СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Профессиональное самоопределение школьников" 9 классы 2017-2018

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Профессиональное самоопределение школьников" 9 классы 2017-2018»

Пояснительная записка


Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии»
При разработке авторских программ по технологии возможно построение комбинированного содержания при различных сочетаниях разделов и тем трех названных направлений. Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной авторской программой, должны соответствовать данной примерной программе.

Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.


Цель курса:

Подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Целью МБОУ «ПЛ №24» является гражданское воспитание, социализация учебно-воспитательного процесса. Поэтому данная рабочая программа направлена на:

- создание условий для формирования у учащихся качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава

- получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности

- умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач

Задачи курса:

  1. Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.

  2. Повышение профессиональной грамотности учащихся.

  3. Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

На изучение курса «Профессиональное самоопределение школьников» отводится 35 часов (1 час в неделю), что полностью соответствует требованиям федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Данная рабочая программа составлена на 34 часа. Количество часов уменьшается в связи с особенностями календаря текущего учебного года.


Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный опрос, практические работы, тестирование, защита проектов.



























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1 «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» – 1 час.

Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.

Практическая работа. Составление словаря к уроку.

2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека – 1 час.

Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».

3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития – 1 час.

Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.

Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.

Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».

4. Значение, ситуация и правила выбора профессии – 1 час.

Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».


  1. Типичные ошибки при выборе профессии – 1 час.

Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий.незнание правил выбора профессии. Незнание себя.

Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:

Незнание мира
профессий

Незнание себя

Незнание правил

выбора профессии

1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий

1. Необъективная оценка своих возможностей

1. Отождествление учебного предмета с профессией

2. Предубеждения в отношении престижности профессии

2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии

2. Перенос отношения к человеку на профессию



3. Выбор профессии «за компанию»



4. Неумение определить пути приобретения профессии





6. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура – 1 час.

Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта: обоснование выбора профессии, профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий.

7. Обобщение по разделу по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» – 1 час.

Раздел 2. Мир труда и профессий

8. Профессия и специальность: происхождение и сущность – 1 час.

Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий»

9. Многообразие мира труда – 1 час.

Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.

Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия


Сфера экономики


Отрасль экономики


Сектор экономики


10. Классификация профессий. Формула профессии – 1 час.

Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.

11. Профессиональная деятельность и карьера человека – 1 час.

Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:

Позиции

Содержание

Моя будущая профессия


Цель деятельности


Задачи деятельности


Предмет труда


Средства труда


Результаты труда


Требуемый уровень образования


Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание)


Возможная заработная плата


12. Рынок труда и его требования к профессионалу – 1 час.

Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.

Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.

13. Обобщение по разделу «Мир труда и профессий» – 1 час.


Раздел 3. Человек и профессия

14. Профессионально важные качества личности – 1 час.

Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:

Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией

общие

особенные

специфические




15. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.

Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.

Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).

16. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 1 час.

Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».

17. Особенности психических процессов и выбор профессии – 1 час.

Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.

Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.

18. Темперамент и выбор профессии – 1 час.

Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности.положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.

19. Характер и выбор профессии – 1 час.

Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.

Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».

20. Роль способностей в профессиональной деятельности – 1 час.

Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей».

21. Тип личности и выбор профессии – 1 час.

Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.

Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.

22. Здоровье и выбор профессии – 1 час.

Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».

23. Профессиональная пригодность и самооценка – 1 час.

Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ – Я», как система представлений о себе. Структура «Образа – Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» – глазами других людей. «Я – концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я – концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.

Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».

24. Обобщение по разделу «Человек и профессия» - 1 час.


Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

25. Анализ профессиональной деятельности – 1 час.

Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.


26. Профессиональные пробы и творческие проекты – 1 час.

Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненных профпроб.

Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных Понятий. Дидактическая игра «Человек-профессия». Игровые упражнения «Кто есть кто», «Спящий город».

27. Профильное обучение предпрофильная подготовка – 1 час.

Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика.

Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий.

28. Пути получения профессионального образования – 1 час.

Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования.уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ознакомление с профессиональными учебными заведениями Брянской области.

29. Профессиональная консультация – 1 час.

Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».

30. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.

Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.

31. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе – 1час.Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профессиональному самоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение Карты готовности к профессиональному самоопределению.

32. Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».

33. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление – 1 час.

Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.

Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.

34. Защита творческих проектов «Мой выбор» – 1 час.

Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профессиональных проб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Практическая работа. Представление и защита проектов.















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

(1 ч в неделю; 35 учебных недель)

9 «В» класс


Номер урока

Тема урока

Ведущие

формы, методы,

средства обучения на уроке

Планируемые

образовательные результаты

изучения темы

Примечание

По плану

По факту

Раздел 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения (7 часов)

1

Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса

Беседа. Инструктаж. Индивидуальная

Знать: определение понятия «профессиональное самоопределение»; роль профессионального самоопределения в жизни человека.



07.09


2

Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека

Беседа. Объяснение. Работа с наглядными материалами. Индивидуальная

Иметь представление: о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

Уметь: обосновывать важность выбора профессии в жизни человека.


14.09


3

Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: сущность и структуру профессионального самоопределения


21.09


4

Значение, ситуация и правила выбора профессии

Беседа. Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии


28.09


5

Типичные ошибки при выборе профессии

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: типичные ошибки при выборе профессии.

Уметь: определять ошибки при выборе профессии


05.10


6

Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Уметь: определять сущность проекта. Цель проектирования.


12.10


7

Обобщение по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения»

Объяснение. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профессиональное самоопределние», «смысл и цель жизни человека», «правила выбора профессии», «типичные ошибки при выборе профессии».


19.10


Раздел 2. Мир труда и профессий (6 часов)

8

Профессия и специальность: происхождение и сущность

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профессия», «специальность». «Происхождение и сущность».

Уметь: называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии.


26.10


9

Многообразие мира труда

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «характеристика труда», «цели труда», «орудия труда».


09.11


10

Классификация профессий. Формула профессий

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «классификация», «формула профессии». Уметь:  называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии.


16.11


11

Профессиональная деятельность и карьера человека

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры». Уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры; высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры.


23.11


12

Рынок труда и его требования к профессионалу

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Иметь представление: о важности решения проблемы выбора профессии.


30.11


13

Обобщение по разделу по разделу «Мир труда и профессий»

Объяснение. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии». Уметь: формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.


07.12


Раздел 3. Человек и профессия (11 часов)

14

Профессионально важные качества личности

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определение понятия «качества личности», «профессиональные качества личности».


14.12


15

Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «интересы», «склонности», «мотивы». Уметь: выявлять мотивы выбора профессии


21.12


16

Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение».


28.12


17

Особенности психических процессов и выбор профессии

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «тип нервной системы»,  типы нервной системы.


11.01


18

Темперамент и выбор профессии

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «темперамент; типы темперамента. Уметь: выявлять свой ведущий тип темперамента.


18.01


19

Характер и выбор профессии

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определение понятия «характер». Уметь: определять наиболее типичные черты своего характера; исследовать формы проявления характера.


25.01


20

Роль способностей в профессиональной деятельности

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определение понятия «способности»; основные виды способностей. Уметь: объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.


01.02


21

Тип личности и выбор профессии

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: особенности своей личности.


08.02


22

Профессиональная деятельность и здоровье

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профессиональная деятельность», «здоровье».


15.02


23

Профессиональная пригодность и самооценка

Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профессиональная пригодность», «самооценка». Уметь: оценивать свои возможности


22.02


24

Обобщение по разделу по разделу «Человек и профессия»

Объяснение. Индивидуальная

Знать: материал по разделу


01.03


Раздел 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (10 часов)

25

Анализ профессиональной деятельности

Беседа. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профессиограмма», «психограмма». Уметь: анализировать профессиограммы и психограммы.


15.03


26

Профессиональные пробы и творческие проекты

Беседа. Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: сущность и этапы профессиональных проб.

Уметь: выполнять профессиональные пробы


22.03


27

Профильное обучение предпрофильная подготовка

Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «профильное обучение», «предпрофильная подготовка».


05.04


28

Пути получения профессионального образования

Беседа. Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Уметь: пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства.


12.04


29

Профессиональная консультация

Беседа. Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Уметь: перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии


19.04


30

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание

Беседа. Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Знать: определения понятий «саморазвитие», «самовоспитание». Иметь представление: о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.


26.04


31

Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе

Беседа. Устный опрос. Объяснение. Работа с видеослайдами. Индивидуальная

Уметь: принимать решения связанные с профессиональным выбором


03.05


32

Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении»

Объяснение. Индивидуальная

Знать: материал по разделу. Уметь: применять полученные знания.


10.05


33

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление

Объяснение. Работа с научно-популярной литературой. Индивидуальная

Уметь: разрабатывать и оформлять творческий проект «Мой выбор»


17.05


34

Защита творческих проектов «Мой выбор»

Работа с наглядными материалами. Индивидуальная

Уметь: защищать, оценивать выполненную работу.


24.05








ТРЕБОВАНИЯ УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:


Учащиеся должны знать:

социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».

Учащиеся должны иметь представление:о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.



















Норма оценки знаний, умений, навыков учащихся.

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Нормы оценок теоретических знаний.

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

Отметка «5» ставится, если обучаемый:

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если обучаемый:

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если обучаемый:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2» ставится, если обучаемый:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Отметка «1» ставиться, если обучаемый:

  • полностью не усвоил учебный материал;

  • не может изложить знания своими словами;

  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценок выполнения учащимися практических работ.

Учитель выставляет отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если обучаемым:

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если обучаемым:

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • в основном правильно выполняются приемы труда;

  • работа выполнялась самостоятельно;

  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если обучаемым:

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

  • самостоятельность в работе была низкой;

  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;

  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2» ставится, если обучаемым:

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • неправильно выполнялись многие приемы труда;

  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;

  • норма времени недовыполнена на 20-30 %;

  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

Отметка «1» ставится, если обучаемым:

  • не планировался труд, неправильно организованно рабочее место;

  • неправильно выполнились приемы труда;

  • отсутствует самостоятельность в работе;

  • крайне низкая норма времени;

  • изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований;

  • не соблюдались правила техники безопасности.