СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметные умения

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал о метапредметных заданиях на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«Метапредметные умения»

Метапредметные умения на уроках естественно-математического цикла Учитель биологии Дьякова Надежда Анатольевна Учитель математики Свитачева Наталия Петровна

Метапредметные умения на уроках естественно-математического цикла

Учитель биологии Дьякова Надежда Анатольевна

Учитель математики Свитачева Наталия Петровна

"Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. "..

Антуан де Сент-Экзюпери

Введение ФГОС ООО: Изменение отношения к содержательному и процессуальному аспектам образования.  Ведущая идея – метапредметность в организации образовательного процесса.  Изменение функций учителя и учащихся в образовательном процессе.

Введение ФГОС ООО:

  • Изменение отношения к содержательному и процессуальному аспектам образования.

  • Ведущая идея – метапредметность в организации образовательного процесса.

  • Изменение функций учителя и учащихся в образовательном процессе.
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут умения учащихся:

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут умения учащихся:

Задания по международной программе PISA по биологии   Задание № 3 Кровь  В организме человека кровь связывает каждый орган , каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества , которые получила из пищи в органах пищеварения. От легких доставляет к клеткам кислород , а углекислый газ , вредные отработанные вещества несет к тем органам , которые их обезвреживают или выводят из организма. Она поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов. - Решите задачу : Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1дм3 пластилина , если его разрубить на одинаковые кубики по 1мм3? А) Масса и объем не изменятся , а общая поверхность увеличится в 100 раз. В) Масса увеличится, а объем останется неизменным , общая поверхность уменьшится в 10 раз С) Масса и объем не изменятся , общая поверхность уменьшится в 10 раз D) Масса увеличится, а объем останется неизменным, а общая поверхность увеличится в 100 раз.

Задания по международной программе PISA по биологии

Задание № 3 Кровь

В организме человека кровь связывает каждый орган , каждую клетку тела между собой. Кровь разносит питательные вещества , которые получила из пищи в органах пищеварения. От легких доставляет к клеткам кислород , а углекислый газ , вредные отработанные вещества несет к тем органам , которые их обезвреживают или выводят из организма. Она поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов.

- Решите задачу :

Как изменится общая масса, общий объем и общая поверхность 1дм3 пластилина , если его разрубить на одинаковые кубики по 1мм3?

А) Масса и объем не изменятся , а общая поверхность увеличится в 100 раз.

В) Масса увеличится, а объем останется неизменным , общая поверхность уменьшится в 10 раз

С) Масса и объем не изменятся , общая поверхность уменьшится в 10 раз

D) Масса увеличится, а объем останется неизменным, а общая поверхность увеличится в 100 раз.

Прочитайте текст:   Сердце – удивительный и надежный мотор , насос , который работает в течении всей жизни ( до 100-150 лет), без остановки и «ремонта» .  Вопрос№1  В чем причина такой неутомимости работоспособности сердца и его мышц.  Вопрос № 2 Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1сутки , если оно сокращается в среднем 70 раз в мин , выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см 3  крови?  - Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека (которая представлена на схеме )и , исходя из продолжительности фаз сердечного цикла , определите , сколько лет из 80 у него

Прочитайте текст:  Сердце – удивительный и надежный мотор , насос , который работает в течении всей жизни ( до 100-150 лет), без остановки и «ремонта» . Вопрос№1  В чем причина такой неутомимости работоспособности сердца и его мышц. Вопрос № 2 Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1сутки , если оно сокращается в среднем 70 раз в мин , выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см крови? - Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека (которая представлена на схеме )и , исходя из продолжительности фаз сердечного цикла , определите , сколько лет из 80 у него

1. Отдыхали мышцы желудков сердца  2. Отдыхали мышцы предсердий  3. были закрыты створчатые клапаны  4. Были закрыты полулунные клапаны.   - Прочтите факты :  1. При жаре и волнении кожа краснеет , на холоде и при испуге – бледнеет.   Вопрос:  Почему?

1. Отдыхали мышцы желудков сердца 2. Отдыхали мышцы предсердий 3. были закрыты створчатые клапаны 4. Были закрыты полулунные клапаны. - Прочтите факты : 1. При жаре и волнении кожа краснеет , на холоде и при испуге – бледнеет. Вопрос:  Почему?

2.  В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешиванию их . Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног , как стрелка прибора покажет , что сторона платформы , где лежат ноги опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. .  Вопрос : Как и в зависимости от чего изменяется снабжение кровью ?

2. В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешиванию их . Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног , как стрелка прибора покажет , что сторона платформы , где лежат ноги опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. . Вопрос : Как и в зависимости от чего изменяется снабжение кровью ?

Инструкция к практической работе:   1. Прочтите текст.   2. Проанализируйте прочитанный текст, внесите результаты анализа в таблицу.   3. Ответьте на вопрос:  Какие затруднения Вы испытывали при выполнении работы?

Инструкция к практической работе: 1. Прочтите текст. 2. Проанализируйте прочитанный текст, внесите результаты анализа в таблицу. 3. Ответьте на вопрос: Какие затруднения Вы испытывали при выполнении работы?

План выступления модератора группы:    1 . Ознакомление аудитории с результатами выполненной работы.   2. Анализ затруднений при выполнении работы.

План выступления модератора группы: 1 . Ознакомление аудитории с результатами выполненной работы. 2. Анализ затруднений при выполнении работы.

Работа с текстом Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Кровеносные сосуды», от­веть­те на во­про­сы и ре­ши­те задачу.   1) Какие свой­ства ха­рак­тер­ны для артерий? 2) Зная ско­рость те­че­ния крови в аорте, рас­счи­тай­те при­мер­ную ско­рость тока крови в капиллярах, если известно, что сум­мар­ный про­свет ка­пил­ля­ров в 1000 раз больше, чем про­свет аорты. 3) Какое био­ло­ги­че­ское зна­че­ние имеет такая ско­рость кро­во­то­ка для дыхания?

Работа с текстом

Используя со­дер­жа­ние тек­ста «Кровеносные сосуды», от­веть­те на во­про­сы и ре­ши­те задачу.

 

1) Какие свой­ства ха­рак­тер­ны для артерий?

2) Зная ско­рость те­че­ния крови в аорте, рас­счи­тай­те при­мер­ную ско­рость тока крови в капиллярах, если известно, что сум­мар­ный про­свет ка­пил­ля­ров в 1000 раз больше, чем про­свет аорты.

3) Какое био­ло­ги­че­ское зна­че­ние имеет такая ско­рость кро­во­то­ка для дыхания?

КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ   Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими плотно прилегающими друг к другу клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Их сокращение и расслабление влияет на объём крови, протекающей в сосуде. Это обеспечивает приспособленность организма к физическим и психическим нагрузкам. Наружный слой образован соединительной тканью. Артерии − сосуды, по которым кровь движется от сердца. Самая крупная артерия − аорта, скорость крови в ней примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем. На ощупь они плотные и упругие, не спадающие, выдерживают высокое давление крови, которое в спокойном состоянии составляет около 120 мм рт. ст. Артерии разветвляются на более мелкие сосуды − артериолы, плавно переходящие в тончайшие сосуды − капилляры. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью. Из капилляров кровь собирается сначала в мелкие, затем в крупные вены − сосуды, по которым кровь течёт к сердцу. Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

Практическая часть. Работа с текстом

План

Основное содержание

  1. Строение артерий и вен

Извлеченный смысл

  1.   Артерии и вены − крупные кровеносные сосуды. Их внутренний слой образован плоскими клетками. Средний слой состоит из эластичных волокон и гладких мышц. Наружный слой образован соединительной тканью .

Примечания

2. Скорость крови в аорте примерно 0,5 м/с. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем.

  1. Каждый слой выполняет определенную функцию и имеет соответствующее строение.

 

3. . Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток, и через них легко происходит обмен веществ и газов между кровью и тканевой жидкостью.

4. . Стенки вен тонки и растяжимы, содержат мало гладкомышечных клеток, поэтому в них накапливается значительная часть крови. Скорость крови в венах нарастает и составляет 6−25 см/с, а давление падает.

2. Движение крови по артериям

2. Стенки артерий образованы большим количеством эластических волокон и толстым мышечным слоем.

3. Через тонкие стенки капилляров легко проходит газообмен за счет диффузии.

3. Движение крови по капиллярам

 

2. К ответу на 1 вопрос

4. В стенках крупных вен имеются особые складки − клапаны. Они предотвращают обратный ток крови.

4. Движение крови по венам

3. К ответу на 3 вопрос

Решение    м/с = 0,5 мм/с Около 0,5 мм/с

Решение

 

  • м/с = 0,5 мм/с
  • Около 0,5 мм/с
Замечание.  Решение можно сделать несколько проще, если заметить, что из полученных уравнений следует:  , откуда Смешав 60%−ый и 30%−ый рас­тво­ры кис­ло­ты и до­ба­вив 5 кг чи­стой воды, по­лу­чи­ли 20%−ый рас­твор кислоты. Если бы вме­сто 5 кг воды до­ба­ви­ли 5 кг 90%−го рас­тво­ра той же кислоты, то по­лу­чи­ли бы 70%−ый рас­твор кислоты. Сколь­ко ки­ло­грам­мов 60%−го рас­тво­ра ис­поль­зо­ва­ли для по­лу­че­ния смеси? Решение.  Пусть  x  кг и  y  кг — массы первого и второго растворов, взятые при смешивании. Тогда x+y+5 кг — масса полученного раствора, содержащего  0,6x+0,3y   кг кислоты. Концентрация кислоты в полученном растворе 20%, откуда Решим систему двух полученных уравнений: Первое уравнение принимает вид 0,3x+1,2 = 1,8, откуда x=2 ОТВЕТ: 2 кг   

Замечание.  Решение можно сделать несколько проще, если заметить, что из полученных уравнений следует:  , откуда

Смешав 60%−ый и 30%−ый рас­тво­ры кис­ло­ты и до­ба­вив 5 кг чи­стой воды, по­лу­чи­ли 20%−ый рас­твор кислоты. Если бы вме­сто 5 кг воды до­ба­ви­ли 5 кг 90%−го рас­тво­ра той же кислоты, то по­лу­чи­ли бы 70%−ый рас­твор кислоты. Сколь­ко ки­ло­грам­мов 60%−го рас­тво­ра ис­поль­зо­ва­ли для по­лу­че­ния смеси?

  • Решение. Пусть  x  кг и  y  кг — массы первого и второго растворов, взятые при смешивании. Тогда x+y+5 кг — масса полученного раствора, содержащего  0,6x+0,3y   кг кислоты. Концентрация кислоты в полученном растворе 20%, откуда
  • Решим систему двух полученных уравнений:

Первое уравнение принимает вид 0,3x+1,2 = 1,8, откуда x=2

ОТВЕТ: 2 кг 

 

Задание ГИА по биологии Какое из данных утверждений анализа графика   ошибочно  характеризует полученные  закономерности: 1) температура  влияет на и на процесс фотосинтеза,  и на дыхание; 2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при  более высокой —  дыхание; 3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются; 4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются; Обратите внимание на слово « ошибочно » в условии. Нам нужно найти вариант,  не правильно  описывающий представленный график. Во втором варианте неверное утверждение — в организме идет процесс либо фотосинтеза, либо дыхания, по-очереди не бывает. Ответ : 2)

Задание ГИА по биологии

Какое из данных утверждений анализа графика   ошибочно  характеризует полученные  закономерности:

1) температура  влияет на и на процесс фотосинтеза,  и на дыхание;

2) при температуре от +5∘C до +50∘C идет фотосинтез, при  более высокой —  дыхание;

3) при температуре меньше −10∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;

4) при температуре выше 60∘C все процессы — и фотосинтез, и дыхание прекращаются;

Обратите внимание на слово « ошибочно » в условии. Нам нужно найти вариант,  не правильно  описывающий представленный график. Во втором варианте неверное утверждение — в организме идет процесс либо фотосинтеза, либо дыхания, по-очереди не бывает.

Ответ : 2)

Работа с объектом, установление причинно-следственных связей

Работа с объектом, установление причинно-следственных связей

Какие пословицы соответствует графику и диаграмме?

Какие пословицы соответствует графику и диаграмме?

Разработаны интегрированные уроки:   «Птицы и десятичная дробь» (7 класс) «Миграции птиц и графики» (7 класс) «Решение генетических задач методом пропорции» (9 класс)

Разработаны интегрированные уроки:

  • «Птицы и десятичная дробь» (7 класс)
  • «Миграции птиц и графики» (7 класс)
  • «Решение генетических задач методом пропорции» (9 класс)
Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении учебных предметов можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.

Достигать метапредметных результатов обучающихся при изучении учебных предметов можно различными методами, однако наиболее перспективным видится проектная деятельность.

Проекты: «Симметрия в биологии» (9-10 классы)  «Математическая обработка экспериментальных данных» (9-11 классы)  «Вероятностный характер законов генетики» (10-11 классы)

Проекты:

  • «Симметрия в биологии» (9-10 классы)

  • «Математическая обработка экспериментальных данных» (9-11 классы)

  • «Вероятностный характер законов генетики» (10-11 классы)
Вывод: Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

Вывод:

Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!