в развитии музея, пополняя его фонды


Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план 1-ый год обучения


п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

3

2

1

Устный опрос

2

История музейного дела в России

4

1

3

Составление кроссворда «Музеи мира»

3

Музеи зарубежных стран.

4

2

2

-

4

Музей как институт социальной памяти

3

2

1

Викторина

5

Музейный предмет и способы его изучения

8

4

4

Зачетная практическая работа

6

Изучение истории школьного музея

8

2

6

Составление альбома «Из истории школьного музея»

7

Фонды школьного музея

10

5

5

Творческая работа: составление тематико-экспозиционного плана

8

Работа с аудиторией

24

12

12

Проведение экскурсии по выбранной теме для участников кружка


ИТОГО

64

31

33



Учебный план 2-ой год обучения


п/п

Разделы программы

Кол-во часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Экспозиция школьного музея

16

8

8

Подготовка мини-экспозиции для участников кружка

2

Изучение истории школы

8

2

6

Создание альбома «Золотые и серебряные медалисты школы»

3

Историческое краеведение

16

5

11

Оформление фотовыставки «Мое родное село»

4

Моя семья


12

4

8

Выставка «Реликвии моей семьи»

5

Военно-патриотическая работа


12

5

7

Составление альбома «Герои с.Горки»

6

Подведение итогов работы кружка

4

1

3

Отчетная выставка фотоальбомов. Вручение свидетельств «Экскурсовод школьного музея».


ИТОГО

68

25

43



Календарный учебный график

Начало учебного года - 1 сентября 2021 года

Окончание учебного года – 31 мая 2021 года (1-9, 11 классы)

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе – 33 учебных недели, в 2-9, 11 классах – 34 учебных недели,

  • Сроки и продолжительность учебного года по четвертям:

  • I четверть: с 01 сентября по 24 октября 2021 г. (7 учебных недель),

  • II четверть: с 08 ноября по 30 декабря 2021 г. (8 учебных недель),

  • III четверть: с 10 января по 20 марта 2022 г. (10 учебных недель, 1 класс – 9 учебных недель),

  • IV четверть: с 28 марта по 31 мая 2022 г. (9 учебных недель – 1 - 9, 11 классы),

с 28 марта по 07 июня 2022 г. (10 учебных недель – 10 класс).

Сроки и продолжительность каникул:

  • Осенние каникулы: с 25 октября по 07 ноября 2021 г. (14 календарных дней),

  • Зимние каникулы: с 31 декабря 2021 г. по 09 января 2022 г. (10 календарных дней),

  • Дополнительные зимние каникулы для 1 класса: с 15 по 21 февраля 2021 г. (7 календарных дней),

  • Весенние каникулы: с 21 по 27 марта 2022 г. (7 календарных дней);

  • Летние каникулы:

  • с 01 июня (с 12 июня – 10 класс) по 31 августа 2021 г. (не менее 8 недель) по графику с учетом трудовой практики для 5-9 классов в соответствии с адаптированной образовательной программой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (для детей с умственной отсталостью) МОУ «Горкинская СОШ», утвержденной приказом от 29.08.2019 г. № 244-од,

  • с 01 июля по 31 августа 2021 г. (8 недель) для обучающихся, имеющих академическую задолженность.

Нерабочие праздничные и выходные дни:

4 ноября - День народного единства;

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово; 

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день; 

1 мая - Праздник Весны и Труда; 

3 мая - выходной день, перенос с субботы 1 мая;

9 мая - День Победы; 

10 мая - выходной день, перенос с воскресенья 9 мая;

12 июня - День России.

Рабочая программа (учебно-тематический план и его содержание)


п/п

Название разделов, тем

Содержание

Количество часов

1-ый год обучения

1

Введение

Правила поведения в музее во время проведения занятия. Техника безопасности и охрана труда при работе с экспонатами музея. Знакомство с основными понятиями и терминамии в музейном деле.

Составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему «Музей».

2

2

История музейного дела в России.  

4

2.1

Коллекционирование (конец 17-первая половина 19 века). Многообразие вспомогательных дисциплин.


Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в. Обзор дисциплин, помогающих в музееведении (археология, генеалогия, геральдика, дипломатика, кодикология, метрология, нумизматика, ономастика, палеология, хронология, эпиграфика

1

2.2

Известные музеи России

Просмотр видеофильмов об известных музеях России.

3

3

Музеи зарубежных стран.


4

3.1

Обзор музеев зарубежных стран.

Сообщение о музеях и картинных галереях зарубежных стран.

1

3.2

Музеи Франции.

Знакомство через сеть интернет с музеями Франции.

1

3.3

Музеи Германии.

Знакомство через сеть интернет с музеями Германии.

1

3.4

Музеи Великобритании.

Знакомство через сеть интернет с музеями Великобритании.

1

4

Музей как институт социальной памяти


3

4.1

Происхождение музея. Профили и типы музеев.

Музеи античного мира, эпохи Возрождения. Первые национальные музеи. Профили и типы музеев.

1

4.2

Специфика школьного музея как центра музейно-педагогической и краеведческой работы в школе.

. школьные музеи на современном этапе. Музей и краеведение. Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности.

Школьный музей в системе образования. Основные признаки школьного музея.

Общественно-научная сущность музея. Роль и место музея в образовательном учреждении.

1

4.3

Профессии в музее

Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей» (отзыв, рекомендация).

1

5.

Музейный предмет и способы его изучения


8

5.1

Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.

Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов.

Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы.


1

5.2

Классификация музейных предметов. Способы изучения музейных предметов. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца.

Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Изучение законодательных и нормативных документов о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.

3

5.3

Записи историко-краеведческих наблюдений.

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.

1

5.4

Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках.

Копирование документов. Правила хранения и использования документов.

1

5.5

Практические занятия.

Знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

2

6

Изучение истории школьного музея


8

6.1

Школьный музей как источник изучения родного края.

Взаимосвязь школьного музея и истории родного края.

1

6.2

Профиль музея

Выбор профиля – важнейший этап в создании школьного музея. Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность.

1

6.3

Практические занятия

сбор информации созданию школьного музея и составление альбома «Из истории школьного музея»

6

7

Фонды школьного музея


12

7.1

Понятие фонды школьного музея

Определение понятия «фонд школьного музея»

1

7.2

Способы комплектования фондов школьного музея.

Экспедиции и краеведческие походы - основная форма комплектования фондов. Другие способы комплектования фондов школьного музея.

1

7.3

Структура фондов

Основной, научно-вспомогательный ,интерактивный фонд.

1

7.4

Обменный фонд и фонд временного хранения

Особенности обменного фонда и фонда временного хранения.

1

7.5

Основные направления фондовой работы

Комплектование, хранение и учет музейных предметов.

1

7.6

Тексты для музейной экспозиции.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

1

7.7

Практические занятия

Фонды школьного музея и их значение.

Комплектование музейных фондов.

Обменный фонд и фонд временного хранения.

Учёт музейных фондов.

Хранение музейных фондов.

Правила оформления текстов для музейной экспозиции.

6

8

Работа с аудиторией


24

8.1

Аудитория школьного музея

Понятие: аудитория школьного музея.

1

8.2

Разнообразие форм работы с аудиторией. 

Формы работы с аудиторией

1

8.3

Экскурсия

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами.

1

8.4

Виды экскурсий

Обзорная ,тематическая и учебная экскурсия

1

8.5

Этапы подготовки музейной экскурсии

Основные требования к музейной экскурсии и этапы её подготовки.

1

8.6

Приемы подготовки экскурсии

Приёмы подготовки экскурсии с использованием разных источников.

1

8.7

Тексты экскурсии

Правила подготовки текстов экскурсий

1

8.8

Мастерство экскурсовода

Речь, внешний вид свободное владение материалом, этика экскурсовода.

1

8.9

Занятия по экспозициям школьного музея: игра-экскурсия, лаборатория, интервью.

Как вести занятия по экспозициям школьного музея

3

8.10

Массовая работа музея.

Работа экскурсовода.

1

8.11

Практические занятия 

составление текста обзорной и тематических экскурсий,

подготовка экскурсоводов;

организация сменных выставок;

проведение занятий на основе экспозиции музея.

3


8.12

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

Проведение игры-практикума.

1

8.13

Репетиции экскурсий

Репетиции экскурсий по подготовленному плану. Мастерство экскурсовода.

2

2-ой год обучения


1

Экспозиция школьного музея


16

1.1

Понятия: экспонат, экспозиция, экспозиционный комплекс.

Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод -

основной метод построения экспозиции.

1

1.2

Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение экспозиций.

Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание

и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов.

Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка -

передвижка и ее особенности.

1

1.3

Виды экспозиций

Тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.

1

1.4

Основные приёмы экспонирования музейных предметов

Основные приёмы экспонирования музейных предметов

1

1.5

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

1

1.6

Культурно- образовательная деятельность музея.

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи- заповедники, музеи под открытым небом и т. д.).

1

1.7

Выставка как актуальная для школьного музея форма презентации его коллекций.

Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок.

Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.

1

1.8

Этапы создания экспозиции.

Просмотр презентации по теме «Этапы создания экспозиции» .Тексты в экспозиции – виды и функции, правила составления. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление

тематико-экспозиционного

оформления, обсуждение н утверждение плана и проекта, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж.

1

1.9

Практические занятия


Подготовка и организация тематической экспозиции школьного музея

8

2

Изучение истории школы


8

2.1

Основные события в жизни школы.  

Беседа о значимых событиях в жизни школы.

2

2.2

Практические занятия


Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними. Создание альбома «Золотые и серебряные медалисты школы».

6

3

Историческое краеведение


16

3.1

Историческое краеведение

Историческое краеведение как наука.

1

3.2

Объекты изучения.

Объекты изучения в историческом краеведении.

1

3.3

Общественно полезный характер исторического краеведения

Беседа

1

3.4

Дневник исторических событий

Порядок ведения дневника исторических событий.

1

3.5

Беседы с очевидцами исторических событий

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания.

1

3.6

Практические занятия

фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; Записи историко-краеведческих наблюдений; изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее; Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны. Подготовка пособий и материалов для школьного музея. Происхождение названий улиц села.

11

4

Моя семья


12

4.1

Что такое семья , род?

Беседа по теме «Семья. Род».

1

4.2

Памятные события в истории семьи.

Беседа по теме занятия

1

4.3

Семейные реликвии

Описание семейных реликвий.

1

4.4

История семьи в истории села.

Составление рассказа о жизни родственников в с.Горки.

1

4.5

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с реликвиями семьи. Составление родословных таблиц. Обсуждение собранных материалов. Подготовка выставки «Реликвии моей семьи»

8

5

Военно-патриотическая работа


12

5.1

Школа в годы Великой Отечественной войны.

Беседа по теме занятия.

1

5.2

Пропаганда героических подвигов советских воинов.

Просмотр видеофрагментов о подвигах советских воинов и обсуждение просмотра.

2

5.3

.Памятники ,связанные с историей борьбы нашего народа за свою независимость.

Изучение и охрана памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость на территории Ирбитского района

1

5.4

Практические занятия

встреча – с тружениками тыла Великой Отечественной войны – выпускниками школы, запись их воспоминаний, сбор материалов для школьного музея, подготовка, временных выставок.

8

6

Подведение итогов работы кружка


4

6.1

Оформление результатов практических работ кружка.

Фотоальбом

2

6.2

Отчетная выставка

Организация отчетной выставки.

2


ИТОГО


134


Методические материалы


Методическое сопровождение программы

  • методические разработки занятий,

  • учебно-тематический план;

  • календарно-тематический план;

  • ресурсы информационных сетей по темам кружка

Объекты и средства материально-технического обеспечения курса.

  • Компьютер, проектор, экран.


Формы аттестации

Мониторинги, формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, стартовый контроль, текущий и итоговый контроль, мини-экспозиции и экскурсии. Формы:

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в инвентарную книгу

  3. Участие в тематических викторинах

  4. Подготовка текста экскурсии

  5. Создание видеофильмов, презентаций, альбомов для пополнения фонда школьного музея

  6. Подготовка и проведение мини-экскурсии.


Оценочные материалы

Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) соотносятся с требованиями к умениям и навыкам обучающихся. Назначение КИМов – осуществлять контроль за уровнем освоения теоретических и практических знаний и умений по изучаемым разделам .Объектом оценивания должны стать предметные, метапредметые и личностные результаты. Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и овладение навыками ведения музейного дела.

Контрольно-измерительные материалы

Входной контроль:

  1. Что такое музей? Чем занимаются
    музеи?

  2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?

  • Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).

  • Музей – общественное учреждение для хранения произведений
    искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
    Брокгауза и Эфрона)

  • Музей – это территория бизнеса.

  • Музеем называют место, где находится большое количество памятников истории и искусства.

  1. Какие музеи есть в нашем районе? Опишите свой поход в музей.

  2. Зачем современному обществу нужны музеи?

  3. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет ее исследований.

  4. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.




Текущий контроль:

Пталомей I Сотер (Лувр.Париж) Франческо Медичи

Фердинанд Габсбург . Император Священной Римской империи

В. И. Вернадский





Задание 3.

Какие факторы повлияли на состояние культуры России впервой половине XIX века?

Какую роль в становлении и развитии музеев в России сыграли Александр II, Александр III, Николай II?

Задание 4.































Текущий контроль №2

1. Ответьте на вопросы:

1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?

5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?

9. Что включает фондовая документация музея?
10. Содержание основных этапов учета музейных предметов.

2.Анализируя раздаточный материал (рисунок) и опираясь на свой жизненный опыт, попытайтесь ответить на вопрос: какие задачи стоят перед сотрудниками музеев по организации хранения музейных фондов?



Итоговый контроль:

Составьте собственный экскурсионный проект, включите
в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники
архитектуры, скульптуры.

Этапы работы над экскурсионным проектом.

I. Подготовительный этап.

Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной
деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных
экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и
выполнение конкретных действий его участниками.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов



Список литературы:

  1. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.

  2. Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1998.

  3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий / Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман.изд.центр, 2001.

  4. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2018.











30



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!