СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3классе А. П. Гайдар "Поход"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения

Тема: А. П. Гайдар «Поход»

Цель урока:

Расширить знания детей о творчестве А.П. Гайдара и способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Планируемые результаты:

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.

  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

  • Воспитание критического мышления.

 Познавательные УУД

  • Формирование навыков читательской компетенции.

  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.


Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Самоопределение к учебной деятельности.


Вместе не трудно, вместе не тесно.

Вместе легко и всегда интересно!


- Я надеюсь, что мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, вы будете активны и получите новые знания.


ΙΙΙ. Открытие нового знания


1.Вступительная беседа о писателе

- 22 января 1904 года родился Аркадий Петрович Гайдар – детский писатель. И сегодня ему бы исполнилось 120 лет.


- А, что Вы знаете об этом писателе? (Гайдар – это псевдоним писателя, а настоящая фамилия -Голиков).

- Какое лексическим значением имеет слово псевдоним?

Псевдоним – это вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

- Кто знает, какое значение имеет псевдоним Аркадия Петровича Гайдара?

Фамилия А.П.Гайдара Голиков. "Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем.

Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его школьный товарищ, писатель Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из отдельных букв, имеющих такое значение:

Г - первая буква фамилии Голиков; А-й - сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); дАр - сокращенное дАрзамас, по-французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал французский язык) - Г- ай- д- ар: Голиков Аркадий из Арзамаса

В 14 лет Гайдар ушёл добровольцем на фронт. В 15 лет он командовал ротой на фронте. В 17 лет он уже был командиром полка. Погиб А. П. Гайдар в бою в 1941 году.

За свою недолгую 36-летнюю жизнь А. П. успел написать много разных произведений о детях и для детей. Он был похож на героев своих книг умных и добрых, он очень любил молодую Советскую Родину, умел защищать её.


2. Прогнозирование темы произведения

- И сегодня дорогие друзья, я приглашаю вас ещё раз обратиться к страницам Гайдаровских книг. Послушайте внимательно стихотворение Андрея Усачёва

Каждый мальчик может стать солдатом,
По небу лететь, по морю плыть,
Охранять границу с автоматом,
Чтоб свою отчизну защитить.

Но сначала на футбольном поле
Защитит ворота он собой.
И за друга во дворе и школе
Примет он неравный, трудный бой.

Не пустить чужих собак к котёнку –
Потруднее, чем играть в войну.
Если ты не защитил сестрёнку, 
Как ты защитишь свою страну?


- Как вы думаете, о чём будет текст нашего произведения? (о мальчиках, о войне, о службе, о защите Родины).

- Молодцы. А что помогло Вам сделать такие выводы? (ключевые слова - мальчик, солдат, Отечество, защищать)

3. Первичное знакомство с рассказа А. П. Гайдара «Поход»

-а) Аудио прослушивание

б) Первое впечатление

-Понравился вам рассказ? Чем?

в) Словарная работа

красноармеец – воинское звание и должность военнослужащего рядового состава Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), рядового состава войск НКВД Советской России и Советского Союза с февраля 1918 года по 1946 год, синоним слова «солдат».

повестка- документ об официальном вызове в какой-либо официальный орган, например, по призыву в призывной пункт.

амуниция – военные вещи, составляющие снаряжение солдата,

лютая (зима)- суровая зима, холодная зима.


4.Повторное чтение

5. Беседа по содержанию

- Как зовут главного героя рассказа?

- Куда ушёл отец Альки?

- Что хотел сделать Алька? Что сказала мама?

- Как Алька стал готовиться к походу?

- Рассказ называется "Поход". Как вы думаете - чей поход имеется в виду - Альки или его отца?


- Ребята, а как вы думаете, почему в рассказе нет слов папа и мама, а употребляются строгие отец и мать? (показать серьезность ситуации, для Альки это не игра, а настоящая подготовка).

- Найдите слова, которые передают душевное состояние Альки в начале рассказа. (рассердился, заявил, закричал бы, заплакал бы)

- Что можно сказать о родителях, какие слова помогают передать их отношение к сыну? (отец- крепко поцеловал, не стал будить, сказал, улыбнувшись; мать - умная, решила подыграть сыну).


-Что сказал отец сыну?


VΙ. Итог.

-Чему учит этот рассказ? (быть ответственными, поступать мудро, ценить свою Родину и быть готовым встать на защиту своих рубежей).

Рассказ А. П. Гайдара «Поход» был написан в преддверии рокового 1941 года, когда началась ВВ война.



-В жизни каждого будут свои трудности, но с детства вы должны учиться быть настоящим гражданином своей страны. Герои рассказов А. П. Гайдара учат этому юных читателей.


С. Михалков

«Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер как солдат»

Ты повесть школьную открой-

Гайдар её писал;

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

Их по поступкам узнают,

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель,

Большевик

И Гражданин Гайдар.


V. Рефлексия.

- Выберите и продолжите любое предложение.

  • На уроке я узнал (а)…

  • После урока мне захотелось …

  • На этом уроке я похвалил(а) бы себя за ….































Аркадий Петрович

Гайдар



Псевдоним


Фамилия А.П.Гайдара Голиков. "Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем.

Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его школьный товарищ, писатель Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из отдельных букв, имеющих такое значение:

Г - первая буква фамилии Голиков; А-й - сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); дАр - сокращенное дАрзамас, по-французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал французский язык) - Г- ай- д- ар: Голиков Аркадий из Арзамаса




красноармеец -

повестка-

амуниция -

лютая (зима)-


На уроке я узнал (а)…

После урока мне захотелось …

На этом уроке я похвалил(а) бы себя за ….






Аркадий Гайдар

«Поход»

Ночью красноармеец принёс повестку. А на заре, когда Алька ещё спал, отец крепко поцеловал его и ушёл на войну — в поход.

Утром Алька рассердился, зачем его не разбудили, и тут же заявил, что и он хочет идти в поход тоже. Он, вероятно бы, закричал, заплакал. Но совсем неожиданно мать ему в поход идти разрешила. И вот для того, чтобы набрать перед дорогой силы, Алька съел без каприза полную тарелку каши, выпил молока. А потом они с матерью сели готовить походное снаряжение. Мать шила ему штаны, а он, сидя на полу, выстругивал себе из доски саблю. И тут же, за работой, разучивали они походные марши, потому что с такой песней, как «В лесу родилась елочка», никуда далеко не нашагаешь. И мотив не тот, и слова не такие, в общем эта мелодия для боя совсем неподходящая.

Но вот пришло время матери идти дежурить на работу, и дела свои они отложили на завтра.

И так день за днём готовили Альку в далёкий путь. Шили штаны, рубахи, знамёна, флаги, вязали тёплые чулки, варежки. Одних деревянных сабель рядом с ружьём и барабаном висело на стене уже семь штук. А этот запас не беда, ибо в горячем бою у звонкой сабли жизнь ещё короче, чем у всадника.

И давно, пожалуй, можно было бы отправляться Альке в поход, но тут наступила лютая зима. А при таком морозе, конечно, недолго схватить и насморк или простуду, и Алька терпеливо ждал тёплого солнца. Но вот и вернулось солнце. Почернел талый снег. И только бы, только начать собираться, как загремел звонок. И тяжёлыми шагами в комнату вошёл вернувшийся из похода отец. Лицо его было тёмное, обветренное, и губы потрескались, но серые глаза глядели весело.

Он, конечно, обнял мать. И она поздравила его с победой. Он, конечно, крепко поцеловал сына. Потом осмотрел всё Алькино походное снаряжение. И, улыбнувшись, приказал сыну: всё это оружие и амуницию держать в полном порядке, потому что тяжёлых боев и опасных походов будет и впереди на этой земле ещё немало.