СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.
Изучение информатики в 6 классах направлено на достижение следующих целей:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №61
им. Героя Советского Союза Е.Ф. Волкова
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУСОШ № 61 __________ О.В. Смирнова «____» ____________ 20___ г. | Рекомендовано к реализации Педагогическим советом Протокол № ___ от «___» _____________ 20___ г. | РАССМОТРЕНО: На заседании ШМО Протокол № ___ от «____» ____________ 20 ___ г. |
Рабочая программа
по ИНФОРМАТИКА И ИКТ
(название предмета)
для учащихся 6 классов II ступени обучения
Программа рассчитана на 34 часов
Разработчик: Слепцова Н.Ю., учитель МБОУСОШ № 61,
высшая квалификационная категория.
Тула, 2015 г.
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год.
Изучение информатики в 6 классах направлено на достижение следующих целей:
развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
В основу курса информатики для 6 классов положены следующие идеи:
целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в VII–IX (основной курс) и X-XI (профильные курсы) классах;
научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых);
практическая направленность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его:
дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
развивающее обучение – обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т.д.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
развивать коммуникативные умения и элементов информационной культуры, в основе которой лежат умения работать с информацией (сбор, хранение, обработка, передача, классификация, кодирование в процессе выполнения учебных задач);
сформировать основополагающие понятия информатики, таких как: «файл», «папка», «единицы измерения информации», «объект», «множество», «исполнитель», «алгоритм» др.;
сформировать навыки использования компьютерной техники и современных информационных и коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач.
организовать компьютерный практикум, ориентированный на овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
учебник и рабочая тетрадь для учащихся 6 класса;
методическое пособие для учителя, где последовательно раскрывается содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;
комплект цифровых образовательных ресурсов;
сборник занимательных задач, в котором собраны, систематизированы по типам и ранжированы по уровню сложности задачи по информатике, а также из смежных с информатикой теоретических областей, которые могут быть предложены для решения учащимся в 6 классе, даны ответы, указания и решения.
Название | Класс | ФИО автора | Издательство | Год издания |
Информатика и ИКТ: Учебник для 6 класса – 2-е изд. | 6 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2013 |
Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 6 класса - 2-е изд. | 6 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2013 |
Информатика и ИКТ: методическое пособие для учителей. | 6 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5–7». | 6 | Л.Л. Босова | БИНОМ. Лаборатория знаний | 2011 |
Курс направлен на формирование и развитие системы базовых национальных ценностей, заявленных в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство, природа, человечество.
Рабочая программа по информатике тесно связана с программой воспитания и социализации, так как важнейшими целями программы являются развитие у детей навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики ХХI века. Программа нацелена на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать и организовывать информацию; передавать ее; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В программе заложены межпредметные связи, логика учебного процесса определяет набор практических работ, необходимых для формирования их информационно-коммуникационной компетентности, и ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для обучающихся.
Программа включает в себя три раздела: «Объекты и системы», «Информационные модели», «Алгоритмика».
Первый раздел включает в себя материал, связанный с формированием знаний об объектах окружающего мира, компьютерных объектах, отношении объектов и множеств, понятии о системе объектов, персональном компьютере как системе, информации и знании, абстрактном мышлении, понятии.
Второй раздел «Информационные модели» раскрывает смысл и разнообразие информационных моделей, знаковых, табличных информационных моделях, зачем нужны графики и диаграммы, многообразие схем, использование графиков при решении задач.
Третий раздел «Алгоритмика» представлен темами по изучению основных понятий: алгоритм, исполнитель, формы записи алгоритмов, типы алгоритмов. Управление исполнителем Чертежник. Раздел направлен на развитие у обучающихся алгоритмического мышления.
Общая характеристика учебного предмета
Учебник и другие элементы УМК по Информатике и ИКТ в 6 классе реализуют общеобразовательную, развивающую и воспитательную цели, предполагающие комплексное решение практической задачи, заключающейся в овладении базовой системой понятий информатики на доступном уровне. Практическая задача является ведущей в данном курсе.
Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде: материя – энергия – информация.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5–7 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Изучение информатики и ИКТ в 5–7 классах направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики и ИКТ
в 5 классе необходимо решить следующие задачи:
показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
организовать компьютерный практикум, ориентированный на: формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения пропедевтического курса информатики и ИКТ в 6-х классах выделено 1 ч/нед., что составляет 34 учебных часов в год. Программой предусмотрено проведение:
практических работ – 17;
контрольная работа – 3;
творческая работа – 1.
Формы контроля:
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме интерактивного тестирования, теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.
В качестве методов контроля используются также разработка групповых мини-проектов, выполнение нестандартных домашних заданий (разгадывание и составление ребусов, изготовление коллажей и др.), внедрение элементов дистанционного обучения (модули проверки знаний), контрольные работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
1. Объекты и системы (14 ч.)
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система. Как мы познаем окружающий мир. Понятие как форма мышления.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы».
Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы».
Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графический объектов».
Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания графический объектов».
Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора».
Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы».
Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты.
Обучающийся научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «объект», «компьютерный объект»;
приводить примеры объектов, признаков объектов, разновидностей объектов;
приводить примеры множеств, систем объектов;
понимать как образуются понятия.
Ученик получит возможность:
сформировать представление об объектах как одном из основных понятий; компьютерных объектах;
сформировать представление об объектах операционной системы;
преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
2. Информационные модели (10 ч.).
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №8 «Создаем графические модели».
Практическая работа №9 «Создаем словесные модели».
Практическая работа №10 «Создаем многоуровневые списки».
Практическая работа №11 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)
Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)
Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)
Мини-проект «Диаграммы вокруг нас».
Обучающийся научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Ученик получит возможность:
сформировать начальные представления о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.
3. Алгоритмика (10 ч).
Что такое алгоритм. Жизненные задачи. Исполнители вокруг нас. Разнообразие исполнителей. Формы записи алгоритмов. Линейные алгоритмы. Алгоритмы с ветвлениями. Алгоритмы с повторениями. Управление исполнителем Чертежник.
Компьютерный практикум.
Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию «Часы»
Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками «Времена года»
Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»
Обучающийся научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Ученик получит возможность:
исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.
№ | Название темы | Количество часов | ||
общее | теория | практика | ||
5 класс | ||||
1 | Объекты и системы | 14 | 7 | 7 |
2 | Информационные модели | 10 | 6 | 4 |
3 | Алгоритмика | 10 | 7 | 3 |
| Итого: | 34 | 20 | 14 |
Информатика и ИКТ. 6 класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (34 часа)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||||
I триместр | |||||||||||||||
1 |
| Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Познакомиться со структурой учебника, приёмами работы с книгой; соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
| Способствовать расширению кругозора учащихся, повышению их интеллекта Организация компьютерного рабочего стола. | Положительное отношение к процессу познания, применять правила сотрудничества; развивать творческие способности учащихся, | Соблюдать требования ТБ и правильно организовывать своё рабочее место; понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «объект», «компьютерный объект» | Презентация «Техника безопасности», «Объекты и их имена», «Признаки объектов» | Введение, §1 | |||||
2 |
| Файлы и папки. Размер файла. Практическая работа №1 «Работаем с объектами файловой системы»
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Упорядочивать информацию в личной папке, определять свойства файла и папки. | Уметь полно и точно выражать свои мысли, поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование. | Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ
| узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними упорядочивать информацию в личной папке. | Плакат «Как хранят информацию в компьютере». Электронная РТ. Заготовки для практикума. | §2(2,3) | |||||
3 |
| Объекты операционной системы. Практическая работа №2 «Работаем с основными объектами операционной системы»
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; изменять свойства панели задач. Приводить примеры объектов операционной системы.
| Выбор оснований и критериев для сравнения объектов, сотрудничество в поиске информации | Актуализация собственного жизненного опыта | Приводить примеры объектов операционной системы. | Презентация «Объекты ОС» Заготовки для практикума. | §2(1) | |||||
4
|
| Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами, понимать отношения между множествами, уметь применять круги Эйлера. Пользоваться инструментами графического редактора. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Структурирование знаний. | Актуализация собственного жизненного опыта | выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; | Презентация «Отношения объектов» Заготовки для практикума. | §3(1,2,3) | |||||
5 |
| Отношение «входит в состав». Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Применять возможности графического редактора при создании объектов.
| Выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами. Применять возможности графического редактора при создании объектов. | Презентация «Отношения объектов», электронная тетрадь. Заготовки для практикума. | §3(4) | |||||
6 |
| Разновидности объекта и их классификация. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации.
| Планирование. Проверка. Работа над заданием. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами, объединять отдельные предмеры в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общие функции и действия, выполняемые этими или над этими объектами. | Презентация «Разновидности объектов и их классификация», интерактивные задания «Множество 1,2,3, К» | § 4(1,2) | |||||
7 |
| Классификация компьютерных объектов. Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации. Уметь приводить примеры классификации компьютерных объектов. Применять инструменты текстового редактора при создании документов. | Планирование. Проверка. Работа над заданием. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Презентация «Разновидности объектов и их классификация», интерактивные задания «Классификация числительных по значению, по сотаву» | §4(3,4) | ||||||
8 |
| Системы объектов. Состав и структура системы Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Использовать графические возможности текстового процессора при создании документа. | Планирование. Проверка. Работа над заданием. Самостоятельный поиск решения задач. | Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания. | Формирование формального мышления – способность применять логику при решении информационных задач, умение выполнять операции над понятиями и простыми суждениями. | Презентация «Системы объектов» Анимация «Модель Солнечной системы» | §5(1,2) | |||||
9 |
| Система и окружающая среда. Система как черный ящик. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Понимать систему как черный ящик. Использовать графические возможности текстового процессора при создании документа. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно | Актуализация собственного жизненного опыта | Презентация «Системы объектов» Интерактивная лаборатория «Чёрный ящик» | §5(3,4) | ||||||
10 |
| Персональный компьютер как система. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понимать персональный компьютер как систему объектов. Использовать графические возможности текстового процессора при создании документа. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Оценивание усваиваемого содержания | | Презентация «Персональный компьютер как система» Плакат «Компьютер и информация» | §6 | |||||
11 |
| Способы познания окружающего мира. Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать способы познания окружающего мира. Использовать инструменты графического и текстового редактора при создании компьютерных объектов. | Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Формирование критического мышления – способность устанавливать противоречие, т.е. несоответствие между желаемым и действительным; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем; формулировать гипотезу по решению проблем. | Презентация «Как мы познаем окружающий мир» | §7 | |||||
12 |
| Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Знать как образуются понятия. Приводить примеры понятий.
| Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Презентация «Понятие как форма мышления» | §8(1,2) | ||||||
II триместр | |||||||||||||||
13 |
| Определение понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь конструировать и исследовать компьютерные объекты. | Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Формирование объектно-ориентированного мышления – способность работать с объектами | Презентация «Понятие как форма мышления». | §8(3) Повт. §1-8 | |||||
14 |
| Контрольная работа №1 по теме «Объекты и системы» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Уметь систематизировать и обобщать знания по изученной теме. | Самостоятельное решение поставленных задач. | Оценивание усваиваемого содержания | | |
| |||||
15 |
| Информационное моделирование как метод познания. Практическая работа №8 «Создаём графические модели» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни. Создавать графические модели.
| Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель где выделены существенные характеристики объекта | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задачи. | Умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности (умение представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания: ключевых слов или понятий, текста, списка, таблицы, схемы, рисунка и т.п.). | Презентация «Информационное моделирование» плакат «Модели» | §8(9) | |||||
16 |
| Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания. Практическая работа №9 «Создаём словесные модели» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создавать словесные модели (описания). | Планирование. Проверка. Работа над заданием. | Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания. | Презентация «Информационное моделирование»; плакат «Модели». | §10 (1,2,3) | ||||||
17 |
| Математические модели. Многоуровневые списки. Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создавать математические модели. Создавать многоуровневые списки.
| Выполнение учебных действий во внутреннем плане | Актуализация собственного жизненного опыта. | Умение объяснять взаимосвязь первоначальных понятий информатики и объектов реальной действительности (соотносить их между собой, включать в свой активный словарь ключевые понятия информатики). | Презентация «Информационное моделирование»; плакат «Модели». | §10(4) | |||||
18 |
| Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать табличные модели. | Постановка учебной задачи. Планирование. Выполнение плана. | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Умение создавать информационные модели объектов, явлений, процессов из разных областей знаний на естественном, формализованном и формальном языках (на начальном уровне) | Презентация «Табличные информационные модели» Конструктор таблиц «Виды текстов» | §11(1,2) | |||||
19 |
| Вычислительные модели. Правила оформления таблиц. Практическая работа №11 «Создаем табличные модели» (продолжение) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления; создавать вычислительные модели в текстовом процессоре. | Составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения задач. | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Преобразовывать одни формы представления в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи. | Презентация «Табличные информационные модели» | §11(3,4) | |||||
20 |
| Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира; создавать диаграммы и графики.
| Составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения задач. | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Презентация «Табличные информационные модели» Анимация «Построение графика x(t)» | §12(1,2) | ||||||
21 |
| Создание информационных моделей – диаграмм. Мини-проект «Диаграммы вокруг нас» | 0,5
0,5 | Урок закрепления знаний | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира; создавать диаграммы и графики. | Составление плана и последовательности действий. Самостоятельное создание способов решения задач. | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Умение структурировать знания Умение применять начальные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и коммуникационных учебных задач | Презентация «Графики и диаграммы» | §12(3) | |||||
22 |
| Многообразие схем и сферы их применения. Практическая работа №13 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Создавать схемы, графы, деревья и уметь применять их при решении практических задач; создавать графические модели.
| Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Презентация «Схемы»
| §13(1) | ||||||
23 |
| Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6) | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. | Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. | Презентация «Схемы» Интерактивное задание «Графы 1,2,3» | §13(2,3) §8- 11(повт) | |||||
III триместр | |||||||||||||||
24 |
| Контрольная работа №2 по теме «Информационные модели» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Уметь систематизировать и обобщать знания по изученной теме. | Самостоятельное решение поставленных задач. | Оценивание усваиваемого содержания | |
|
| |||||
25 |
| Что такое алгоритм. Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы» | 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Понимать что такое алгоритм. Приводить примеры алгоритмов из собственного опыта. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели | Презентация «Что такое алгоритм» Интерактивное задание «Работа с алгоритмами» | §14 | |||||
26 |
| Исполнители вокруг нас. Работа в среде исполнителя Кузнечик
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Приводить примеры формальных и неформальных исполнителей; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями.
| Выполнение учебных действий во внутреннем плане | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. | Презентация «Алгоритмы и исполнители»; плакат «Алгоритмы и исполнители» | §15 | |||||
27 |
| Формы записи алгоритмов. Работа в среде исполнителя Водолей
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; придумывать задачи по управлению учебными исполнителями; планировать последовательность событий на заданную тему.
| Выполнение учебных действий во внутреннем плане | Учебно-познавательный интерес к новым способам решения задачи | Презентация «Алгоритмы и исполнители»; плакат «Алгоритмы и исполнители» | §16 | ||||||
28 |
| Линейные алгоритмы. Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию «Часы»
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем; использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету; подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта. | Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Актуализация собственного жизненного опыта | Презентация «Типы алгоритмов» | §17(1) | ||||||
29 |
| Алгоритмы с ветвлениями. Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками Времена года»
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов с ветвлениями; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. | Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка результатов деятельности. | Нравственно-эстетическая ориентация, в том числе и оценивание усваемого содержания. | Формирование алгоритмического мышления – умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели (личной, коллективной, учебной, игровой и др.); умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на естественных и формальных языках; умение вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения начального плана (или эталона), реального действия и его результата. | Презентация «Типы алгоритмов» Интерактивное задание «Ветвление» | §17(2) | |||||
30 |
| Алгоритмы с повторениями. Практическая работа №17 «Создаем циклическую презентацию «Скакалочка»
| 0,5
0,5 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью алгоритмов с ветвлениями и циклами; создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения. | Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка результатов деятельности. | Актуализация собственного жизненного опыта | Презентация «Типы алгоритмов» Интерактивное задание «Цикл» | §17(3) | ||||||
31 |
| Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником. | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Уметь управлять исполнителем Чертежник. Составлять алгоритмы для создания изображений.
| Планирование. Проверка. Работа над заданием.
| Актуализация собственного жизненного опыта | Презентация «Управление исполнителем Чертежник» Плакат «Исполнитель» | §18(1,2) | ||||||
32 |
| Использование вспомогательных алгоритмов.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; Работать в среде программирования Чертежник. | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | Составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителем; Работать в среде программирования Чертежник. | Презентация «Управление исполнителем Чертежник» | §18(3) | |||||
33 |
| Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.
| 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. Работать в среде программирования Чертежник. | Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи | Составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем. Работать в среде программирования Чертежник. | Презентация «Управление исполнителем Чертежник» | §18(4) §14-18(повт) | |||||
34 |
| Контрольная работа№3 по теме «Алгоритмика» | 1 | Урок комплексного применения ЗУН | Уметь систематизировать и обобщать знания по изученной теме. | Самостоятельное решение поставленных задач. | Оценивание усваиваемого содержания | |
|
|
Оборудование и приборы
Операционная система Windows, Linux
Пакет офисных приложений Office, OpenOffice
Л.Л. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Комплект плакатов для 5-6 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).