Метапредметные умения на уроках естественно-математического цикла
Учитель биологии Дьякова Надежда Анатольевна
Учитель математики Свитачева Наталия Петровна
"Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. "..
Антуан де Сент-Экзюпери
Введение ФГОС ООО:
- Изменение отношения к содержательному и процессуальному аспектам образования.
- Ведущая идея – метапредметность в организации образовательного процесса.
- Изменение функций учителя и учащихся в образовательном процессе.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут умения учащихся:
Задания по международной программе PISA по биологии
Задание № 3 Кровь
В организме человека кровь связывает каждый орган , каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества , которые получила из пищи в органах пищеварения. От легких доставляет к клеткам кислород , а углекислый газ , вредные отработанные вещества несет к тем органам , которые их обезвреживают или выводят из организма. Она поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов.
- Решите задачу :
Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1дм3 пластилина , если его разрубить на одинаковые кубики по 1мм3?
А) Масса и объем не изменятся , а общая поверхность увеличится в 100 раз.
В) Масса увеличится, а объем останется неизменным , общая поверхность уменьшится в 10 раз
С) Масса и объем не изменятся , общая поверхность уменьшится в 10 раз
D) Масса увеличится, а объем останется неизменным, а общая поверхность увеличится в 100 раз.
Прочитайте текст: Сердце – удивительный и надежный мотор , насос , который работает в течении всей жизни ( до 100-150 лет), без остановки и «ремонта» . Вопрос№1 В чем причина такой неутомимости работоспособности сердца и его мышц. Вопрос № 2 Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1сутки , если оно сокращается в среднем 70 раз в мин , выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см 3 крови? - Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека (которая представлена на схеме )и , исходя из продолжительности фаз сердечного цикла , определите , сколько лет из 80 у него
1. Отдыхали мышцы желудков сердца 2. Отдыхали мышцы предсердий 3. были закрыты створчатые клапаны 4. Были закрыты полулунные клапаны. - Прочтите факты : 1. При жаре и волнении кожа краснеет , на холоде и при испуге – бледнеет. Вопрос: Почему?
2. В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешиванию их . Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног , как стрелка прибора покажет , что сторона платформы , где лежат ноги опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. . Вопрос : Как и в зависимости от чего изменяется снабжение кровью ?
Инструкция к практической работе: 1. Прочтите текст. 2. Проанализируйте прочитанный текст, внесите результаты анализа в таблицу. 3. Ответьте на вопрос: Какие затруднения Вы испытывали при выполнении работы?
План выступления модератора группы: 1 . Ознакомление аудитории с результатами выполненной работы. 2. Анализ затруднений при выполнении работы.
Работа с текстом
Используя содержание текста «Кровеносные сосуды», ответьте на вопросы и решите задачу.
1) Какие свойства характерны для артерий?
2) Зная скорость течения крови в аорте, рассчитайте примерную скорость тока крови в капиллярах, если известно, что суммарный просвет капилляров в 1000 раз больше, чем просвет аорты.
3) Какое биологическое значение имеет такая скорость кровотока для дыхания?
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияет на объём крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью. Артерии − сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия − аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, не спадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды − артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды − капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью. Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены − сосуды, по которым кровь течёт к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.
Практическая часть. Работа с текстом
План
Основное содержание
1. Строение артерий и вен
Извлеченный смысл
1. Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Наружный слой образован соединительной тканью .
Примечания
2. Скорость крови в аорте примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем.
1. Каждый слой выполняет определенную функцию и имеет соответствующее строение.
3. . Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.
4. . Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает.
2. Движение крови по артериям
2. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем.
3. Через тонкие стенки капилляров легко проходит газообмен за счет диффузии.
3. Движение крови по капиллярам
2. К ответу на 1 вопрос
4. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.
4. Движение крови по венам
3. К ответу на 3 вопрос
Решение
- м/с = 0,5 мм/с
- Около 0,5 мм/с
Замечание. Решение можно сделать несколько проще, если заметить, что из полученных уравнений следует: , откуда
Смешав 60%−ый и 30%−ый растворы кислоты и добавив 5 кг чистой воды, получили 20%−ый раствор кислоты. Если бы вместо 5 кг воды добавили 5 кг 90%−го раствора той же кислоты, то получили бы 70%−ый раствор кислоты. Сколько килограммов 60%−го раствора использовали для получения смеси?
- Решение. Пусть x кг и y кг — массы первого и второго растворов, взятые при смешивании. Тогда x+y+5 кг — масса полученного раствора, содержащего 0,6x+0,3y кг кислоты. Концентрация кислоты в полученном растворе 20%, откуда
- Решим систему двух полученных уравнений:
Первое уравнение принимает вид 0,3x+1,2 = 1,8, откуда x=2
ОТВЕТ: 2 кг
Задание ГИА по биологии
Какое из данных утверждений анализа графика ошибочно характеризует полученные закономерности:
1) температура влияет на и на процесс фотосинтеза, и на дыхание;
2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при более высокой — дыхание;
3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;
Обратите внимание на слово « ошибочно » в условии. Нам нужно найти вариант, не правильно описывающий представленный график. Во втором варианте неверное утверждение — в организме идет процесс либо фотосинтеза, либо дыхания, по-очереди не бывает.
Ответ : 2)
Работа с объектом, установление причинно-следственных связей
Какие пословицы соответствует графику и диаграмме?
Разработаны интегрированные уроки:
- «Птицы и десятичная дробь» (7 класс)
- «Миграции птиц и графики» (7 класс)
- «Решение генетических задач методом пропорции» (9 класс)
Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении учебных предметов можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.
Проекты:
- «Симметрия в биологии» (9-10 классы)
- «Математическая обработка экспериментальных данных» (9-11 классы)
- «Вероятностный характер законов генетики» (10-11 классы)
Вывод:
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!